В номере
ISSN 1727-6500
01
9 771727 650151
1 • 2015
Актуальная тема
Экономика и финансы
Стратегия управления
Инвестиционная политика
Кадровая служба
Организация и нормирование труда
Точка зрения
Региональные проекты
Антикризисные меры
Нормативные документы
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Б.М. Лапидус – старший советник президента
ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ»,
председатель редакционного совета, доктор
экономических наук, профессор
С.Б. Абрамов – начальник Дирекции
железнодорожных вокзалов
Т.В. Андранович – заместитель начальника
департамента экономики ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
И.С. Беседин – кандидат технических наук
Л.И. Васина – проректор Московского
государственного университета путей сообщения
по связям с производством
И.А. Костенец – начальник департамента
экономики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Е.А. Кунаева – генеральный директор ЦФТО
ОАО «РЖД»
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
С.Н. Пегов – заместитель начальника
департамента управления делами ОАО «РЖД»
Ф.С. Пехтерев – генеральный директор
ОАО «Институт экономики и развития
транспорта», доктор экономических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой
экономики и управления на транспорте
Института экономики и финансов МИИТ, доктор
экономических наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ: ЗАО «МЦФЭР»
Межанский М.А. – генеральный директор
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Гирихиди В.П. – директор
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор
РЕДАКЦИЯ
Гандельсман Т.А. – главный редактор,
gandelsman@mcfr.ru
Сидоров А.Б. – ответственный редактор,
sidorov@mcfr.ru
Сафонова А.В. – выпускающий редактор
Першина Н.Е. – компьютерная верстка
Калганова Н.Н. – секретарь редакции
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
ejd@mcfr.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Синицина Н.Ю. – руководитель,
nsinitsina@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
ОТДЕЛ ПРОДВИЖЕНИЯ
Барляева Л.И. – бренд-менеджер
LBarlyaeva@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-80,
доб. 25-72
СЛУЖБА КЛИЕНТСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Тел.: 8 (495) 933-63-22, (495) 937-90-82
Претензии по доставке
направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
pressa@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах:
«Роспечать» – 48866 (п/г), 79529 (годовой);
«МАП» – 99739, 16686;
«АРЗИ» – 84993, 84994
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией.
Свидетельство № 017994 от 29.07.1998. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подписано в печать 18.12.2014. Формат 70 Ч 108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Тираж 4000 экз. Изд. № 6731. Зак. № К-2428. Дата выхода в свет 14.01.2015. Свободная цена.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
АНАЛИТИКА
Механизмы внедрения инновационных вагонов требуют
комплексной оценки всех рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ЕЛИЗАРЬЕВ М.Ю.
Региональная целевая модель транспортного обслуживания . . . . .11
Целевая модель системы транспортного обслуживания населения
является одним из ключевых звеньев системы стратегического
планирования в транспортном комплексе на уровне субъектов РФ
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
КОЖЕВНИКОВ Ю.Н., ИЛЬИН И.П.
Экономические особенности формирования затрат
межрегиональных перевозчиков на разных видах пассажирского
транспорта в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Затраты перевозчиков всех видов транспорта включают в себя
расходы по обычным видам деятельности, в том числе непосредственно
связанные с перевозками − прямые, а также косвенные расходы
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПОЛЯНСКИЙ Ю.А.
Повышение эффективности управления перевозками . . . . . . . . . . . . .33
Рост количества постоянно и длительно действующих ограничений
скоростей на главных ходах является одним из факторов, снижающих
эффективность управления перевозочным процессом
3
Стр.5
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
СУХАДОЛЕЦ Т.В.
Моделирование генеративных эффектов инвестиций в развитие
транспортной инфраструктуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Генерация экономических эффектов инвестиций транспортного
строительства предполагает не только прямую, но и обратную
связь, которая создает новую стоимость, что на сегодняшний
день не учитывается при оценке эффективности транспортных
проектов
ЕФИМОВ С.М.
Исследование результативности модели RAB инвестирования . . .47
Эффективность применения модели RAB-регулирования заключается
в возможности распределить возврат инвестированных средств
в обновление парка плацкартных вагонов и при этом удержать тариф
в регулируемом сегменте на приемлемом для населения уровне
КАДРОВАЯ СЛУЖБА
НАГРАЛЬЯН А.А., РУМЯНЦЕВА П.С.
От мотивации к эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
В условиях возрастающей конкуренции на рынке труда для создания
стабильного и комфортного социально-психологического климата
в трудовых коллективах недостаточно использовать только
инструменты материальной мотивации
ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
ВОЛКОВА О.Ю., СПИЦЫНА И.Н.
