№12 ДЕКАБРЬ 2014
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Межанский М.А.
Заместитель генерального директора,
директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Директор Гирихиди В.П.
Главный редактор
МЦФЭР Образование
Коммерческий директор
Богданова Е.В.
Макарова С.М.
Заместитель коммерческого
директора Полуэктова-Жежеря Ю.В.
Директор по развитию
образовательных
и региональных проектов Слепушенко О.А.
Объединённая редакция «Образование»
Главный редактор
Редакция
Ответственный редактор
Выпускающий редактор
Секретарь редакции
Бодякина Т.П.
Анишина Т.П.
Семёнова В.В.
Редактор Кашкина С.Ю.
Дизайн Лузенинова Н.Н.
Вёрстка Титова С.Ю.
Калганова Н.Н.
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Адрес редакции: 127287, г. Москва,
ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
www.resobr.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
e-mail: muz@mcfr.ru
Интернет-магазин: www.profl it.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой)
«Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой)
«Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой)
Отдел продвижения
Владимирова А.С.
Кондрашова Ю.О.
Полтева Н.Ю.
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
Размещение рекламы
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45)
e-mail: nsinitsina@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62
e-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных
материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале,
допускается только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011.
Подписано в печать 28.10.2014. Выход в свет 17.11.2014.
Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6601. Заказ № 977-ОП
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Цена свободная
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1»
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15
Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87
www.volga-print.ru
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2226-4043
12
Синицина Н.Ю.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Анишина Т.П.
ответственный редактор журнала
«Справочник музыкального руководителя»
Богданова В.В.
доц. каф. эстетического воспитания детей
дошкольного возраста факультета дошкольной
педагогики и психологии МПГУ
Гилевич Л.Г.
гл. спец. Управления культуры администрации
г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Груздова И.В.
канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики
преподавания Гуманитарно-педагогического
института Тольяттинского государственного
университета
Деркунская В.А.
канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Комарова Т.С.
д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания
педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова
Шахова А.О.
музыкальный руководитель ГБОУ СОШ
№ 1005 «Алые паруса», г. Москва
Кузнецова Г.В.
ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
Радынова О.П.
д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического
воспитания детей дошкольного возраста факультета
дошкольной педагогики и психологии МПГУ
Цапенко М.М.
зам. начальника управления дошкольного и общего
образования Департамента образования г. Москвы
Циркова Н.П.
методист, ст. преп. каф. педагогики и методики
дошкольного образования Московского института
открытого образования, куратор курсов повышения
квалификации музыкальных руководителей г. Москвы
Фадеева С.А.
д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики
воспитания и дополнительного образования
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития
образования»
9 772226 404146
Стр.3
Реклама
СПРАВОЧНИК
музыкального
РУКОВОДИТЕЛЯ
не просто помогает работать – работает вместе с вами
1
2
3
Не пропустите
на страницах журнала
указатель
на дополнительные
материалы для
организации
воспитательнообразовательной
деятельности,
доступные
на сайте www.resobr.ru
Войдите на сайт
resobr.ru/muz
под своим логином
и паролем либо
зарегистрируйтесь
Выберите в архиве
интересующий вас
номер журнала
Введите промокод,
указанный в журнале
на с. 4
Используйте
материалы в работе
Издается «МЦФЭР Образование»
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ № ? МЕСЯЦ? 201?
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ
Коренблит С.С., Арушанова А.Г.
6
Парциальная образовательная
программа «Весёлый
День Дошкольника»:
история с продолжением
Разработка новой педагогической
технологии, новых форм организации
индивидуализированного
образовательного процесса,
приоритетными направлениями которого
являются эстетически-художественное
развитие и развитие речи
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12
19
Атаян
Г.М., Давыдова Т.Г.
Лукоморье
Сценарий музыкально-литературного
праздника по сказкам А.С. Пушкина
для детей подготовительной к школе
группы
Анестратенко М.В.
Друзья-зверята
Песенный цикл для детей 4–5 лет.
Цели и задачи цикла занятий.
Ноты и слова песни «Цыплята»
НОТНЫЙ ФОНД:
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
22
Ярцева Е.С.
Добро пожаловать
в музыкальный зоопарк
Слушаем и отгадываем
музыкальные загадки. Бабочки. Шмель
№ 12 декабрь 2014
43
46
29
32
33
38
Р. Шуман. Бабочки
Э. Григ. Бабочка
Н. Римский-Корсаков.
Полёт шмеля
Д. Воскресенский.
Песенка шмеля
ФОРМИРОВАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЙ
ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
Коренблит С.С., Слуцкий М.Г.,
Шакарова М.А., Уваров А.Ю.
39
Азбука: обучение алфавиту
с помощью песен
Буквы К, Л, М. Ноты и слова песен
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
СЦЕНАРИИ
Никитина Н.А., Богомазова С.В.
Масленица
Сценарий фольклорного праздника
для детей старшего дошкольного
возраста
Никитина Н.А., Богомазова С.В.
