№ 9 сентябрь 2014
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
В.С. Тимченко
Основан в 1998 г.
C 2002 г. выходит в 2 частях
Редакционный совет
Е.В. Довлатова,
исполнительный директор
Российской ассоциации
водоснабжения и водоотведения
Н.Б. Косарева,
президент Фонда
«Институт экономики города»
В.В. Михайлов,
председатель СРО «Российская
ассоциация “Коммунальная энергетика”»
С.В. Разворотнева,
заместитель председателя
Общественного совета при Минстрое
России, исполнительный директор
НП «Национальный центр общественного
контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”»
Л.Ю. Рокецкий,
президент Национального союза
энергосбережения
Л.Н. Чернышов,
директор Института сити-менеджмента
НИУ «Высшая школа экономики»
А.В. Широков,
председатель Комитета
Торгово-промышленной палаты РФ
по предпринимательству
в сфере жилищного
и коммунального хозяйства
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
М.А. Межанский, генеральный директор
Издательский дом МЦФЭР
В.П. Гирихиди, директор
Е.В. Богданова, главный редактор
МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ
А.М. Шилина, руководитель
ashilina@mcfr.ru
М.Д. Анестратенко, главный редактор
manestratenko@mcfr.ru
Редакция
Е.А. Ведищева, ответственный редактор
evedischeva@mcfr.ru
В.В. Артемова, выпускающий редактор
О.А. Сутемьева, дизайн-концепция
Г.Х. Жафярова, верстка
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская,
д. 38А, стр. 17.
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
www.gkh.ru, www.proflit.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9.
gkh@mcfr.ru
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Р.М. Попов
36 Компенсация судебных издержек
третьих лиц в жилищных спорах:
миф или реальность?
3 Реформа ЖКХ: как обеспечить качество
и доступность жилья и коммунальных
услуг
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
Ю.Ф. Широкий
14 Новые технологии для инженерных
систем и оборудования подъездов
О.В. Козлов
21 Радиаторы с нижним подключением:
особенности и критерии выбора
ТАРИФЫ И ИНВЕСТИЦИИ
А.В. Гернес, В.Н. Дронова
25 Еще раз о плате за наем
жилого помещения муниципального
жилищного фонда
Часть I
Стр.5
№ 9 сентябрь 2014
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Л.Н. Чернышов
41 Формирование отраслевой системы
квалификаций в ЖКХ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
Е.С. Голубева
48 Геотермальная энергетика в России
53 Инновации в энергосбережении
от компании «Актей»
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
58 Новые технологии и материалы на
службе ВКХ
СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
62 Альтернатива погружным насосам
на КНС
66 Высокоэффективные мешалки Wilo
для обработки сточных вод
68 Соответствие современным
экологическим стандартам и нормам.
Коммунальная техника на газомоторном
топливе
В.И. Петрушина
70 Современные технологии по вывозу
отходов в столице
73 Модуль передачи данных
ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ
76 Иваново – участник реализации проекта
«Реформа ЖКХ в России»
Часть I
Подписные индексы
«Роспечать» – 48887, 79530
«Почта России» – 99740, 16685
«Пресса России» – 84971, 84992
Отдел продвижения
Н.В. Кащеева,
руководитель
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80
nkcom@mcfr.ru
Размещение рекламы
М.Э. Захарова,
руководитель
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02
mzaharova@mcfr.ru
О.Н. Оводова,
менеджер по работе с клиентами
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16
ovodova@mcfr.ru
Н.В. Микиртумова,
менеджер по работе с клиентами
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63
nmikirtumova@mcfr.ru
Е.А. Журавлева,
менеджер по работе с клиентами
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14
ezhuravleva@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82
(многоканальный), 933-63-17.
Факс: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка материалов допускается только
с письменного согласия редакции.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012.
Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 21.08.2014
Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 0,75.
Изд. № 6353. Заказ № К-1368.
Дата выхода в свет 04.09.2014.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика,
г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 1727-6691
09
9 771727 669146
Стр.6
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
Реформа ЖКХ:
как обеспечить качество и доступность
жилья и коммунальных услуг
Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной
мере регулируется на муниципальном
уровне. Вместе с тем это одна из самых проблемных
отраслей наряду с образованием
и здравоохранением. О том, какие шаги предпринимаются
властью и обществом для улучшения
ситуации в ЖКХ, а также о муниципальном
участии в данной сфере рассказал первый
заместитель руководителя фракции «Единая
Россия» в Государственной Думе, председатель
Всероссийского совета местного самоуправления
Вячеслав Тимченко.
