Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Практика муниципального управления

Практика муниципального управления №12 2014 (572,00 руб.)

0   0
Страниц116
ID312565
АннотацияЖурнал оказывает помощь в практической реализации муниципальной реформы, публикует материалы об успешном опыте руководителей муниципалитетов, развитии городского хозяйства, предоставлении муниципальных услуг. в каждом номере своим опытом делятся главы муниципальных образований районного и поселенческого уровня – победители различных федеральных и региональных конкурсов и смотров МСУ. Авторы статей - разработчики законов для местного самоуправления, знающие досконально нормы и логику нормативно-правового регулирования. На страницах журнала эксперты дают комментарии к законодательству
Практика муниципального управления .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №12 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312565 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.gkh.ru №12 декабрь 2014 ПРАКТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ С Новым годом! <...> 7 Издержки муниципальной реформы: оценка затрат и рисков создания внутригородских муниципальных образований Вопрос о создании внутригородских муниципальных образований в крупных городах на базе административных районов – один из самых сложных и спорных в масштабной реформе местного самоуправления, предусмотренной Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ. <...> Это не только дало широкий спектр различных ситуаций, возникающих сегодня в местном самоуправлении, но и позволило прояснить проблемы российских муниципалитетов, проанализировать пути их решения на местах КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Зайцев А.А. <...> 31 Разработка стратегии развития устойчивого туризма: опыт Республики Карелия 31 В настоящее время все чаще в качестве одного из направлений развития региональной экономики рассматривается туризм. <...> При этом успешная реализация проектов в сфере туризма зачастую связана с необходимостью использования механизмов межмуниципального сотрудничества ФИНАНСЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Яговкина В.А. <...> 39 Изменения в Бюджетном кодексе РФ в части формирования и исполнения местных бюджетов Федеральным законом от 04.10.2014 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”» были внесены значимые новеллы в бюджетное законодательство, которые затрагивают стадии формирования и исполнения местных бюджетов 2 Практика муниципального управления № 12 2014 Пластинина Е.А., Коротаева А.И. <...> 45 Закупаемся у единственного поставщика Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает широкие возможности <...>
Практика_муниципального_управления_№12_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Практика_муниципального_управления_№12_2014.pdf
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Катанандов Сергей Леонидович, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Кидяев Виктор Борисович, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Бежаев Олег Георгиевич, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Разворотнева Светлана Викторовна, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” » Бородулина Клавдия Юрьевна, начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах правового управления Аппарата ЦИК России Пузанов Александр Сергеевич, генеральный директор Фонда «Институт экономики города» Маркварт Эмиль, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления №12№1 декабрь 2014 декабрь 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Бабун Р.В. 7 Издержки муниципальной реформы: оценка затрат и рисков создания внутригородских муниципальных образований Вопрос о создании внутригородских муниципальных образований в крупных городах на базе административных районов – один из самых сложных и спорных в масштабной реформе местного самоуправления, предусмотренной Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ. К сожалению, авторы данного закона не представили оценку возникающих проблем и затрат, связанных с его реализацией. А такая оценка и сопоставление ее с преимуществами от его реализации могли бы быть весьма интересны субъектам РФ при принятии соответствующих решений 14 Оценка социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях России На собрании Ассоциации «Города Урала», прошедшем в Челябинске, было представлено социологическое исследование, проведенное в 2014 г. по результатам опроса в муниципальных образованиях России. В данном исследовании приняли участие руководители 94 муниципальных образований России из 39 субъектов РФ. Это не только дало широкий спектр различных ситуаций, возникающих сегодня в местном самоуправлении, но и позволило прояснить проблемы российских муниципалитетов, проанализировать пути их решения на местах КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Зайцев А.