Первая административная практика применения КС
С наступлением 2014 г. мы как информационная площадка
для профессионалов в сфере госзакупок оказались в несколько затруднительном
положении: наши авторы, интерпретируя Закон о контрактной
системе, могли ссылаться только на административную
практику, которая относилась к правоприменению Закона № 94-ФЗ –
другой просто не было. И вот, наконец, к настоящему времени появилась
первая административная практика в рамках действия Закона
о контрактной системе. Извлечения из нее вы можете прочитать в текущем
номере по отношению к различным предметам: в рубрике
«Госзаказ на контроле» она касается банковской гарантии, в рубрике
«Практикум по закупкам» – порядка проведения запроса котировок
(в статье даны ссылки на решения территориальных управлений
ФАС России), в рубрике «Административная практика» – правомерности
представления в заявке лицензии субподрядчика (в частности).
Впрочем, с новой практикой по-прежнему сосуществует и та, которая
была в период действия Закона № 94-ФЗ. В нашем журнале
она отражена в материале о правомерности объединения в один лот
различных работ в сфере ИТ-технологий.
Также в номере: регулирование сферы госзакупок на территории
стран Евразийского экономического союза; закупка лекарств
за счет бюджетных средств; некоторые вопросы порядка закупок отдельными
видами юрлиц; актуальные вопросы закупки у единственного
поставщика и др.
Руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
Евгений Красавин
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
СТАТИСТИКА
Галкин А.А.
Результаты мониторинга проведения
общественного обсуждения закупок
на сумму свыше 1 млрд руб.
ОФИЦИАЛЬНО О ЗАКУПКАХ
Плесков А.А.
Регулирование сферы госзакупок
на территории стран Евразийского
экономического союза
Барабанов О.А.
Актуальные вопросы закупки
у единственного поставщика
4
6
9
13
Бюджетный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОК 004-93, утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17
Общероссийский официальный сайт в сети Интернет для размещения информации
о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд
Социально ориентированные некоммерческие организации
Субъекты малого предпринимательства
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 21.04.2011 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд”»
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд”»
Электронная торговая площадка
ПРАКТИКУМ ПО ЗАКУПКАМ
Официальная позиция
Строганов А.А.
Закупка под ключ в сфере
ИТ-технологий:
правомерность объединения в один лот
различных работ
Обмен опытом
Шавылина Ю.А.
Запрет на закупку отдельных
видов товаров машиностроения
и иностранных товаров легкой
промышленности:
порядок применения постановлений
Правительства РФ
Список сокращений, используемых в журнале
–БК РФ
– ГрК РФ
–ГК РФ
– КоАП РФ
– НМЦК
–ОКДП, ОКПД
–Официальный сайт
– СО НКО
– СМП
– Закон № 94-ФЗ
– Закон № 79-ФЗ
–Закон № 223-ФЗ
– Закон о контрактной
системе, КС
–Закон № 140-ФЗ
– ЭТП
20
24
2
№ 11 / 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Казанцев Д.А., Подъяблонская А.К.
Закупка лекарств за счет
бюджетных средств:
упрощенные процедуры
Карташкова А.И.
Особенности процедуры запроса котировок
до и после вступления в силу Закона № 140-ФЗ
Применение Закона № 223-ФЗ
Цуканов И.А.
Некоторые вопросы о порядке закупок
отдельными видами юридических лиц
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ПРАКТИКА
Чуряев А.В.
Сложные вопросы применения
законодательства о КС
сквозь призму практики Президиума ВАС РФ
32
37
45
51
Учредитель и издатель: ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Первый заместитель директора,
главный редактор
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редактор-эксперт
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер
Адрес редакции
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Валерия Красных
vkrasnykh@mcfr.ru
Марина Козырева
Ольга Сутемьева
Светлана Титова
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Надежда Ростова
nrostova@mcfr.ru
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах на полугодие
Комплект: журнал с приложением
«Роспечать» – 37293; «Почта России» – 10281;
«Пресса России» – 88526.