Новые подходы к разработке норм затрат труда в Центрах
метрологии железных дорог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Местные многоэлементные нормы затрат труда, разработанные
с учетом требований нормативных документов государственной
системы обеспечения единства измерений, позволяют вносить
корректировки и постоянно актуализировать научно обоснованную
норму затрат труда на поверку и калибровку средств измерений
4
Экономика железных дорог № 1 • 2015
Стр.6
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ИЛЬИН И.П.
Особенности экономического анализа эксплуатационных
расходов на пассажирские перевозки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Совершенствование методов управления затратами с использованием
инструментария экономического анализа влияет на финансовоэкономические
результаты и устойчивость положения пассажирских
железнодорожных компаний на рынке транспортных услуг
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
ЧУБАЧИН И.А., БРЕГАДЗЕ И.В.
Снижение непроизводительных расходов и экономических
потерь структурных подразделений ОАО «РЖД» на полигоне
Северной железной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
В целях контроля за рациональным использованием всех видов ресурсов,
комплексного подхода к оценке всех видов потерь в структурных
подразделениях филиалов ОАО «РЖД», расположенных на полигоне
Северной железной дороги, в службе экономики и финансов дороги
определен порядок расчета и экономической оценки потерь
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
ЛЕВИЦКАЯ Л.П., ШУТОВА Я.С.
Принятие антикризисных управленческих решений
на транспорте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Процесс принятия управленческих решений невозможно рассматривать
в отрыве от подготовки оптимальных альтернатив, основанных на
многоуровневом и многофакторном анализе предметной области
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные документы
Российской Федерации
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
5
Стр.7
Федеральный закон от 04.11.2014 № 344-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Нормативные и другие официальные документы ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Распоряжение ОАО «РЖД» от 07.07.2014 № 1584р
Об утверждении положения о единовременном вознаграждении
работников негосударственных учреждений здравоохранения ОАО
«РЖД» за стаж работы в районе Байкало-Амурской железнодорожной
магистрали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Распоряжение ОАО «РЖД» от 22.08.2014 № 1966р
О типовой структуре органов управления железных дорог . . . . . . . . . 148
Распоряжение ОАО «РЖД»от 08.09.2014 № 2105р
О внесении изменений в Положение о порядке взаимодействия
между ОАО «РЖД» и пользователем услуг железнодорожного
транспорта при организации расчетов и оплате провозных
платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО «РЖД»
платежей с использованием единого лицевого счета (ЕЛС) клиента
при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденное
распоряжением ОАО «РЖД» от 05.08.2013 № 1685р . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Распоряжение ОАО «РЖД» от 22.10.2014 № 2482р
О конкурсе на предоставление грантов молодым ученым на
проведение научных исследований, способствующих созданию
новой техники и прорывных технологий для применения на
железнодорожном транспорте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Обзор статей, опубликованных в журнале «Экономика железных
дорог» в 2014 году . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
6
Экономика железных дорог № 1 • 2015
Стр.8
Коротко о важном
Правительство РФ рассмотрело инвестиционную программу
и финансовый план ОАО «РЖД» на 2015 год
В 2014 г. ОАО «РЖД» функционировало в условиях «нулевой» индексации тарифов
со стороны государства, спада объемов погрузки, изменения структуры перевозок
по видам грузов и направлениям, увеличения дальности перево зок и,
как следствие, снижения доходной ставки. Начиная с сентября 2013 г. Компания
неоднократно докладывала об экономических последствиях нулевой индексации
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2014 г.
В этих условиях ОАО «РЖД» со своей стороны реализовало все необходимые
меры по сокращению затрат, а также провело мероприятия по привлечению
заемного финансирования, включая выпуск инфраструктурных облигаций на
50 млрд руб. Провело оптимизацию расходной базы в 2013 г. почти на 100 млрд
руб. и вынужденное административное сокращение издержек в 2014 г. еще на
84,9 млрд руб.
По заявлению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина дальнейшее сокращение
расходов за счет совершенствования управления в Компании практически
невозможно. В 2015 г. это будет 5,5 млрд руб. Снижение издержек последних
двух лет связано прежде всего с неполной рабочей занятостью наших людей
и сокращением капитального ремонта.
Финансовый план ОАО «РЖД» на 2015 г. сформирован на базе актуализированного
прогноза социально-экономического развития страны, в соответствии
с которым предусмотрено проведение индексации тарифов на грузовые железнодорожные
перевозки в размере 10% и выделение ОАО «РЖД» средств из
федерального бюджета в сумме 30 млрд руб. в виде субсидии для поддержания
финансовой сбалансированности Компании, обеспечения безопасности перевозочного
процесса посредством проведения работ по капитальному ремонту
объектов основных средств.
Рост погрузки грузов на сети железных дорог в 2015 г. ожидается на 1,1% к прогнозному
уровню 2014 г. При данных параметрах объем доходов от перевозок
составит 1358,8 млрд руб., показатель долговой нагрузки чистый долг/EBITDA
7
Стр.9