А. 21 Разработка подхода к обеспечению устойчивого развития малого города (на основе анализа успешного российского опыта) За прошедшие 20 лет в России состоялись примеры успешного развития малых экономических общностей (городов и сел), которые не связаны с четко выраженными стартовыми экономикогеографическими предпосылками, опираются на местную специфику и вовлекают значительную часть населения в экономическую деятельность. Анализ данного опыта может стать основой для разработки подхода к развитию малых городов Жирнель Е.В. 31 Разработка стратегии развития устойчивого туризма: опыт Республики Карелия 31 В настоящее время все чаще в качестве одного из направлений развития региональной экономики рассматривается туризм. При этом успешная реализация проектов в сфере туризма зачастую связана с необходимостью использования механизмов межмуниципального сотрудничества ФИНАНСЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Яговкина В.А. 39 Изменения в Бюджетном кодексе РФ в части формирования и исполнения местных бюджетов Федеральным законом от 04.10.2014 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”» были внесены значимые новеллы в бюджетное законодательство, которые затрагивают стадии формирования и исполнения местных бюджетов 2 Практика муниципального управления № 12 2014
Стр.4
Пластинина Е.А., Коротаева А.И. 45 Закупаемся у единственного поставщика Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает широкие возможности для закупок на неконкурентной основе. Вместе с тем у заказчика появился ряд дополнительных обязанностей, связанных с процедурой закупки у единственного поставщика ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ» Поздняков Е.Ю. 52 Обращения граждан – самая объективная оценка ситуации в городе Администрация г. Норильска свою работу строит таким образом, чтобы проживание в условиях Крайнего Севера было максимально комфортным и соответствовало самым высоким стандартам качества жизни. Огромную помощь в этом оказывает работа с обращениями граждан. Их анализ позволяет выявить наиболее острые городские проблемы и найти пути их решения Покаместов В.Д. 61 Город хороших людей претендует на статус города с устойчивой экономикой Администрация г. Стародуба предпринимает сегодня максимум усилий для сохранения тенденции экономического роста, увеличения объемов промышленного производства, реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана развития города, а также ряд других мер, чтобы в будущем город смог получить статус города с устойчивой экономикой СЕЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ Макаров И.И. 65 Дискуссии о правовом статусе сельских старост привели к принятию областного закона: из опыта Ленинградской области В ходе публичной дискуссии, которая предшествовала принятию закона Ленинградской области о господдержке сельских старост, выявились проблемы правового статуса старост сельских поселений, касающиеся перечня полномочий и сфер ответственности старост, права старост привлекать нарушителей к административной ответственности, возможностей возмещения расходов старост и др. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Попов Р.М. 73 73 О признании права собственности на самовольную постройку в силу приобретательной давности Достаточно распространенной категорией дел в практике органов местного самоуправления являются дела о самовольных постройках на территории муниципального образования. При этом в качестве основания приобретения права собственности на самовольную постройку нередко выступает приобретательная давность Михайлова Е.Д. 80 К вопросу об общей долевой собственности собственников жилых помещений в МКД: обзор судебной практики На практике нередко возникают спорные вопросы об отнесении того или иного имущества к общей долевой собственности собственников в многоквартирном жилом доме. В статье рассмотрены некоторые решения высших судебных инстанций по данным вопросам № 12 2014 Практика муниципального управления 3
Стр.5