Подвижные народные игры
для детей дошкольного
возраста
Каталог подвижных народных игр
для детей дошкольного возраста:
первой и второй младших групп,
средней и подготовительной групп
3
СОДЕРЖАНИЕ № 12 ДЕКАБРЬ 2014
Стр.5
Содержание
ТАНЦКЛАСС
48
51
Машинец Т.А., Шинкарёва О.Е.
Мир, который нужен мне!
Музыкально-хореографическая
композиция для девочек 5–6 лет
ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
На свете бывают различные
гномы
Владимир Живов, Игорь Лагерев:
«Конфетные гномы».
Дмитрий Воскресенский:
«Удивительные гномики»; «Гномики».
Светлана Солодова: «Однажды
вечером…».
Анатолий Базь, Наталья Капустюк:
«Про гнома».
Александр Штейнгауэр, Светлана
Пестерева: «Гном».
Виталий Сокол, Эвелина Цегельник:
«Домовой»
А ТАКЖЕ
71
Перечень публикаций
2014 года
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
WWW
W
– Дополнительные материалы
к статье смотрите на сайте
www.resobr.ru
Доступ к дополнительным электронным
материалам для организации воспитательнообразовательной
деятельности
Сайт: www.resobr.ru
Промокод: doremi2014
Подробную инструкцию см. на с. 2
4
СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Реклама
Стр.6
Как оформить подписку на издания
«МЦФЭР Образование»
По телефону
8 (495) 937-9082
В интернет-магазине
www.proflit.ru/edu
На почте
Воспользуйтесь каталогами
«Роспечать», «Почта России», «Пресса России»
Годовые и полугодовые подписные индексы изданий
Издание
Комплект журналов «Образцовая школа.
Управление»
Комплект журналов «Образцовая школа.
Обучение и воспитание»
Журнал «Справочник руководителя
образовательного учреждения»
Журнал «Справочник заместителя директора
школы»
Журнал «Справочник классного руководителя»
Журнал «Управление начальной школой»
Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа»
Журнал «Нормативные документы
образовательного учреждения»
Журнал «Управление образовательным
учреждением в вопросах и ответах»
Комплект журналов «Образцовый детский сад»
Журнал «Справочник руководителя дошкольного
учреждения»
Журнал «Справочник педагога-психолога.
Детский сад»
Журнал «Справочник музыкального
руководителя»
Журнал «Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения»
Журнал «Медицинское обслуживание и организация
питания в ДОУ»
47674
47683
82999
81371
36423
47671
84294
20589
47554
47687
83638
84295
«Роспечать»
«Почта России»
84171
84133
16689
73237
99350
84200
16690
63485
84188
84181
12516
16687
73194
84122
99742
73236
99347
84191
12607
63484
79909
73341
12515
12606
«Пресса России»
год полугодие год полугодие год полугодие
81373
88239
47676
81319
81366
36421
47670
80804
20588
48889
81375
83637
80821
88241
10291
88139
88032
88243
44906
87938
88240
88250
43667
44908
88140
88287
44733
88138
88030
88242
44949
87937
88175
88142
38860
44950
70439 84541 31408 24379 41265 43656
36906
46115
36905
37291
73485
79429
99647
10270
88141
89070
88065
88522
Подробную информацию об изданиях «МЦФЭР Образование»
вы можете посмотреть на сайтах www.resobr.ru и www.menobr.ru
Реклама
Стр.7
Управление процессом музыкального воспитания детей
В соответствии с ФГОС образовательная программа детского сада разрабатывается
и утверждается организацией самостоятельно с учётом примерных программ.
Причём объём обязательной части программы составляет не менее 60%
от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений,
– не более 40%. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований стандарта об индивидуализации образовательного
процесса. Часть программы, формируемая участниками образовательных
отношений, может быть представлена выбранными различными направлениями,
включать ссылки на парциальные программы и/или созданные ими самостоятельно.
Предлагаем ознакомиться с разработкой новой педагогической технологии, новых
форм организации индивидуализированного образовательного процесса, приоритетными
направлениями которых являются эстетически-художественное
развитие и развитие речи.
С.С. Коренблит,
композитор, автор и руководитель
проекта «Весёлый день дошкольника»,
А.Г. Арушанова,
канд. пед. наук, ведущ. науч. сотр. Института
психолого-педагогических проблем детства РАО
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ
ДОШКОЛЬНИКА»: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
День Дошкольника»1
Авторская программа С.С. Коренблита «Весёлый
(далее – Программа ВеДеДо)
зарождалась как воплощение идеи композитора
облегчить младшему дошкольнику освоение навыков
самообслуживания, сделать процесс приятным
и весёлым. А ещё – сделать лёгким расставание с
родными, когда отправляешься в сад. Сделать интересной
дорогу из детского сада домой. Сделать радостным
и весёлым весь день: от пробуждения до
засыпания. Композитор нашёл средство, с помощью
которого эта задача решалась: учебно-методический
комплекс (далее – УМК) нового поколения,
1
См. публикации 2012–2014 гг. в рубрике «Формирование
музыкальной предметной среды» журнала «Справочник
музыкального руководителя». – Примеч. ред.
