Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Практика муниципального управления

Практика муниципального управления №6 2015 (572,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312571
АннотацияЖурнал оказывает помощь в практической реализации муниципальной реформы, публикует материалы об успешном опыте руководителей муниципалитетов, развитии городского хозяйства, предоставлении муниципальных услуг. в каждом номере своим опытом делятся главы муниципальных образований районного и поселенческого уровня – победители различных федеральных и региональных конкурсов и смотров МСУ. Авторы статей - разработчики законов для местного самоуправления, знающие досконально нормы и логику нормативно-правового регулирования. На страницах журнала эксперты дают комментарии к законодательству
Практика муниципального управления .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №6 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312571 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

: 8 (495) 937-9082; факс: 8 (495) 933-5262; е-mail: ap@mcfr.ru; www.proflit.ru/gkh www.gkh.ru Реклама РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Катанандов Сергей Леонидович, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Кидяев Виктор Борисович, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Бежаев Олег Георгиевич, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Разворотнева Светлана Викторовна, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” » Бородулина Клавдия Юрьевна, начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах правового управления Аппарата ЦИК России Пузанов Александр Сергеевич, генеральный директор Фонда «Институт экономики города» Маркварт Эмиль, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления №6 №6 июнь 2015 июнь 2015 СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Кидяев В.Б. <...> 15 Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне Явные преимущества проектного управления по сравнению с традиционным функциональным подходом обусловили внимание к данной форме организации труда со стороны специалистов сферы государственного и муниципального управления РАЗВИТИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Левина В.В. <...> 33 Гражданское общество – равноправный партнер местной власти За успешную работу с социально ориентированными НКО Волгодонск стал победителем Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014» в номинации «Вовлечение граждан в принятие решений и стимулирование гражданской инициативы» ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ Холопов В.А. <...> 40 Реформа ТОС как направление для взаимодействия государственной и муниципальной власти 40 Анализ актуальных <...>
Практика_муниципального_управления_№6_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Практика_муниципального_управления_№6_2015.pdf
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Катанандов Сергей Леонидович, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Кидяев Виктор Борисович, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Бежаев Олег Георгиевич, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Разворотнева Светлана Викторовна, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” » Бородулина Клавдия Юрьевна, начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах правового управления Аппарата ЦИК России Пузанов Александр Сергеевич, генеральный директор Фонда «Институт экономики города» Маркварт Эмиль, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления №6 №6 июнь 2015 июнь 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Кидяев В.Б. 6 Привести организацию местной власти в соответствие с требованием времени В Государственной Думе прошли парламентские слушания по вопросам реализации Федерального закона № 131-ФЗ и задачам совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Харченко К.В. 15 Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне Явные преимущества проектного управления по сравнению с традиционным функциональным подходом обусловили внимание к данной форме организации труда со стороны специалистов сферы государственного и муниципального управления РАЗВИТИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Левина В.В. 24 Оценка эффективности предоставления налоговых льгот как метод повышения объема налоговых доходов В условиях финансовой нестабильности использование налоговых льгот, основанное на применении объективных методик, позволяющих оценить их текущие и долгосрочные последствия, приобретает особую актуальность ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ» Графов В.Н. 33 Гражданское общество – равноправный партнер местной власти За успешную работу с социально ориентированными НКО Волгодонск стал победителем Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014» в номинации «Вовлечение граждан в принятие решений и стимулирование гражданской инициативы» ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ Холопов В.А. 40 Реформа ТОС как направление для взаимодействия государственной и муниципальной власти 40 Анализ актуальных тенденций развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости реформы данного института непосредственной демократии 2 Практика муниципального управления № 6 2015
Стр.4