Вячеслав Степанович, считаете ли вы полномочия
в сфере ЖКХ, закрепленные на сегодняшний день
за муниципалитетами, разумными, оптимальными?
Или есть о чем подумать и с чем поспорить?
С точки зрения логичности и целесообразности
к перечню муниципальных полномочий в жилищнокоммунальной
сфере особых нареканий нет. Он согласуется
с перечнем вопросов местного значения.
По нормам Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ муниципалитеты ответственны за электро-,
тепло-, газо- и водоснабжение населения. Присутствует
определенная дифференциация по типам
муниципальных образований. У городского округа
обязанности несколько шире: кроме названных, еще
водоотведение, снабжение поселения топливом,
обеспечение жильем малоимущих граждан с плохими
жилищными условиями, организация строительства
и содержания муниципального жилфонда,
создание условий для жилищного строительства.
Все эти вопросы, действительно, должны решаться
непосредственно на местах, так что законодательство
в этом смысле у нас вполне грамотное.
Совсем другое – правоприменительная практика.
ЖКХ сегодня является одной из самых проблемных
отраслей социальной сферы. Особенно тревожна
ситуация в малых городах и сельских поселениях.
Органы местного самоуправления явно не справляются
со своими обязательствами. Однако это свидетельствует
не об избыточности муниципальных
полномочий, а об отсутствии нормальных условий
для их исполнения, о реальной нехватке тех или иных
ресурсов.
В чем, на ваш взгляд, главная причина жилищнокоммунальных
проблем в России вообще и в муниципалитетах
в частности? Какие проблемы вы
считаете наиболее острыми?
3
№ 9 • 2014 • Часть I
Стр.7
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Одна из главных причин – слабая финансовая
обеспеченность отрасли. Это источник
всех основных проблем ЖКХ: и низкого качества
предоставляемых населению услуг,
обусловленного в том числе неудовлетворительным
состоянием инфраструктуры, и роста
тарифов, который отрицательно сказывается
на уровне жизни наших граждан,
и возложения дополнительного финансового
бремени на плечи жителей, например в виде
софинансирования капремонта многоквартирных
домов.
Средств в отрасли не хватает, что влечет
за собой рост тарифов. По данным Минрегиона
России, цены на жилищные услуги
в России в позапрошлом году выросли
в целом на 7,7%, хотя в реальности эта цифра
может быть выше. С июля 2013 г. – еще на
15%. Эта тенденция вызывает серьезную
озабоченность, особенно с учетом ретроспективы
2001–2011 гг.: за десятилетие цена
жилищно-коммунальных услуг повысилась
в 10 раз. Причем попытки объяснить этот
рост увеличением стоимости газа явно несостоятельны:
темпы роста цен в ЖКХ намного
превосходит аналогичный процесс
на рынке топливного сырья.
В начале 2013 г. Президент РФ В.В. Путин
поставил задачу проанализировать до 1 мая
2013 г. года эффективность и обоснованность
порядка расчета за услуги ЖКХ.
Эта работа проведена, и результат показал
и необоснованность, и неэффективность
действующего порядка. За минувший год
в лучшую сторону ситуация не изменилась.
Что делать для урегулирования ситуации?
Просто замораживание тарифов будет неэффективным,
так как их увеличение является
не причиной, а следствием. Нужно
кардинально менять систему управления
развитием ЖКХ.
Высокая стоимость жилищно-коммунальных
услуг сочетается у нас с их вопиюще
низким качеством. Здесь, конечно, нельзя
умалять значение кадрового момента. Компетентных
специалистов в сфере ЖКХ не так
много. На рынке управляющих организаций
конкуренция слабо развита, поэтому далеко
не лучшие из лучших осуществляют управляющие
функции. Квалифицированных
4
технических работников, инженеров тоже
не хватает.
Серьезный «провал» у нас наблюдается
в техническом состоянии жилищного фонда
и коммунальных сетей: высока степень
их изношенности, в ряде случаев – износ
на грани аварийности. Низка энергоэффективность.
Проблему
нехватки средств в отрасли
часто ошибочно объясняют только недофинансированием.
Это не совсем верно.