6
включающий песни о разных сторонах жизни ребёнка
(игры, занятия, прогулки, праздники и др.);
иллюстрации к песням; методические рекомендации,
раскрывающие новые формы взаимодействия
детей и взрослых в процессе приобщения к произведениям
искусства.
Экспериментальная сетевая площадка ФГАУ
«Федеральный институт развития образования»
под управлением научных руководителей д-ра пед.
наук Уварова А.Ю., д-ра тех. наук Алексахина С.А.,
д-ра пед. наук Шогенова А.К. с мая 2008 г. успешно
провела апробацию Программы ВеДеДо в нескольких
десятках детских садов Московского региона.
В разработке пособий УМК принимали участие
канд. пед. наук, проф. Т.Н. Доронова, канд. пед.
СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Управление процессом музыкального воспитания детей
наук., доц. Е.В. Соловьева, канд. пед. наук, доц.
М.А. Рунова и др.
Параллельно с апробацией Программы велась
теоретическая проработка её научных основ и важнейших
принципов. В результате оказалось, что
Проект ВеДеДо способен принять вызовы дошкольной
науке и практике со стороны федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО).
Сформулированные ФГОС ДО принципы выдвигают
по сути своей новые требования к образовательному
процессу. В центр внимания педагогики
ставится ребёнок, его личность (субъект), индивидуальность.
Наработанные за полстолетия формы
работы с детьми не в состоянии эффективно решать
эти задачи. Авторская программа ВеДеДо намечает
один из возможных путей решения задачи
обеспечения личностного, речевого, эстетического
развития дошкольника через инновационные формы
организации обучения в детском саду. Она обращается
к семье как к субъекту образовательного
процесса.
Основой проекта является песня, вокруг которой
строится деятельность детей. Ставка делается
на развитие творчества и личностных характеристик
детей – компетентности, самостоятельности,
свободы эмоциональных проявлений и др. Образовательные
задачи подчиняются логике личностного
развития, имеют обобщающий характер. Это задачи
социально-нравственного развития, воспитания общительности,
эстетического отношения к окружающему.
И, конечно, задачи воспитания языковой личности
дошкольника, развития поэтического слуха –
восприятия средств образной выразительности
речи, обогащения словаря и др.
ФГОС ДО в ряду образовательных областей выделяет
речевое развитие как особую область, имеющую
самостоятельные задачи, методы, организационные
формы и вместе с тем пронизывающую все
остальные области образования – познание, социализацию,
литературное, эстетическое развитие. Решение
последней задачи предполагает разработку
синтетических видов образовательной деятельности,
новых форм интеграции содержания образования,
развития речи как средства общения, компетенции
языковой личности дошкольника. Синтез
№ 12 декабрь 2014
искусств – музыкального, изобразительного, поэтического
– и взаимосвязанных с восприятием искусства
активных форм творческого освоения дошкольником
окружающего мира обеспечивают решение
приоритетных для Проекта ВеДеДо задач
эстетического и речевого воспитания детей.
ФГОС ДО поставлена задача обеспечить позицию
дошкольника как субъекта образовательного
процесса и таким образом реализовать его право
на свободу проявления индивидуальности.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ
ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.
ОДИН ИЗ ЕГО ПРИЗНАКОВ (И ПОКАЗАТЕЛЕЙ) СОСТОИТ
В ТОМ, ЧТО У КАЖДОЙ ЛИЧНОСТИ ФОРМИРУЕТСЯ ЕЁ
СОБСТВЕННЫЙ (И УНИКАЛЬНЫЙ) ОБРАЗ ЖИЗНИ
И СОБСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР
Б.Ф. ЛОМОВ1
Индивидуальность понимается нами вслед за
А.Г. Асмоловым как совокупность смысловых отношений
и установок человека в мире, которые порождаются
в ходе жизни человека в обществе при
наличии необходимых антропологических предпосылок,
обеспечивают ориентировку в иерархии
ценностей и овладение поведением в ситуации
борьбы мотивов и воплощаются через деятельность
и общение в продуктах культуры, других людях,
себе самом ради продолжения являющегося
ценностью для данного человека образа жизни2
.
При этом антропологические свойства человека,
сложившиеся в процессе эволюции вида гомо сапиенс
(темперамент, пол, задатки, биологический возраст,
органические побуждения, телосложение
и др.), рассматриваются как «безличные» предпосылки
развития личности, которые в процессе жизненного
пути индивидуальности личности могут
стать продуктом, результатом этого развития3
Идея индивидуального подхода к детям всегда
.
присутствовала в работах педагогов. Но часто, к сожалению,
только на словах. Реализовать этот прин1
2
Ломов
Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии. М.: Наука, 1999. 350 с. – Примеч. авт.
3
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические
основы развития личности в историко-эволюционном
процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986. 96 с. – Примеч. авт.
Там же. С. 7. – Примеч. авт.
7
Стр.9