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17.
Факс: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале «Госзакупки.ру.
Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная
практика», допускается только с письменного согласия редакции
Свидетельство: ПИ № ФС77-38738 от 22.01.2010
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 20.10.2014. Дата выхода в свет 10.11.2014.
Формат 60 Ч 90 / 8. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,0.
Тираж 15 000 экз. Изд. № 6582. Заказ № 5073
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография».
Филиал «Чеховский Печатный Двор»,
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
Сайт: www.chpd.ru, e-mail: salеs@chpd.ru, тел./факс: 8 (496) 726-54-10
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ГОСЗАКАЗ НА КОНТРОЛЕ
Толстобоков О.Н.
Банковская гарантия по-новому:
первая практика контроля
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
Пишите – ответим
58
62
Знак-указатель на документы,
полный текст которых
приводится на портале
www.pro-goszakaz.ru
№ 11 / 2014
3
ISSN 2079-3987
11
9 772079 398142
Стр.5
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ВЕРХОВНЫЙ СУД ПОДТВЕРДИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
КОНКУРСА С ОГРАНИЧЕННЫМ УЧАСТИЕМ
Верховный Суд РФ поддержал ФАС России
и Минэкономразвития России в споре с департаментом
строительства администрации г. Омска
относительно случаев проведения конкурса
с ограниченным участием.
Омская администрация пыталась оспорить
в Верховном Суде РФ письмо Минэкономразвития
России и ФАС России, которое содержало
разъяснения о применении положений Закона
о контрактной системе, в частности положения
о проведении конкурса с ограниченным
участием. Согласно письму для проведения конкурса
такого типа необходимо наличие одновременно
двух условий: объектом закупки должно
быть выполнение работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту особо
опасных и технически сложных объектов капитального
строительства, а также искусственных
дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных
дорог федерального, регионального
или межмуниципального, местного значения;
НМЦК при осуществлении закупок для государственных
нужд должна превышать 150 млн руб.,
а для обеспечения муниципальных нужд – быть
выше 50 млн руб.
Представители департамента строительства
омской администрации настаивали на том, что
Закон о контрактной системе позволяет проводить
конкурс с ограниченным участием при наличии
одного из перечисленных условий.
Верховный Суд РФ постановил, что требование
о необходимости наличия одновременно двух
условий – о технической сложности объекта и соблюдения
ценового критерия – установлено федеральным
законодательством, и признал заявление
омских властей необоснованным.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДРЯДЧИКОВ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ЦЕНЫ
И КАЧЕСТВА РАБОТ БУДЕТ УСИЛЕНА
Министр строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ Михаил Мень на заседании
круглого стола Общероссийского народного
фронта по вопросу совершенствования использования
бюджетных средств в сфере строительства
сообщил, что разработан законопроект о внесении
изменений в Закон о контрактной системе,
который предусматривает ответственность подрядчика
в соблюдении качества при возведении
объектов капитального строительства. «Законопроектом
вводится запрет на выплату в полном
объеме стоимости контракта до получения заключения
Госстройнадзора на соответствие построенного
объекта требованиям технических регламентов
и проектной документации», – сказал он.
4
Замминистра Елена Сиэрра, также участвовавшая
в заседании круглого стола, пояснила, что
законопроектом предусматривается, что подрядчики
будут нести ответственность и за изменение
стоимости строительства в ходе исполнения
гос контрактов в случае, если цена изменена не по
инициативе заказчика.
Кроме того, Михаил Мень во время своего выступления
заявил, что в ведомстве сейчас прорабатывается
предложение о возможности согласования
в Минстрое России руководителей органов
строительного надзора в регионах. «Влияя на кадровые
назначения в региональных стройнадзорах,
министерство сможет реагировать на жалобы
на деятельность этих органов», – отметил он.