Объем средств на жилищно-коммунальное
хозяйство, предусмотренный в федеральном
бюджете на нынешний год, был бы достаточен
для исполнения текущих работ. Однако
отрасль нуждается не просто в поддержании
и обеспечении функционирования в нынешнем
состоянии, а в модернизации, кардинальном
обновлении. Менять нужно все:
от инженерных сетей до каркасов домов.
При верстке бюджета ЖКХ не учитываются
степень запущенности и глубина проблем.
Да, на капремонт многоквартирных домов
выделяются средства (об этом лучше поговорить
отдельно), но имеется в виду плановый
капремонт. А сколько зданий у нас рушится
«непланово»? Жилищный фонд был
ветхим уже при передаче его муниципалитетам
и последующей приватизации квартир.
Это же еще советские постройки. Мало того,
что здания сооружались 50 лет назад и более
и уже по времени подлежат капремонту,
так еще и качество материалов, использовавшихся
при строительстве, оставляет желать
лучшего.
Это наследие перешло нам. По данным
Федеральной службы государственной статистики,
на начало 2012 г. в России более
1,6 млн многоквартирных домов, в которых
проживает около 48 млн граждан, имели
уровень износа от 30 до 65%. И удельный вес
жилья, требующего капремонта, постоянно
растет.
Поэтому неправильно говорить, что так уж
мало выделяется средств: просто требуется
в разы больше. По экспертным оценкам,
на приведение в нормативное состояние
всего жилищно-коммунального комплекса
требуется около 6 трлн руб. На комплексную
модернизацию отрасли – 9 трлн руб. И потом,
Стр.8
www.gkh.ru
дело не только в денежных объемах, а прежде
всего, в самой системе финансирования отрасли,
действовавшей последние годы, которая
показала свою неэффективность, приведя
отрасль к стагнации, а затем к рецессии.
Следует добавить также, что определенный
процент выделяемых средств используется
не по целевому назначению – грубо
говоря, разворовывается. Либо используется
неэффективно, а это опять же проблема профессиональной
подготовки кадров.
В сфере кадрового обеспечения отрасли,
помимо названных, есть еще серьезные проблемы,
касающиеся неоптимальности ее
кадровой структуры: слишком велик штат
персонала, выполняющего организационные
задачи, и мало специалистов, работающих
руками. Когда в перспективе ЖКХ будет
переходить в ряде вопросов на электронное
обеспечение, я полагаю, управляющий штат
можно будет подсократить. Это не только
повысит эффективность управления и оперативность
решения проблем, но и высвободит
средства, идущие в данный момент на
заработную плату избыточному персоналу.
А также стимулирует положительные ротации
на рынке труда: ведь есть отрасли, испытывающие
острую нехватку работников.
Вы упомянули финансирование капитального
ремонта многоквартирных домов –
один из самых болезненных вопросов
ЖКХ…
Вопрос, действительно, болезненный.
Начать с того, что действовавшей системой
финансирования капремонта жилищного
фонда не был доволен никто, ни одна сторона:
ни регионы, ни муниципалитеты, ни собственники
квартир.
До недавних пор финансирование капремонта
осуществлялось из трех источников:
региональных бюджетов, местных бюджетов,
средств собственников квартир.
В декабре 2012 г. появился четвертый
источник: были приняты поправки в законодательство,
предусматривающие софинансирование
капремонта многоквартирных
домов за счет средств федерального бюджета,
поступающих в виде субсидий в государственную
корпорацию – Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства.
А чем обусловлен переход на федеральное
софинансирование?
Принципами целесообразности и справедливости.
Начнем
с принципа справедливости.
В СССР весь жилой фонд, включая ведомственный,
был государственным. Финансирование
его капремонта осуществлялось из
средств федерального бюджета, причем
осуществлялось по остаточному принципу.
Недоремонт в советские годы составлял порядка
40–45%.
В начале 1990-х гг., после распада Союза,
федеральный центр стал избавляться от
жилищного фонда. Вышел федеральный
закон, который обязал органы местного самоуправления
принимать его на муниципальный
баланс. Согласно закону жилье должно
было передаваться после соответствующего
капитального ремонта либо с передачей необходимого
объема ассигнований на его
выполнение уже в статусе муниципального
жилищного фонда. Инженерные коммуникации
перед передачей тоже надлежало привести
в соответствие техническим нормативам.
