РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Катанандов Сергей Леонидович,
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Кидяев Виктор Борисович,
председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Бежаев Олег Георгиевич,
заместитель директора Департамента межбюджетных отношений
Министерства финансов РФ
Разворотнева Светлана Викторовна,
заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства
и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного
контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” »
Бородулина Клавдия Юрьевна,
начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах
правового управления Аппарата ЦИК России
Пузанов Александр Сергеевич,
генеральный директор Фонда «Институт экономики города»
Маркварт Эмиль,
профессор Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ, президент Европейского клуба экспертов
местного самоуправления
№1
№1
январь
2015
январь
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ»
5
Подведены итоги Всероссийского конкурса
«Открытый муниципалитет – 2014»
Завершилось рассмотрение заявок участников Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет
– 2014»
Проноза Л.В.
7
Лучшие практики муниципальной открытости по итогам 2014 г.
Экспертами Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014» отмечены наиболее
интересные инструменты, механизмы и проекты в сфере открытости деятельности органов
местной власти. Они могут быть рекомендованы для дальнейшего распространения в регионах
и муниципалитетах России
Поторочин С.В.
15
15 Совершенствование работы по обеспечению открытости –
прямой путь к повышению доверия населения к органам власти
В рамках реализации федеральной программы «Электронное правительство» муниципальное
образование «Якшур-Бодьинское» стало базовой площадкой в Удмуртской Республике по разработке
перечня муниципальных услуг, проектов административных регламентов по предоставлению
муниципальных услуг населению в электронном виде
ФИНАНСЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Левина В.В.
24 Финансовое положение муниципальных образований в условиях
изменений бюджетно-налогового законодательства
24
Основной проблемой муниципальных образований остается высокий уровень зависимости
местных бюджетов от трансфертов. Анализ последних изменений бюджетного и налогового
законодательства позволяет сделать вывод, что новации не оказали значимого влияния
на сложившуюся ситуацию и не позволили решить данную проблему
Пластинина Е.А., Коротаева А.И.
31
31
Закупаемся у единственного поставщика
Фед еральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает широкие
возможности для закупок на неконкурентной основе. Вместе с тем у заказчика появился ряд
дополнительных обязанностей, связанных с процедурой закупки у единственного поставщика
37
В Тульской области оптимизировали систему управления
государственным имуществом
В целях повышения эффективности управления имуществом и распоряжения земельными участками,
находящимися в собственности Тульской области, в регионе была установлена единая информационно-аналитическая
система управления объектами государственной собственности
2
Практика муниципального управления
№ 1 2015
Стр.4
Мошаров С.И.
39
Формирование и исполнение бюджетов городского округа с внутригородским
делением и внутригородских районов: опыт Челябинска
В условиях реформирования системы местного самоуправления перед органами местной
власти встали две основные задачи бюджетной политики: сохранить целостность городского
хозяйства и повысить финансовую самостоятельность муниципалитетов. В целях
их решения депутаты Челябинской городской Думы выдвинули ряд инициатив
ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
Габрусь Н.В.
45
45 Проблемные вопросы организации и проведения муниципальных
выборов обсудили на конференции в Тюмени
В октябре 1914 г. в Тюмени прошла IX Ежегодная конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных
городов «Современные тенденции развития института выборов муниципальной
власти в условиях реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации»
Черников В.А.
51
51
Территориальное общественное самоуправление: проблемы и практика
становления
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственного
осуществления населением местного самоуправления. Однако в некоторых случаях становится
«головной болью» для недальновидных чиновников муниципального уровня
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Завьялов А.А.
56
О заключении органами местного самоуправления соглашений
об установлении сервитутов
Земельный кодекс РФ отнес сервитут к числу прав на земельные участки. В соответствии
со ст. 23 ЗК РФ такие права возникают по основаниям, установленным Гражданским кодексом
РФ. С 1 марта 2015 г. положение изменилось: органы местного самоуправления не только
имеют право, но и обязаны в широком перечне случаев заключать соглашения об установлении
сервитутов
67
Актуальная и достоверная информация о недвижимости –
залог успешного муниципального управления
Одной из основных задач муниципального управления является распоряжение муниципальным
имуществом. Для эффективного планирования доходов и расходов муниципального образования
необходимо обладать актуальной и достоверной информацией об объектах такого имущества
ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Попов С.О.
