Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №8 2014 (163,63 руб.)

0   0
Страниц84
ID313073
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №8 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313073 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК www.resobr.ru музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ Обучение алфавиту с помощью песен Сценарий «Здравствуй, тётушка Погода! <...> » №8 Песенная коллекция «Растим мы юных граждан для России» Детские абонементы сезона 2014– 2015 в Доме музыки август 2014 приглашаем к сотрудничеству 1 если вы творчески работающий педагог и готовы поделиться своим опытом ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ • Указывается полная контактная информация автора (Ф. <...> 3 редакция в свою очередь оформит материалы в соответствии с концепцией издания перед отправкой своих разработок просьба ознакомиться с правилами оформления статьи • Статья должна быть набрана в текстовом редакторе Word, нотный материал предоставлен в формате SIB, TIFF или PDF, аудиозапись – в формате MP3, размером не более 6 МБ. <...> • На использованные в статье разработки других авторов (сценарии, песни, нотный материал, планы, анкеты и т. д.) обязательно должны быть оформлены сноски (источник и Ф. <...> РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№8_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№8_2014.pdf
№8 АВГУСТ 2014 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Главный редактор МЦФЭР Образование Коммерческий директор Заместитель коммерческого директора Межанский М.А. Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. Гирихиди В.П. Богданова Е.В. Макарова С.М. Полуэктова-Жежеря Ю.В. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Слепушенко О.А. Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор Редактор Дизайн Вёрстка Секретарь редакции Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Кашкина С.Ю. Лузенинова Н.Н. Титова С.Ю. Калганова Н.Н. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011. Подписано в печать 17.07.2014. Выход в свет 04.08.2014. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4. Тираж 8000 экз. Изд. № 6271. Заказ № К-1306 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2226-4043 08 Синицина Н.Ю. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 9 772226 404146
Стр.3
Реклама СПРАВОЧНИК музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ не просто помогает работать – работает вместе с вами 1 2 3 Не пропустите на страницах журнала указатель на дополнительные материалы для организации воспитательнообразовательной деятельности, доступные на сайте www.resobr.ru Войдите на сайт resobr.ru/muz под своим логином и паролем либо зарегистрируйтесь Выберите в архиве интересующий вас номер журнала Введите промокод, указанный в журнале на с. 4 Используйте материалы в работе Издается «МЦФЭР Образование»
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ № 8 АВГУСТ 2014 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Коренблит С.С., Слуцкий М.В., Шакарова М.А., Уваров А.Ю. 5 Азбука: обучение алфавиту с помощью песен Рекомендации для работников детских дошкольных учреждений по взаимодействию с детьми в процессе обучения алфавиту. Общая процедура работы с песнями. Примерная схема знакомства с песнями. Примерный сценарий освоения буквы. Ноты и слова песни «Буква А» ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14 Песенки-потешки для дошкольников Составитель Асеева Н.Г. Описание, ноты и слова потешек: «Ванюша», «Огородник и воробей», «Гори-гори ясно», «Комарок», «Нескладуха», «Заинька», «Комарик», «Чижик-пыжик», «Ой, случилась беда!», «Скоморошки», «Бабушка кисель варила», «Утеня», «Шла лисица», «По улице мостовой», «А у нас семья большая», «Галенька», «Поповы ребята» Анестратенко М.В. 26 Музыкальное путешествие по странам мира Песенный цикл для детей 4–5 лет. Ноты и слова народных песен: «Котя, котенька, коток» (русская), «Кукушка» (швейцарская, сл. Е. Манучаровой), «Моя мама» (кубинская, обр. С. Соснина, перевод В. Крючкова) 37 38 39 Содержание ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Уваров А.Ю. 32 Поём и играем в театре кукол Песня для кукольного представления «Тортилла». Музыка С. Коренблита, на стихи В. Берестова НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ 34 Ярцева Е.С. Добро пожаловать в музыкальный зоопарк Слушаем и отгадываем музыкальные загадки. «Золотая рыбка», «Черепаха», «Аквариум» К. Сен-Санс. Аквариум Из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санс. Черепаха Из цикла «Карнавал животных» В. Живов, В. Левин. Чудо-Рыбка ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ Иванова Н.В. 43 Здравствуй, тётушка Погода! Сценарий для детей средних и старших групп ДОО, учащихся начальной школы № 8 август 2014 3
Стр.5