Наконец, следовало предоставить
проектно-сметную документацию на передаваемые
объекты.
На практике этого не происходило. Муниципалитеты
принимали дома на свой баланс
в текущем виде. К началу 2000-х гг. весь
жилищный фонд стал муниципальным, и его
состояние на тот момент уже было близким
к критическому.
Далее последовала волна приватизации.
Площади в многоквартирных домах перешли
бесплатно в собственность жителей. Но, к сожалению,
законодательно не был предусмотрен
механизм по приведению этого жилья
в должное техническое состояние. В Жилищном
кодексе РФ (ст. 16) прописана обязанность
последнего собственника жилья перед
новым собственником по капитальному ремонту,
если он не был выполнен на момент
передачи.
5
№ 9 • 2014 • Часть I
Стр.9
Поощряем дальновидность!
Подпишитесь выгодно на 2015 год уже сейчас
СУПЕРВЫГОДНО
Счет действителен
до 1 октября
2014 года
ЗАО «МЦФЭР»
129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 8 (495) 933-63-17
Факс: 8 (495) 933-52-62
E-mail: ap@mcfr.ru
www.proflit.ru
Счет № Ж1440
Предмет счета
Подписка на комплект журналов*:
«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»
на 2015 год
* Все журналы комплекта выходят ежемесячно, 12 номеров
Kоличество
комплектов
1
Банковские реквизиты
ИНН 7702019904, КПП 770201001
ОАО «Сбербанк России», г. Москва
Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
р/с 40702810638180134443
«
»
Цена,
руб.
13 320-00
2014 г.
Сумма,
руб.
13 320-00
Всего к оплате
Всего к оплате: Четырнадцать тысяч шестьсот пятьдесят два рубля 00 копеек
Генеральный директор
Главный бухгалтер
НДС 10% 1332-00
14 652-00
М.А. Межанский
А.П. Игнатова
Внимание!
В платежном поручении в реквизите «Назначение платежа» укажите:
название издания и период подписки (по аналогии с предметом счета);
номер счета;
информацию по НДС;
адрес доставки, включая почтовый индекс;
Ф. И. О. контактного лица и телефон с указанием кода города.
Указание адреса и контактных данных позволит обеспечить своевременность доставки.
Копию платежного поручения отправьте по факсу или е-mail в отдел по работе с клиентами.
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 8 (495) 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. E-mail: ap@mcfr.ru
Подробнее о профессиональных изданиях на www.proflit.ru/gkh
Стр.3
Выберите удобный для вас способ подписки
на журнал «ЖКХ: журнал руководителя
и главного бухгалтера»
В редакции
8 (495) 937-9082; www.proflit.ru/gkh
Выгодно!
Бесплатная доставка в любую точку России
Больше скидок при подписке на год, комплекты изданий,
по акции «Поощряем дальновидность»
Надежно!
Повторная отправка потерявшихся на почте номеров
Гарантия предоставления бухгалтерских документов
Удобно!
Быстрая подписка по телефону или через Интернет
Индивидуальный подход к каждому заказу
На почте по каталогам
«Роспечать» – 79530, 48887; «Почта России» – 16685, 99740;
«Пресса России» – 84992, 84971
В альтернативном агентстве вашего города
Реклама
Стр.4
№ 9 сентябрь 2014
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Основан в 1998 г.