68
Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения
рекламной деятельности
Значение работы органов местного самоуправления в сфере обеспечения рекламной деятельности
сегодня недооценивается. Вместе с тем организация рекламной деятельности играет
важную роль в части благоустройства территории муниципалитета
№ 1 2015
Практика муниципального управления
3
Стр.5
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Маркварт Э., Болдина Я.Л.
76
76
Делегирование полномочий органов местного самоуправления
и передача имущества для их исполнения на муниципальном уровне:
уроки одного судебного решения
Эксперты и практики местного самоуправления неоднократно подвергали критике нормы
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, позволяющие делегировать исполнение полномочий
одними муниципалитетами другим. Также крайне спорными являются нормы федерального законодательства,
регулирующие принципы и порядок разграничения и перераспределения публичной
собственности. К чему это приводит на практике, рассмотрено на конкретном примере
Образцова С.В.
86
Самовольная постройка: вопросы правового регулирования и судебной
практики
Вопросы самовольного строительства актуальны были всегда. В рамках требований градостроительного
и земельного законодательства, действующих сегодня, они и вовсе переросли
в одну из самых злободневных проблем
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ
Поддубная О.С.
96
Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению
и урегулированию конфликтов интересов на муниципальной службе:
выработка и реализация мер по противодействию коррупции
Органы местного самоуправления как субъекты противодействия коррупции обязаны реализовывать
комплекс мер по противодействию коррупции в муниципальном образовании. Важная роль
в данных вопросах отводится комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению
муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Попов Р.М.
105
105 Осуществление полномочий органов местного самоуправления
в случае кризиса в сфере ЖКХ
Может ли орган местного самоуправления противостоять участившимся в последнее
время чрезвычайным ситуациям в сфере ЖКХ или предпринять какие-либо меры для стабилизации
ситуации в данной области? Анализ действующего законодательства и правоприменительной
практики не дает утвердительного ответа на этот вопрос
А ТАКЖЕ
ОТ столицы до станицы
В фокусе реформ
75
14, 30, 50, 55, 85, 104, 110
4
Практика муниципального управления
№ 1 2015
Стр.6
Подведены итоги
Всероссийского конкурса
«Открытый муниципалитет – 2014»
Завершилось рассмотрение заявок участников Всероссийского конкурса
«Открытый муниципалитет – 2014». Экспертами отмечены самые яркие,
оригинальные работы, опыт, который может именоваться передовым и быть
рекомендован для широкого распространения, а также должностные лица
и органы местного самоуправления за высокий вклад в области открытости
деятельности местной власти.
Победителями по номинациям стали:
Номинация «Обеспечение политики открытости работы Совета депутатов»:
Совет депутатов Подольского муниципального района Московской области;
Совет депутатов городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Номинация «Обеспечение политики открытости работы администрации»:
администрация муниципального образования «Томский район»;
администрация муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской
области;
администрация муниципального образования «Городской округ – город Минусинск»
Красноярского края;
администрация муниципального образования «Поселок Пурпе Пуровского
района Ямало-Ненецкого автономного округа»;
администрация муниципального образования «Солнечный сельский совет
Усть-Абаканского района Республики Хакасия».
Номинация «Обеспечение политики открытости работы главы муниципального
образования (главы местной администрации)»:
руководитель администрации МО «Городской округ “Усинск”» Хахалкин Станислав
Юрьевич;
глава муниципального образования «Петрозаводский городской округ»
Ширшина Галина Игоревна;
глава муниципального района «Одинцовский муниципальный район Московской
области» Иванов Андрей Робертович;
№ 1 2015
Практика муниципального управления
5
Стр.7
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ»
глава Ленинского сельского поселения Аксакайского района Ростовской области
Флюта Людмила Николаевна;
глава городского поселения – город Богучар Богучарского муниципального
района Воронежской области Нежельский Иван Михайлович.
Номинация «Лучшая муниципальная практика открытости»:
система обратной связи с гражданами и общественный контроль: муниципальное
образование «Город Череповец», Вологодская область;
электронные сервисы для граждан: городской округ «Город Якутск», Республика
Саха (Якутия);
вовлечение граждан в принятие решений и стимулирование гражданской инициативы:
муниципальное образование «Город Волгодонск», Ростовская область.