Быков В.В. 44 Центр местной активности – ресурс развития территории Официальное открытие первого Центра местной активности в Кирове состоялось в октябре 2011 г. в рамках проводимого в городе межрегионального Форума инициативных граждан. Сегодня их 17. Это результат огромной работы администрации города, представителей ТОС и, конечно же, местных жителей ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО Гемпик Е.А. 52 Применение документации по планировке территории для целей размещения линейных объектов Вопрос применения градостроительного плана земельного участка для целей размещения линейных объектов нуждается в дополнительном исследовании. В то же время следует обратить внимание на готовящиеся изменения в законодательстве, регулирующем отношения в данной сфере 60 В Магадане модернизирована система управления имущественными и земельными ресурсами В целях организации эффективной системы учета и управления имуществом и земельными участками в Магадане была усовершенствована система управления муниципальной собственностью города Береговских А.Н. 62 Система управления развитием территорий как инструмент городского развития Городу нужен комплексный проект системы управления развитием территории как совокупность взаимоувязанных подсистем нормативно-правового и методического, организационного, информационного и технологического обеспечения системы управления развитием территории ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Бабун Р.В. 66 Перераспределение полномочий местного самоуправления – новый инструмент государственной политики Вопрос о полномочиях органов местного самоуправления является ключевым для понимания всего круга проблем, с которыми столкнулось российское местное самоуправление за последнее время. Кардинальные изменения в законодательстве о местном самоуправлении, осуществленные в 2014-м и начале 2015 г., создали в этой сфере новую ситуацию, требующую отдельного рассмотрения Поддубная О.С. 76 Реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях 76 Чтобы муниципалитету было проще осуществлять финансовое планирование и оценивать показатели эффективности реализации молодежной политики с точки зрения участия как в государственных, так и в муниципальных мероприятиях, необходимо различать, какие мероприятия должны осуществляться в рамках государственной молодежной политики, а какие – муниципальной № 6 2015 Практика муниципального управления 3
Стр.5
Расин М.С. 83 Новые подходы к организации физкультурно-спортивной работы с населением: опыт Омска Развитие массового спорта, создание условий для самостоятельных занятий, организация активного досуга населения – первостепенные задачи, которые ставит перед собой администрация г. Омска. В процессе их решения ведется поиск инновационных подходов. МЕТОДИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Федяева Т.С. 92 Профи-шоу по-березниковски По данным центров занятости населения регионов и большинства муниципалитетов, более 78% образующихся ежегодно вакансий – рабочие. Если учесть, что молодежь в рабочие не идет, то ситуация создается критическая и самое время поднимать престиж рабочих профессий СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Попов Р.М. 96 К вопросу о признании строений пригодными для постоянного проживания В настоящее время трактовка судами действующего законодательства допускает регистрацию граждан по месту жительства в дачных домиках. Соответствующие правоотношения касаются только граждан и органов федерального миграционного учета, но муниципалитеты часто оказываются втянутыми в рассмотрение данных споров в качестве ответчиков МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ Чаннов С.Е. 102 Новое в статусе выборных должностных лиц местного самоуправления По двум поправкам, внесенным Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уже сформировалась определенная практика 102 А ТАКЖЕ ОТ столицы до станицы В фокусе реформ 32, 43, 50 5, 59, 82, 101 Важно Типичная ошибка На заметку Внимание Вопрос-ответ 4 Практика муниципального управления № 6 2015
Стр.6
В ФОКУСЕ РЕФОРМ Муниципалы настроены победить кризис Ассоциация малых и средних городов России готовит свои предложения в антикризисную программу Правительства РФ. муниципальных образований в стране (на сегодняшний день членами Ассоциации являются более ста муниципальных образований), приняла в свои ряды три новых муниципальных образования. Среди новобранцев оказались два поОткрытое заседание правления Ассоциации малых и средних городов России состоялось 23 апреля 2015 г. в музее-заповеднике «Горки Ленинские». Мэры и главы муниципалитетов из разных регионов страны обсудили текущее положение дел в местном самоуправлении и задали вопросы приглашенным экспертам. Также на заседании правления Ассоциации малых и средних городов России обсудили Антикризисный план Правительства РФ. Директор департамента экономического развития администрации городского округа город Арзамас Алексей Смирнов заявил, что «в антикризисном плане правительства отсутствуют два показателя, которые влияют на экономический рост, – это размер ключевой ставки и уровень инфляции». На сегодняшний день ключевая ставка в 14%, по его мнению, должна быть снижена до 10%, а затем поэтапно до 5%. Свои идеи по антикризисным мерам также высказал глава городского округа Балашиха Московской области Евгений Жирков и другие участники открытого заседания. «Предложения и замечания практиков муниципального управления будут обобщены и сформулированы в виде перечня конкретных мер», – пообещал президент Ассоциации, глава Дмитровского муниципального района Московской области Валерий Гаврилов. Ассоциация малых и средних городов России, которая на сегодняшний день является одним из ведущих объединений селения из Республики Мордовия: Медаевское сельское поселение Чамзинского муниципального района и Тургеневское городское поселение Ардатовского муниципального района. Наиболее крупным среди новых членов Ассоциации малых и средних городов России стал Ленинский муниципальный район Московской области. Исполняющий