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА Мальковец Н.В. 84 84 Еще раз о региональных ассоциациях местных властей В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. На основании этой нормы советы были созданы во всех субъектах РФ. Сегодня пришло время задуматься, насколько оправдывают они свое существование и эффективна ли их деятельность, сравнить ее с зарубежным опытом функционирования подобных организаций и, возможно, внести в нее что-то новое МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ Воробьева Е.И. 89 Проблемы программно-целевого планирования в рамках реализации муниципальных программ развития муниципальной службы В настоящее время позиции законодателя в отношении как государственной, так и муниципальной службы пересмотрены кардинальным образом. По сравнению с ранее действующим законодательством Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает широчайшие возможности органов местного самоуправления по внедрению новых методик, направленных на развитие муниципальной службы, в т. ч. посредством программно-целевого метода ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Шамарова Г.М. 93 Противодействие коррупции в органах власти: отечественный и зарубежный опыт Проблема борьбы с коррупцией актуальна в настоящее время практически во всех странах мира. На всех уровнях органов власти повышенное внимание уделяется вопросам создания эффективной правовой основы и действенных механизмов противодействия коррупционным проявлениям. При решении этих вопросов целесообразно использование не только отечественного, но и зарубежного опыта 101 А ТАКЖЕ ОТ столицы до станицы В фокусе реформ 20, 100 5, 72 101 Содержание журнала за 2014 г. Важно Типичная ошибка На заметку Внимание Вопрос – ответ 4 Практика муниципального управления № 12 2014
Стр.6
В ФОКУСЕ РЕФОРМ Молодежь генерирует законопроекты Молодежный законотворческий форум состоялся 16 октября в Москве. На площадке Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ собралось более тысячи делегатов со всей страны, чтобы оценить инициативы молодых законотворцев. Среди экспертов форума: вицеспикер Государственной Думы Сергей Железняк, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, председатель Центризбиркома Владимир Чуров и другие видные общественные и политические деятели, а также ученые-теоретики. В дискуссиях, круглых столах и образовательных семинарах приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, депутаты законодательных собраний субъектов РФ, члены Общественной палаты РФ, представители Минтруда, Мин юста, Минобороны, МВД, Минобрнауки России и ряда других ведомств. Под эгидой правительства Москвы, Московской городской Думы и обеих палат Федерального Собрания столичный Молодежный парламент и молодежная Комиссия ВСМС инициировали, организовали и провели широкое обсуждение законодательных инициатив, разработанных активистами Школы молодых законотворцев – образовательно-практического проекта, реализуемого уже более года. Мероприятие прошло в два этапа: сначала пленарное заседание, потом дискуссии в рамках восьми тематических секций (по числу представленных законодательных инициатив). В своем приветствии Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин отметил большую общественнополитическую значимость форума и пожелал удачи его участникам. № 12 2014 Сергей Железняк, вице-спикер Государственной Думы, открывая форум, отметил, что сегодня государство делает многое для формирования гражданской активности общества, а такое мероприятие, как законотворческий форум, будет способствовать развитию законотворчества на региональном и федеральном уровнях. В свою очередь, ректор РАНХиГС Владимир Мау предложил сделать подобные мероприятия ежегодными. Владимир Чуров и Владимир Жириновский рассказали собравшимся о тенденциях политического развития России и роли, которую молодежь должна играть в этих процессах. Дмитрий Азаров, недавно ставший председателем Комитета Совета Федерации и ВСМС, отметил важную роль преемственности в деле законотворчества: «взрослые» парламентарии должны оказывать молодежи экспертную поддержку, аналитическую и консультативно-методологическую помощь. Он призвал молодых парламентариев при разработке правовых инициатив решать конкретные проблемы людей: «Корректировка законодательства – не самоцель, это средство улучшения качества жизни людей, содействие решению их насущных проблем. Разрабатывая проекты законодательных актов, необходимо ориентироваться именно на это. Кроме того, роль местных депутатов – консолидация местных сообществ для решения проблем местного значения. Кому, как не молодым депутатам представительных органов, выступать с такими инициативами». Работа с молодежью относится к приоритетам деятельности ВСМС: организация уже реализовала ряд успешных Практика муниципального управления 5 В ФОКУСЕ РЕФОРМ
Стр.7