№ 11 / 2014
Стр.6
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАСШИРИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
На общественное обсуждение вынесен проект
изменений в постановление Правительства РФ
от 28.11.2013 № 1087. Проектом предлагается расширить
перечень случаев заключения контракта
жизненного цикла. Планируется дополнить его
положением, что данный контракт заключается
также в следующих случаях: выполнения работ
по проектированию и строительству объектов
здравоохранения и объектов, предназначенных
для санитарно-курортного лечения, а также
выполнения работ по проектированию и строительству
объектов спорта.
Контракты жизненного цикла в отличие
от обычных государственных контрактов предусматривают
после поставки товаров осуществление
исполнителем последующего обслуживания,
ремонта и при необходимости эксплуатации
и (или) утилизации поставленного товара или созданного
в результате выполнения работы объекта
(ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе).
ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЦЕНТРАЛИЗУЮТ ГОСЗАКУПКИ
Городские власти Санкт-Петербурга планируют
упорядочить систему закупок. Бюджетно-финансовый
комитет Законодательного
собрания Северной столицы одобрил новый
законопроект, согласно которому предполагается
реформировать государственные закупки,
а именно установить централизованный порядок
их проведения.
В соответствии с проектом исполнительные
органы будут осуществлять госзакупки для бюджетных
и автономных учреждений. Этот же подход
будет распространен и на закупку товаров
и услуг для муниципальных образований. В проекте
также определено, что процедура общественных
слушаний будет проводиться при стоимости
закупки от 500 млн руб.
ГОСЗАКУПКИ ИНОСТРАННОГО СОФТА МОГУТ ОГРАНИЧИТЬ
Госдума рассмотрит законопроект о внесении
в Закон о КС и Закон № 223-ФЗ дополнений о запрете
на госзакупки иностранных ИТ-продуктов
и телекоммуникационного оборудования при наличии
двух отечественных аналогов. Принцип «третий
лишний», предложенный Минэкономразвития
России и реализуемый как универсальное правило
в отношении закупок импорта госкомпаниями, будет
распространен и на приобретение софта. Закупку
иностранного продукта надо будет проводить
публично с привлечением внешнего аудита.
№ 11 / 2014
Уточнения коснулись определения «свойчужой»:
отечественным разработчиком ПО будет
считаться юрлицо, в котором более 50% принадлежат
«гражданину или группе граждан РФ,
постоянно проживающим на территории РФ
и не имеющим двойного гражданства». Отечественными
будут признаваться и компании
с государственным владением. Мажоритарные
акционеры российских софтверных компаний,
имеющие двойное гражданство, также не смогут
рассчитывать на преференции при госзакупках.
5
Стр.7
СТАТИСТИКА
Результаты мониторинга проведения
общественного обсуждения закупок
на сумму свыше 1 млрд руб.
П
о данным, полученным в результате
мониторинга по итогам III квартала
2014 г. (отчетный период), на Официальном
сайте была размещена информация о проведении
процедуры обязательного общественного
обсуждения по 268 закупкам свыше 1 млрд руб.
с суммарной начальной (максимальной) ценой
контрактов более 2,6 трлн руб.
На первом этапе обязательного общественА.А.
Галкин,
зам. директора
Департамента развития
контрактной системы
Минэкономразвития России
В материале представлен мониторинг
проведения общественного
обсуждения закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных
нужд на сумму свыше 1 млрд
руб., даны предложения по повышению
качества информационного
обеспечения обязательного
обсуждения крупных закупок
на Официальном сайте, а также
рассказано об обучении общественных
контролеров.
ного обсуждения находится 35 закупок с суммарной
начальной (максимальной) ценой контрактов
порядка 112 млрд руб.
По 55 закупкам с НМЦК более 1 трлн руб.
полностью завершен первый этап.
На втором этапе обязательного общественного
обсуждения находится 31 закупка с суммарной
начальной (максимальной) ценой контрактов
более 109 млрд руб.
Полностью завершено обязательное общественное
обсуждение по 147 закупкам с суммарной
начальной (максимальной) ценой контрактов
более 1,4 трлн руб.