Содержание Пащенко О.В., Тихомирова Л.А. 55 62 Олимпиада Сочи-2014 Сценарий спортивно-музыкального праздника для детей старших и подготовительных возрастных групп ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Работа очень важная у нас: растим мы юных граждан для России Александр Комаров, Татьяна Рядчикова: «Дошкольный работник». Дмитрий Воскресенский: «Алфавит». Ирина Куркина: «Уличные правила». Ирина Стрелкова, Людмила Симонова: «По Москве автобус». Мария Стрелкова, Людмила Симонова: «Знак дорожный – друг надёжный». Виктория Латышева: «Марш олимпийцев» УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: WWW W – Дополнительные материалы к статье смотрите на сайте www.resobr.ru РЕКОМЕНДУЕМ 76 Детские абонементы сезона 2014–2015 в Московском международном Доме музыки Анонсы абонементов: Классики – детям. Коллекция жанров. Звуки мюзикла. Музыкальные сказки-импровизации Григория Файна. В гостях у сказки. Мюзиклы – детям. Балет – детям. Волшебный сундучок Доступ к дополнительным электронным материалам для организации воспитательнообразовательной деятельности Сайт: www.resobr.ru Промокод: doremi2014 Подробную инструкцию см. на c. 2 4 СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Реклама
Стр.6
Управление процессом музыкального воспитания детей Представляем материалы инновационного учебно-методического комплекта «Азбука» из серии ВеДеДо. Комплект, который подготовили композитор С.С. Коренблит и поэт М.Г. Слуцкий вместе с коллективом педагогов, психологов, художников, звукорежиссёров и специалистов в области цифровых технологий, включает 35 песен про русский алфавит. Уже опробованные на практике предлагаемые детские песни позволят вам по-новому взглянуть на процесс изучения детьми букв, сделают его занимательным и продуктивным. Они помогут вашим малышам-дошкольникам выучить буквы в доброй и непринуждённой обстановке. С.С. Коренблит, композитор, автор и руководитель проекта «Весёлый день дошкольника», М.Г. Слуцкий, поэт М.А. Шакарова, канд. психол. наук, педагог-психолог ГБОУ «Детский сад № 496», г. Москва А.Ю. Уваров, д-р пед. наук, гл. науч. сотр. Центра стратегии развития образования и организационнометодической поддержки программ ФГАУ «ФИРО» АЗБУКА: ОБУЧЕНИЕ АЛФАВИТУ С ПОМОЩЬЮ ПЕСЕН Знакомство с буквами – это необходимый этап обучения чтению, который превращается в задачу дошкольного возраста. Обучение буквам включено в программы работы детского сада. Большинство родителей, даже если они не пытаются научить ребёнка читать, знакомят его с буквами. Здесь главная задача взрослого – привить ребёнку интерес к буквам, сделать процесс знакомства с ними увлекательным и успешным. Без этого последующее овладение чтением не станет для малыша увлекательным занятием. Психологические особенности позволяют дошкольникам делать лишь то, что вызывает у них интерес, доставляет удовольствие, поддерживает № 8 август 2014 положительную мотивацию. Способность к произвольным действиям (умение выполнять скучные, неинтересные задания) начинает формироваться лишь к концу дошкольного возраста. Более того, как показывают исследования, даже у старших дошкольников эта способность в последние годы стала значительно ниже, чем это было 20–30 лет назад. Поэтому знакомство с буквами надо сделать как можно более интересным для ребёнка. Он легко выучит буквы, если его заинтересовать, вовлечь в эмоционально насыщенную деятельность. Известно, что лучше всего ребёнок учит буквы в ходе своей активной работы. Поэтому недостаточно просто слушать песни. 5
Стр.7
Управление процессом музыкального воспитания детей Музыкальная форма изложения материала должна сочетаться с другими интересами дошкольника. Кто-то из детей любит рисовать, кто-то лепить и т. д. Зная интересы ребенка, можно решить, как преподнести ему ту или иную песню. Особенностью серии «Азбука» является опора на развивающий потенциал музыки. Стихи, положенные на музыку, помогают ребёнку легче запоминать и отдельные буквы, и алфавит целиком. Песни серии «Азбука» помогают взрослым решить следующие задачи: • заинтересовать ребёнка буквами; • сделать процесс изучения букв увлекательным; • развивать у ребёнка внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речевой слух и повысить культуру речи; • учить ребёнка творчески слушать музыку; научить взаимодействовать со сверстниками; • выработать навыки доверительного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми, способствовать социализации ребёнка. И, главное, песни серии «Азбука» позволят взрослым и детям получить удовольствие от содержательного общения. Музыка – одно из наиболее действенных и доступных средств воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Однако прослушивания и пения на музыкальных занятиях недостаточно. Песни в детском саду могут и должны помогать детям на учебных занятиях, в режимных моментах в ходе досуговой и игровой деятельности. Изучение азбуки – одна из работ, которую песни превращают в увлекательное занятие. Рекомендации для работников детских дошкольных учреждений Главным действующим лицом при проведении работы по освоению песен этого выпуска является воспитатель. Мы рекомендуем обращаться к песням из «Азбуки» на музыкальных занятиях, а также на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. На всех этих занятиях песни из «Азбуки» можно использовать как полезный учебный материал. 