В ФОКУСЕ РЕФОРМ проектов, направленных на формирование кадрового резерва для муниципальных органов, повышение юридической грамотности молодых депутатов, вовлечение юных граждан в осуществление местного самоуправления. Новый импульс молодежное направление получило с созданием соответствую щего постоянно действующего органа при председателе ВСМС – Молодежной комиссии, в которую вошли не просто активные, но прежде всего юридически грамотные молодые люди. На форуме были представлены правовые инициативы особой социальной значимости. Среди них – ускоряющие процесс поиска пропавших детей, совершенствующие избирательные права граждан, уточняющие финансовую ответственность за обще домовое имущество МКД, позволяющие студентамвечерникам и заочникам получить отсрочку от армии. «На форум было вынесено восемь законопроектов. Все эти документы касались важнейших аспектов жизни общества, – заявил председатель Молодежной комиссии ВСМС Станислав Неверов. – Среди них – законопроекты в области государственных и муниципальных закупок, рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти, регистрации граждан по месту жительства, воинской обязанности и военной службы, оперативно-разыскной деятельности, избирательных прав граждан, разрешения коллективных трудовых споров и оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. На форуме нам удалось собрать не только экспертов – представителей федеральных и региональных органов государственной власти, депутатов Государственной Думы и Московской городской Думы, членов Общественной палаты РФ, которые высказали свою позицию по данным инициативам, но и широкие слои общественности – ректоров, преподавателей и студентов вузов, специалистов в тех или иных сферах жизни общества, при6 чем как руководителей, так и сотрудников. Так, на заседании секции по рассмотрению обращений граждан присутствовали общественные советники глав управ, специалисты многофункциональных центров, члены правозащитных общественных организаций». По словам председателя Молодежной комиссии, в работе форума в целом приняли участие 70 экспертов, а все законо проекты, за исключением одного, получили поддержку. «Не был поддержан лишь законопроект, связанный с оплатой услуг ЖКХ, однако автор законопроекта планирует доработать все замечания, высказанные экспертами, и представить его на следующем форуме», – отметил, подводя итоги секции, ее модератор, эксперт Общественной палаты РФ Марат Исмагилов. В целом подготовленные законопроекты содержат рациональное зерно и обязательно должны быть детально изучены экспертами, доработаны и переданы на рассмотрение органам власти. Сама же по себе практика публичного обсуждения молодежных законодательных инициатив (с возможностью последующего воплощения в жизнь) должна укорениться, получить по возможности институциональную основу и широкое внедрение. Это можно осуществлять в представительном составе на площадке Совета Федерации, Государственной Думы, Московской городской Думы, Молодежного парламента города Москвы. По итогам форума семь законопроектов будут рекомендованы ко внесению на рассмотрение Государственной Думы. Подводя итоги, председатель ВСМС Дмитрий Азаров выразил уверенность, что подобные форумы станут ежегодными и будут проходить не только в Москве, но и на территории других субъектов РФ, тем самым продвигая социально значимые проекты и инициативы молодых граждан в местных и региональных органах власти. Практика муниципального управления № 12 2014 В ФОКУСЕ РЕФОРМ
Стр.8
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Издержки муниципальной реформы: оценка затрат и рисков создания внутригородских муниципальных образований Вопрос о создании внутригородских муниципальных образований в крупных городах на базе административных районов – один из самых сложных и спорных в масштабной реформе местного самоуправления, предусмотренной Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ. К сожалению, авторы данного закона не представили оценку возникающих проблем и затрат, связанных с его реализацией. А такая оценка и сопоставление ее с преимуществами от его реализации могли бы быть весьма интересны субъектам РФ при принятии соответствующих решений. Недостатки и преимущества новой системы управления Идея создания внутригородских муниципальных образований (далее – ВГМО) еще на этапе подготовки Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ) была предметом острых дискуссий. Сторонники этой идеи аргументировали ее системными (по их мнению) недостатками организации местного самоуправления в крупном городе. Вот точка зрения одного из идеологов закона, председателя Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), депутата Государственной Думы В.С. Тимченко*: * «Решения должны принимать жители, а не группы влияния». Интервью. Известия. 22.02.2014. № 12 2014 Практика муниципального управления © Бабун Р.В., 2014 7 Р.В. Бабун, канд. экон. наук, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов
Стр.9