C 2002 г. выходит в 2 частях
Редакционный совет
Е.В. Довлатова,
исполнительный директор
Российской ассоциации
водоснабжения и водоотведения
Н.Б. Косарева,
президент Фонда
«Институт экономики города»
В.В. Михайлов,
председатель СРО «Российская
ассоциация “Коммунальная энергетика”»
С.В. Разворотнева,
заместитель председателя
Общественного совета при Минстрое
России, исполнительный директор
НП «Национальный центр общественного
контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль”»
Л.Ю. Рокецкий,
президент Национального союза
энергосбережения
Л.Н. Чернышов,
директор Института сити-менеджмента
НИУ «Высшая школа экономики»
А.В. Широков,
председатель Комитета
Торгово-промышленной палаты РФ
по предпринимательству
в сфере жилищного
и коммунального хозяйства
Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
М.А. Межанский, генеральный директор
Издательский дом МЦФЭР
В.П. Гирихиди, директор
Е.В. Богданова, главный редактор
МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ
А.М. Шилина, руководитель
ashilina@mcfr.ru
М.Д. Анестратенко, главный редактор
manestratenko@mcfr.ru
Редакция
Е.А. Ведищева, ответственный редактор
evedischeva@mcfr.ru
В.В. Артемова, выпускающий редактор
О.А. Сутемьева, дизайн-концепция
С.Ю. Титова, верстка
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская,
д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный)
www.gkh.ru, www.proflit.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
gkh@mcfr.ru
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
33 <О конституционности положений Основ ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике> (извлечения из определения
Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 № 1146-О)
36 <Об обязанностях нанимателей жилых помещений
по внесению платы за содержание общего имущества
жилого дома и коммунальных платежей> (извлечения
из постановления Президиума ВАС РФ от 19.11.2013
№ 7111/13)
39 <Об ответственности за надлежащее содержание
контейнерной площадки> (извлечения из
постановления ФАС Уральского округа от 09.06.2014
№ Ф09-3065/14 по делу № А60-33238/2013)
44 О взыскании долга за теплоснабжение незаселенных
квартир и неустойки за просрочку платежа
(извлечения из постановления ФАС Дальневосточного
округа от 08.07.2014 № Ф03-2347/2014)
5 Об организации капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах
17 О повышающих коэффициентах к тарифам
на тепловую энергию при нарушении режима
потребления тепловой энергии или отсутствии
коммерческого учета
19 Применение тарифов в сфере теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения в порядке
правопреемства
20 О закупках у субъектов малого предпринимательства,
социально ориентированных некоммерческих
организаций
22 Об обращении с отходами
КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ
23 О порядке расчета размера возмещения
недополученных доходов регулируемых организаций,
осуществляющих деятельность в сферах
коммунального комплекса, электроэнергетики,
теплоснабжения и водоснабжения
27 О некоторых изменениях законодательства
в сфере ЖКХ, принятых в июне 2014 г.
(в части правоотношений в сфере государственного,
муниципального и общественного жилищного
надзора, порядка оплаты коммунальных услуг
в общежитии)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
31 О Порядке разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение
Часть II
Стр.5
№ 9 сентябрь 2014
Часть II
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
49 <О вопросах кадастрового учета>
(письмо Минэкономразвития России от 14.04.2014
№ ОГ-Д23-2535)
52 <О налоге на имущество организаций в 2014 г.>
(письмо Минфина России от 21.05.2014
№ 03-05-05-01/24062)
53 <О порядке применения вычетов сумм налога
на добавленную стоимость>
(письмо Минфина России от 09.06.2014
№ 03-07-15/27682)
55 <О включении в налоговую базу по НДС
денежных средств, полученных в рамках
долевого финансирования капитального ремонта
многоквартирных домов, в случае отказа
от освобождения от НДС> (письмо ФНС России
от 01.07.2014 № ГД-4-3/12407@)
57 Перечень критериев, учитываемых федеральным
органом исполнительной власти в области
государственного регулирования тарифов при
согласовании решения органа исполнительной
власти субъекта РФ в области государственного
регулирования тарифов об утверждении им
тарифа на услуги организаций, осуществляющих
регулируемые виды деятельности в сфере
водоснабжения и водоотведения, в случае если
размер утверждаемого тарифа влечет превышение
предельного индекса изменения тарифов в сфере
водоснабжения и водоотведения, установленного
указанным федеральным органом исполнительной
власти (приложение к приказу ФСТ России
от 19.12.2013 № 1667-э)
59 <Об оплате расходов на установку приборов учета
используемых энергетических ресурсов>
(письмо Минстроя России от 09.04.2014
№ 5792/МС/04)
61 Порядок определения объема сточных вод,
принятого от МКД, не оборудованного
коллективным прибором учета
(письмо Минстроя России от 10.04.2014
№ 5942-МС/04)
63 Реестр экспертных организаций, аттестованных
при федеральных органах исполнительной
власти Российской Федерации в сфере ЖКХ
и профессиональных общественных организациях
на проведение экспертизы экономического
обоснования цен и тарифов на жилищнокоммунальные
услуги (по состоянию
на II квартал 2014 г.)