6 Требования к подготовке детей Песни этого выпуска рассчитаны на детей, которые уже имеют представление о звуках. Они уже прошли добуквенный этап процесса обучения чтению. Как правило, эти дети посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Следует помнить, что приёмы работы с песнями и уровень сложности заданий при использовании материалов «Азбука» в разных возрастных группах будут различны. Общей для всех возрастов является игровая форма освоения материала. Рекомендации по взаимодействию с детьми 1. Старайтесь выстраивать с детьми отношения сотрудничества, совместного действия, общей радости от того, что стихи и песни помогают открыть удивительный мир букв. 2. Создавайте и поддерживайте положительный эмоциональный фон в процессе общения с ребёнком. 3. Следите за тем, чтобы ребёнок осваивал песни без принуждения, добровольно. Если по какой-то причине он не хочет выполнять упражнение, петь песню, рисовать и т. д., переключите его на другое занятие. 4. Знакомьте детей с песнями живо и эмоционально. Постарайтесь воодушевить детей предлагаемым занятием, ярко преподносить материал. Помните, что стихия дошкольника – это игра. В игре и через игру можно его чему-то научить, заинтересовать, построить доверительные отношения с ним. Как использовать песни Приступая к освоению азбуки с помощью песен, помните, что это достаточно кропотливая работа. Прежде чем знакомить малыша с той или иной песней, взрослому нужно продумать, какое пособие, игру, упражнение или творческое задание он к ней подберёт.1 1 В ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» будут подробно описаны возможные варианты использования дополнительных пособий, примеры игр, упражнений, а также творческих заданий, которые взрослые могут использовать в процессе знакомства детей с песенками и в ходе освоения алфавита. – Примеч. ред. СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Управление процессом музыкального воспитания детей Общая процедура работы с песнями 1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями. 2. Определитесь со схемой освоения песен. Решите, какие дополнительный пособия и материалы, упражнения и задания вы хотите использовать с каждой из песен. 3. Выбрав букву и способ знакомства с нею, начинайте знакомить детей с песнями. Примерная схема знакомства с песнями 1. Прочитайте стих, познакомьте детей с буквой, если они её ещё не знают. Если дети уже знакомы с буквой, предложите им назвать букву, о которой говорится в стихотворении. Ещё раз назовите букву, покажите её изображение, предложите ребёнку обвести её пальцем. 2. Прослушайте песню: • слушаем песню. Затем спрашиваем детей, о чём поётся в песне, просим пересказать её содержание; • после того, как ребёнок понял содержание, говорим с ним о характере музыки, соответствует ли мелодия содержанию текста: быстрая-медленная, весёлая-грустная, есть в ней скачки или она плавная. Слушать песню необходимо столько раз, сколько потребуется ребёнку для ответа на поставленные выше вопросы. 3. Завершить работу с песней лучше всего творческой работой ребёнка: лепка, рисование, аппликация. Прежде чем перейти к описанию возможных вариантов работы с дополнительными материалами и пособиями (игры, упражнения и творческие задания), обратим внимание на следующее. Приводимые ниже задания носят рекомендательный характер. Какое именно упражнение или задание лучше использовать с каждой конкретной песней, взрослый должен решать, исходя из индивидуальных особенностей детей. Кому-то хорошо пойдут задаДорогие педагоги! В непростом деле обучения алфавиту вы можете и должны проявить инициативу, наблюдательность, смело использовать имеющийся у вас опыт общения с ребёнком. Чем более эмоционально насыщенной и радостной будет для малыша работа по знакомству с буквами, тем легче и увлекательнее станет для него не только процесс овладения чтением, но и всё последующее обучение. Помните, что детям необходимо ваше одобрение, чуткое руководство и своевременная поддержка. Желаем вам терпения и мудрости в этом непростом деле! ния с кубиками, а кто-то любит собирать пазлы. Некоторые дети не любят рисовать, отдавая предпочтения лепке, и т. д. Мы постарались привести как можно больше вариантов работы, чтобы ваша совместная деятельность с малышом стала занимательной и продуктивной. Продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация) в сочетании с песнями серии «Азбука» помогут детям лучше запомнить ту или иную букву, а также будут способствовать развитию воображения, творческих способностей, мелкой моторики руки, усидчивости, аккуратности. Примерный сценарий освоения буквы Рассмотрим вариант работы с конкретной песней. Не забывайте, что описанный вариант является одним из возможных. Он предназначен для того, чтобы продемонстрировать, как использовать «Азбуку» на практике. Взрослые, которые используют «Азбуку», должны проявлять творчество и фантазию, учитывать индивидуальные особенности детей. Приведённый пример представляет собой ориентир, а не формальное руководство к действию. В качестве примера выбрана песня о букве «А» (приложение). В выполнении этого и последующих упражнений песенка используется в качестве музыкального сопровождения. № 8 август 2014 7
Стр.9