обязанности главы Ленинского муниципального района Олег Хромов сообщил журналистам, что соби рается стать активным пользователем социальной и деловой инфраструктуры, которую общественная организация предоставляет своим участникам. Открытое заседание правления проходило на территории Ленинского муниципального района в стенах научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина» на следующий день после 145-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата. Перед мэрами и главами также выступили: депутат Государственной Думы (бывший председатель Комитета по энергетике) Иван Грачев, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Панасюк, руководитель департамента Министерства юстиции РФ Андрей Корнеев, руководитель Российско-сербского делового клуба Руслан Фролов и другие эксперты. Кроме того, муниципальные управленцы обсудили подготовку первого Дмитровского Международного экономического форума «Развитие малых городов – залог возрождения России»», VI Шадринского инвестиционного форума «Малые города России – 2015» и еще ряд вопросов, а также осмотрели достопримечательности музеязаповедника «Горки Ленинские». № 6 2015 Практика муниципального управления 5 В ФОКУСЕ РЕФОРМ
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Привести организацию местной власти в соответствие с требованием времени 9 апреля 2015 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания по вопросам реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и задачам совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства. Организуя подготовку слушаний, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления принял во внимание пожелание, высказанное Президентом РФ: «...привести организацию местной власти в соответствие со здравым смыслом и требованием времени». В.Б. Кидяев, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований Возможны варианты Работа по совершенствованию муниципального законодательства проводится © Кидяев В.Б., 2015 6 постоянно. Конечная цель этой работы – сильная, независимая, финансово состоятельная муниципальная власть. Федеральные законодатели сделали многое для укрепления правовой основы местного самоуправления в ходе очередного этапа муниципальной реформы в России. Прежде всего следует отметить принятие Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ). Вместе с ним принято еще шесть федеральных законов, которые расширили права субъектов РФ в регулировании местного самоуправления. Это стало возможным, поскольку региональная власть стала более зрелой и ответственной. Целый ряд вопросов местного значения сельских поселений передан муниципальным районам. При этом предусмотрено расширение перечня зон ответПрактика муниципального управления № 6 2015
Стр.8
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ственности крупных сельских поселений законами субъектов РФ. Естественно, вопросы местного значения и полномочия могут делегироваться только с передачей финансирования на их решение. Субъекты РФ получили право перераспределять полномочия. Такое перераспределение предусмотрено в 13 федеральных законах, в т. ч. Градостроительном, Жилищном, Земельном кодексах РФ. Следует также отметить два механизма, заложенные в новом законодательстве: развитие городских агломераций без потери самоуправленческих начал и создание в крупных городских округах внутригородских районов. При этом законодатель предоставил возможность выбрать свой вариант развития. Вариативность была изначально присуща Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Так, он предусматривал 3 варианта избрания главы муниципального образования. В марте 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2015 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), который сохранил все прежние варианты и обозначил еще две новые схемы избрания главы муниципального образования, который будет руководить местной администрацией: избрание из числа депутатов; избрание депутатами из числа кандидатов, прошедших специальный конкурс. Таким образом, Федеральный закон № 8-ФЗ повысил роль представительной власти, исключил двоевластие на местах. Муниципальные кадры Федеральный законодатель стремится развивать правовую базу в сфере муниципальной службы. В частности, с 1 июля 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 331-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”». В нем предусматривается, что информация о вакантных должностях муниципальной службы и результатах их замещения должна размещаться на официальном сайте государственной № 6 2015 Минюстом России проведен мониторинг реализации Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”». Во исполнение требований данного закона в 82 субъектах РФ (кроме городов федерального значения Москвы, СанктПетербурга и Севастополя, в которых местное самоуправление осуществляется с особенностями) должен быть законодательно закреплен порядок формирования или избрания представительных органов муниципальных районов, а также порядок избрания глав муниципальных образований. Соответствующие законы приняты во всех субъектах РФ. Анализ данных законодательных актов показывает: – в 28 субъектах РФ (36%) представительные органы муниципальных районов формируются из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава; – в 39 субъектах РФ (51%) избираются на муниципальных выборах; – в 7 субъектах РФ (10%) какой-либо из перечисленных вариантов установлен в отношении конкретных муниципальных районов; – в 3 субъектах РФ (3%) способ формирования представительных органов муниципальных районов должен определяться уставом муниципального района. Практика муниципального управления 7
Стр.9