Спецпризерами по номинациям стали:
Номинация «Обеспечение политики открытости работы Совета депутатов»:
Кемеровский городской Совет народных депутатов;
городской округ – город Сибай Республики Башкортостан.
Номинация «Обеспечение политики открытости работы администрации»:
администрация закрытого административно-территориального образования
«Город Заречный» Пензенской области;
администрация муниципального образования «город Тула» Тульской области;
администрация муниципального образования «городской округ – город Югорск»
Ханты-Мансийского автономного округа;
администрация Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского
района Томской области.
Номинация «Обеспечение политики открытости работы главы муниципального
образования (главы местной администрации)»:
глава города Липецка Гулевский Михаил Владимирович;
глава муниципального района Кинельский Самарской области Абашин Николай
Владимирович;
глава городского округа – город Тамбов Кондратьев Алексей Владимирович.
Номинация «Лучшая муниципальная практика открытости»:
система обратной связи с гражданами и общественный контроль: муниципальное
образование «Шегарский район», Томская область;
вовлечение граждан в принятие решений и стимулирование гражданской инициативы:
–
муниципальное образование «Городской округ “Сыктывкар”», Республика Коми;
– муниципальное образование «Город Ангарск», Иркутская область.
О лучших практиках победителей и спецпризеров, церемонии их награждения,
которая прошла 23 декабря 2014 г. в Общественной палате РФ, читайте
в следующих номерах журнала.
Г.А. Воронченкова, зам. председателя оргкомитета конкурса,
руководитель спецпроектов Открытого правительства,
АНО «Аналитический центр “Форум”»
6
Практика муниципального управления
№ 1 2015
Стр.8
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ»
Лучшие практики муниципальной
открытости по итогам 2014 г.
Экспертами Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014»,
который проводится при поддержке Общественной палаты РФ, Открытого
правительства и журнала «Практика муниципального управления»
уже третий год, отмечены наиболее интересные, оригинальные и успешно
зарекомендовавшие себя на практике инструменты, механизмы и проекты
в сфере открытости деятельности органов местной власти. Они могут
быть рекомендованы для дальнейшего распространения в регионах
и муниципалитетах России.
вых актах регионального и федерального уровней четко определены принципы
открытости власти, механизмы налаживания диалога между органами власти
и обществом, повышения уровня доверия между ними, снижения количества
коррупционных проявлений, создания эффективной системы контроля граждан
за деятельностью государственных (муниципальных) органов управления.
Экспертами Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014»
О
отмечены наиболее интересные, оригинальные и практически выверенные механизмы
открытости деятельности органов местной власти и их взаимодействия
с гражданским обществом. Среди представленных на конкурс заявок есть практики,
которые особо выделены экспертами и могут быть рекомендованы ими для
широкого распространения в регионах и муниципалитетах России. Остановимся
на них подробнее.
«Народный контроль» Шегарского района
В муниципальном образовании «Шегарский район» Томской области, где проживают
почти 20 тыс. чел., успешно действует онлайн-сервис «Народный контроль».
В пилотном режиме сервис, созданный как дополнительный канал связи с населением
района для решения общих проблем, начал свою работу 11 января 2014 г.
Онлайн-сервис «Народный контроль» представляет собой интернет-ресурс,
с помощью которого любой житель района может создать электронное обращение,
которое будет автоматически транспортировано в администрацию Шегарского
района. К тексту обращения можно добавить фото- и видеоматериалы, указать
на карте место возникшей проблемы. В перспективе планируется обеспечить
возможность для заявителя оценить работу районной администрации по пятибалльной
шкале, когда нарушение будет устранено.
№ 1 2015
Практика муниципального управления
сновным показателем эффективности муниципального управления, ориентированного
прежде всего на потребности и интересы граждан, является
степень его открытости и прозрачности. В базовых нормативно-правоЛ.В.
Проноза,
зам. председателя
оргкомитета
Всероссийского
конкурса
«Открытый муниципалитет
– 2014»
© Проноза Л.В., 2015
7
Стр.9