Подписные индексы
«Роспечать» – 48887, 79530
«Почта России» – 99740, 16685
«Пресса России» – 84971, 84992
Отдел продвижения
Н.В. Кащеева,
руководитель
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80
nkcom@mcfr.ru
Размещение рекламы
М.Э. Захарова,
руководитель
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02
mzaharova@mcfr.ru
О.Н. Оводова,
менеджер по работе с клиентами
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16
ovodova@mcfr.ru
Н.В. Микиртумова,
менеджер по работе с клиентами
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63
nmikirtumova@mcfr.ru
Е.А. Журавлева,
менеджер по работе с клиентами
Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14
ezhuravleva@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82
(многоканальный), 933-63-17.
Факс: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка материалов допускается только
с письменного согласия редакции.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012.
Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 21.08.2014
Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,0.
Изд. № 6354. Заказ № К-1369.
Дата выхода в свет 04.09.2014.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г.
Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 1727-6691
09
www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых
приводится на портале www.gkh.ru
9 771727 669146
Стр.6
ОФИЦИАЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
Минстроем России осуществляется мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации
по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
и проблемам, возникающим при этом.
В целях оказания методического содействия субъектам РФ, органам местного самоуправления, региональным
операторам, иным организациям и учреждениям, а также собственникам помещений в многоквартирных
домах Министерство представило свою экспертную позицию по актуальным вопросам функционирования
региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
и деятельности региональных операторов.
Об организации капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах*
Подлежат ли включению в региональные
программы капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных
домах дома, все помещения в которых
принадлежат одному собственнику, и дома
блокированной застройки?
В соответствии со ст. 168 ЖК РФ высшие
исполнительные органы государственной
власти субъектов РФ утверждают региональные
программы капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах
(далее – региональные программы КР) в целях
планирования и организации проведения
капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах (МКД).
В региональную программу капитального
ремонта общего имущества в МКД подлежат
включению все МКД, расположенные на
территории субъекта РФ, за исключением
МКД, признанных в установленном Правительством
РФ порядке аварийными и подлежащими
сносу.
В соответствии с нормативным правовым
актом субъекта РФ в региональную программу
КР могут не включаться МКД, физический
* Извлечения из письма Минстроя России от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04.
износ основных конструктивных элементов
(крыша, стены, фундамент) которых превышает
70%, и (или) МКД, в которых совокупная
стоимость услуг и (или) работ по капитальному
ремонту конструктивных элементов и внутридомовых
инженерных систем, входящих
в состав общего имущества в МКД, в расчете
на 1 кв. м общей площади жилых помещений
превышает стоимость, определенную нормативным
правовым актом субъекта РФ.
Состав общего имущества МКД определяется
в соответствии с разд. I Правил содержания
общего имущества в многоквартирном
доме, утв. постановлением Правительства
РФ от 13.08.2006 № 491.
Поскольку в МКД, все помещения в которых
принадлежат одному собственнику,
отсутствует общее имущество собственников
помещений, нормы Жилищного кодекса
РФ в части организации проведения капитального
ремонта общего имущества
в МКД на них не распространяются, и соответственно
такие дома не подлежат включению
в региональную программу капитального
ремонта.
5
№ 9 • 2014 • Часть II
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ жилыми
домами блокированной застройки являются
жилые дома с количеством этажей не более
чем три, состоящие из нескольких блоков,
количество которых не превышает десять
и каждый из которых предназначен для проживания
одной семьи, имеет общую стену
(общие стены) без проемов с соседним блоком
или соседними блоками, расположен на
отдельном земельном участке и имеет выход
на территорию общего пользования.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых
помещений, имеющих отношение к понятию
«многоквартирный дом». В качестве
главного квалифицирующего признака квартиры
в ч. 3 ст. 16 ЖК РФ указана возможность
прямого доступа из квартиры в помещения
общего пользования. Если из жилых помещений
в доме нет прямого доступа в помещения
общего пользования в таком доме, а есть
выходы непосредственно на земельный участок,
на котором расположен дом, то такие
жилые помещения не являются квартирами,
а дом не является многоквартирным.
В связи с тем что дома блокированной
застройки не имеют в своем составе квартир,
они не могут быть отнесены к МКД.
Таким образом, дома блокированной застройки
не подлежат включению в региональные
программы КР.
К ак региональному оператору получить
данные о площадях помещений
в многоквартирных домах и их собственниках?
