В номере
ISSN 1727-6500
11
9 771727 650144
11 • 2014
Актуальная тема
Экономика и финансы
Стратегия управления
Инновации
Бухгалтерский учет
и налогообложение
Точка зрения
Логистика
Нормативные документы
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Б.М. Лапидус – старший советник президента
ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ»,
председатель редакционного совета, доктор
экономических наук, профессор
С.Б. Абрамов – начальник Дирекции
железнодорожных вокзалов
Т.В. Андранович – заместитель начальника
Департамента экономики ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
И.С. Беседин – кандидат технических наук
Л.И. Васина – заместитель генерального
директора ОАО «Росжелдорпроект» по кадрам
И.А. Костенец – начальник Департамента
экономики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Е.А. Кунаева – генеральный директор ЦФТО
ОАО «РЖД»
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
С.Н. Пегов – заместитель начальника
департамента управления делами ОАО «РЖД»
Ф.С. Пехтерев – генеральный директор
ОАО «Институт экономики и развития
транспорта», доктор экономических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой
экономики и управления на транспорте
Института экономики и финансов МИИТ, доктор
экономических наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ: ЗАО «МЦФЭР»
Межанский М.А. – генеральный директор
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Гирихиди В.П. – директор
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор
РЕДАКЦИЯ
Гандельсман Т.А. – главный редактор,
gandelsman@mcfr.ru
Сидоров А.Б. – ответственный редактор,
sidorov@mcfr.ru
Сафонова А.В. – выпускающий редактор
Першина Н.Е. – компьютерная верстка
Матросова И.В. – секретарь редакции
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
ejd@mcfr.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Синицина Н.Ю. – руководитель,
nsinitsina@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
ОТДЕЛ ПРОДВИЖЕНИЯ
Барляева Л.И. – бренд-менеджер
LBarlyaeva@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-80,
доб. 25-72
СЛУЖБА КЛИЕНТСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Тел.: 8 (495) 937-90-82
Претензии по доставке
направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
pressa@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах:
«Роспечать» – 48866 (п/г), 79529 (годовой);
«МАП» – 99739, 16686;
«АРЗИ» – 84993, 84994
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией.
Свидетельство № 017994 от 29.07.1998. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подписано в печать 23.10.2014. Формат 70 Ч 108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Тираж 4000 экз. Изд. № 6559. Зак. № К-1897. Дата выхода в свет 12.11.2014. Свободная цена.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
АНАЛИТИКА
Российский рынок транспортного машиностроения остается
крайне привлекательным для иностранных производителей . . . . .9
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ПРОСКУРЯКОВА Е.А.
Развитие конкуренции в сфере пригородных пассажирских
перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Развитие эффективной конкуренции в сфере пригородных пассажирских
перевозок возможно в тех сегментах, где сформированы необходимые
правовые, экономические и технологические условия, обеспечены равные
конкурентные условия для разных видов общественного транспорта
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
ТЕРЕШИНА Н.П., НИКИТИНА М.А.
Факторы повышения эффективности взаимодействия
инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта
и грузообразующих компаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Исследование факторов повышения эффективности взаимодействия
грузообразющих компаний с транспортной инфраструктурой является
основой их сбалансированного развития
МАЧЕРЕТ А.А.
Экономическое значение ускорения оборота грузового вагона . . . . 25
Замедление оборота вагона приводит к негативным экономическим
последствиям как для отрасли, так и для всей экономики страны
3
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЖУРАВЛЕВА Н.А., КАРЧИК В.Г.
Математическое описание и моделирование перевозок грузов
в отправительских маршрутах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Моделирование технологии и техники грузового перевозочного процесса на
основе процессно-ориентированной системы управления движением является
базой для интенсификации работы железнодорожного транспорта
ИННОВАЦИИ
ФЕДОРОВИЧ В.О., КУБРАК Н.А.
Экономическая необходимость технологического аутсорсинга . . 46
С учетом возросшей роли грузовых транспортных компаний в развитии
железнодорожного транспорта и экономике РФ, а также кризисной
ситуации в сегменте грузовых перевозок технологический аутсорсинг
в настоящее время является своевременной и эффективной мерой
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПРЕДЕУС Н.В., ЦЕРПЕНТО С.И., АЧКАСОВ С.О.