Итоги III квартала общественного обсуждения
крупных закупок свидетельствуют о положительных
тенденциях:
■ в 30 случаях заказчиком внесены изменения
в планы-графики закупок по результатам
первого этапа обязательного общественного обсуждения;
■
по итогам первого этапа общественных обсуждений
было отменено 11 процедур закупок на
сумму свыше 36,7 млрд руб.
По итогам второго этапа общественных обсуждений
было отменено 2 процедуры закупки
на сумму свыше 4,6 млрд руб.
6
№ 11 / 2014
Стр.8
СТАТИСТИКА
Предложения по повышению
качества информационного
обеспечения
В соответствии с п. 5 ст. 112 Закона о контрактной
системе в 2014 и 2015 гг. законодательством
субъектов РФ, муниципальными нормативными
правовыми актами могут быть установлены
также иные случаи (кроме случая,
когда НМЦК либо цена контракта, заключаемого
с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), превышает 1 млрд руб.) проведения
обязательного общественного обсуждения
закупок для обеспечения нужд соответственно
субъектов РФ и муниципальных нужд, а также
порядок обязательного общественного обсуждения
закупок в таких случаях.
По состоянию на 30 сентября 2014 г. указанным
правом воспользовались 6 субъектов
Российской Федерации и два муниципальных
образования, которыми приняты нормативные
правовые акты, в т. ч. предусматривающие снижение
порога НМЦК:
■ в Ханты-Мансийском АО – от 500 млн руб. (Закон
ХМАО – Югры от 24.10.2013 № 101-оз);
■ в Новосибирской области – до 500 млн руб. (постановление
правительства Новосибирской области
от 30.12.2013 № 594-п);
■ в г. Вологде – до 100 млн руб. (постановление
администрации города Вологды от 30.12.2013
№ 10583);
■ в Вологодской области – до 50 млн руб. (постановление
правительства Вологодской области
от 13.01.2014 № 2);
■ в г. Череповце – до 50 млн руб. (постановление
мэрии г. Череповца Вологодской области
от 03.02.2014 № 659);
■ в Республике Адыгея – от 500 млн руб. (постановление
Кабинета Министров Республики
Адыгея от 08.04.2014 № 78);
■ в Ненецком АО – от 300 млн руб. (Закон НАО
от 16.04.2014 № 18-ОЗ);
■ в Республике Калмыкия – от 200 млн руб. (постановление
Правительства Республики Калмыкия
от 26.05.2014 № 211).
№ 11 / 2014
Таким образом, государственными и муниципальными
заказчиками осуществляется реализация
мер, направленных на обеспечение обязательного
общественного обсуждения крупных
закупок.
В связи с тем, что законодательством субъектов
РФ, муниципальными нормативными
правовыми актами устанавливается порядок
обязательного общественного обсуждения закупок,
который может отличаться от установленного
приказом Минэкономразвития России
от 10.10.2013 № 578 «Об утверждении Порядка
обязательного общественного обсуждения закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд в случае,
если начальная (максимальная) цена контракта
либо цена контракта, заключаемого с единственным
поставщиком (подрядчиком, исполнителем),
превышает один миллиард рублей»
(далее – Приказ, Порядок) порядка, проведение
указанного обязательного общественного
обсуждения на Официальном сайте не представляется
возможным.
Одновременно считаем возможным в разделе
«Обязательное общественное обсуждение
закупок» Официального сайта создать подраздел
«Обязательное общественное обсуждение
закупок в субъектах РФ и муниципальных
образованиях» для размещения указанной
информации.
В целях оценки качества проведения общественного
обсуждения закупок на сумму свыше
1 млрд руб., формирования статистических
показателей по общественному обсуждению таких
закупок предлагается обеспечить в подсистеме
формирования отчетов официального
сайта «АС Анализ» расчет следующих показателей:
■
количественные и стоимостные характеристики
лотов извещений/позиций плана графика, по
которым проводятся общественные обсуждения;
■ количество просмотров обсуждения;
■ количество заданных вопросов;
■ количество полученных ответов, в т. ч. с нарушением
сроков ответов на них;
7
Стр.9