Расширение информационных границ системы управленческого
учета в ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Совершенствование механизма управления затратами на уровне
отраслевых служб, дирекций и структурных подразделений обеспечит
единообразный подход в определении состава затрат при планировании
и налоговом контроле
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
НАУМОВ А.И.
Проблемы регулирования социально-трудовых отношений
в ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Регулирование социально-трудовых отношений представляет
собой процесс координации, регламентирования, упорядочивания
взаимодействий между субъектами этих отношений в целях создания
благоприятных условий для их деятельности и соблюдения их интересов
4
Экономика железных дорог № 11 • 2014
Стр.6
ЛОГИСТИКА
ЦЕВЕЛЕВ А.В., ЦЕВЕЛЕВ С.А.
Особенности проектирования сбалансированной системы
показателей для ОАО «ФПК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Концепция сбалансированной системы показателей (ССП)
позволяет выбрать определенное стратегическое направление
деятельности, трансформировать его в цели и задачи,
направленные на оптимизацию бизнеса пассажирских перевозок
дальнего следования
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные документы
Российской Федерации
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 187н
«Об утверждении профессионального стандарта
“Осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов”»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2014
№ 32447) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Приказ Росимущества от 04.07.2014 № 249
«Об утверждении Методических рекомендаций по организации
работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием
Российской Федерации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Нормативные и другие официальные документы ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Распоряжение ОАО «РЖД» от 22.07.2014 № 1751р
О внесении изменений в Порядок взаимодействия
структурных подразделений Центральной дирекции
инфраструктуры и других филиалов ОАО «РЖД»
при организации проведения капитального ремонта
объектов инфраструктуры общего пользования и формировании
отчета об использовании субсидий федерального бюджета,
утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 10 апреля 2014 г.
№ 891р . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
5
Стр.7
Распоряжение ОАО «РЖД» от 22.08.2014 № 1954р
Об утверждении дополнительных льгот, гарантий и компенсаций
работникам ОАО «РЖД», направленным на работу в подразделения,
осуществляющие производственную деятельность в районе БайкалоАмурской
железнодорожной магистрали, на должности начальников
и заместителей начальников структурных подразделений филиалов
ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.09.2014 № 2119р
О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО
«РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
6
Экономика железных дорог № 11 • 2014
Стр.8
Коротко о важном
130-я Межведомственная Рельсовая комиссия прошла под знаком
инноваций
В Новокузнецке состоялась 130-я Межведомственная Рельсовая комиссия, старейшее
и наиболее авторитетное мероприятие отрасли путевого хозяйства.
Масштабное заседание прошло в международном формате – в Комиссии приняли
участие более 150 руководителей и ведущих специалистов российских и
зарубежных компаний. Главными темами форума стали совершенствование характеристик
рельсового проката и инновации в железнодорожной сфере.
Одной из главных новостей стало заявление компании ЕВРАЗ о планах освоения
производства рельсов низкотемпературной надежности, которые могут эксплуатироваться
в условиях Крайнего Севера. По словам директора ЕВРАЗ ЗСМК по
операционной деятельности Дивизиона Железнодорожный прокат Алексея Головатенко,
технология не имеет аналогов на мировом рынке.
Рельсы низкотемпературной надежности обладают повышенной прочностью в
холодном климате – они могут бесперебойно эксплуатироваться в температурном
режиме от -50 до +40 °С. ЕВРАЗ ЗСМК имеет собственные наработки и проводит
уникальные испытания на ударную вязкость рельсовой стали при -60 °С,
чего на данный момент не делают ни в России, ни за рубежом. О массовом производстве
инновационных рельсов говорить пока рано, однако разработчики
уже отмечают определенные успехи в процессе испытаний.
В рамках Рельсовой комиссии были представлены и другие разработки участников
отрасли путевого хозяйства. В частности, Институт химии твердого тела
и механохимии СО РАН представило метод нанодисперсного модифицирования
сплавов, который увеличивает износостойкость рельсов на 70% и прочность на
30% при незначительном удорожании производственного процесса.
ЗАО «Транспутьстрой» заявило о планах РЖД по внедрению комплексной системы
пространственных данных (КСПД), которая позволит эксплуатировать железнодорожные
пути в проектном положении, а также диагностировать любые
изменения объектов, вплоть до неполадок скреплений или эксплуатационных
дефектов рельсов с точностью до нескольких сантиметров. Система формирует
7
Стр.9