Для
выполнения возложенных на субъекты
РФ, муниципальные образования и региональных
операторов задач по учету
фондов капитального ремонта, формируемых
собственниками помещений в МКД,
требуются данные о собственниках помещений
в МКД, которые содержатся в Едином
государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В настоящее время механизм предоставления
информации о зарегистрированных
правах на недвижимое имущество и сделках
6
с ним может быть реализован несколькими
способами:
1) региональный оператор получает за
соответствующую плату доступ к информационному
ресурсу ЕГРП, самостоятельно
с использованием ключей доступа просматривает
сведения ЕГРП по домам и получает
на платной основе сведения по каждой из
выбранных квартир в режиме онлайн;
2) органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления
или многофункциональные центры на основании
ч. 2 ст. 8 Федерального закона от
21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» (далее – Федеральный закон
№ 122-ФЗ) запрашивают сведения ЕГРП по
помещениям в МКД на безвозмездной основе;
один запрос может быть оформлен сразу
в отношении двух и более помещений, расположенных
в пределах территории субъекта
РФ; на базе полученной информации
формируется состав сведений, необходимых
для работы регионального оператора в части
начислений.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального
закона № 122-ФЗ орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав, не вправе
бесплатно предоставлять региональным
операторам сведения о зарегистрированных
правах на объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем для решения указанной проблемы
Минстрой России планирует подготовку
изменений в действующее законодательство,
предоставляющих региональному
оператору право получения информации из
ЕГРП непосредственно и на безвозмездной
основе.
Во зможно ли перечисление денежных
средств с банковских счетов регионального
оператора организациям, наделенным
функциями технического заказчика?
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ
к функции регионального оператора отнесено
осуществление функций технического
заказчика работ по капитальному ремонту
Стр.8
общего имущества в МКД, собственники помещений
в которых формируют фонды капитального
ремонта на счете, счетах регионального
оператора. Частью 2 той же статьи
определено, что порядок выполнения региональным
оператором своих функций, в т. ч.
порядок осуществляемого им финансирования
капитального ремонта, устанавливается
законом субъекта РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 182 ЖК РФ законом
субъекта РФ могут быть предусмотрены
случаи, при которых функции технического
заказчика работ по капитальному ремонту
МКД, собственники помещений в которых
формируют фонды капитального ремонта на
счете, счетах регионального оператора, могут
осуществляться органами местного самоуправления
и (или) муниципальными бюджетными
учреждениями на основании соответствующего
договора, заключенного
с региональным оператором.
На основании изложенного субъект РФ
вправе определить порядок финансирования
капитального ремонта через счета органов
местного самоуправления и (или) муниципальных
бюджетных учреждений, которым
региональным оператором переданы функции
технического заказчика работ по капитальному
ремонту. При этом порядок осуществления
перечисления средств с банковских
счетов регионального оператора организациям,
которым в установленном
порядке переданы функции технических
заказчиков, рекомендуется отражать в договорах,
заключаемых между региональным
оператором и указанными организациями на
основании ч. 4 ст. 182 ЖК РФ.
Во зможно ли проведение капитального
ремонта общего имущества в МКД до
срока наступления обязанности собственников
по внесению взносов на капитальный
ремонт?
Жилищным кодексом РФ не установлена
зависимость проведения капитального ремонта
общего имущества в МКД от срока
наступления обязанности собственников
помещений в МКД по уплате взноса на капитальный
ремонт.
В соответствии с ч. 2 ст. 189 ЖК РФ собственники
помещений в МКД в любое время
вправе принять решение о проведении капитального
ремонта общего имущества в доме
по предложению лица, осуществляющего
управление домом или оказание услуг
и (или) выполнение работ по содержанию
и ремонту общего имущества в доме, регионального
оператора либо по собственной
инициативе.
Решением общего собрания собственников
помещений в МКД о проведении капитального
ремонта общего имущества в МКД
должны быть, в частности, утверждены источники
финансирования капитального ремонта
(ч. 5 ст. 189 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 158 ЖК РФ установлено, что
расходы на капитальный ремонт общего
имущества в МКД финансируются за счет
средств фонда капитального ремонта и иных
не запрещенных законом источников.
Фонды капитального ремонта формируются
из вносов на капитальный ремонт, процентов
за задержку уплаты собственниками
таких взносов и банковских процентов, начисляемых
на сумму взносов (если фонд
капитального ремонта формируется на специальном
счете) (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
К иным источникам финансирования капитального
ремонта, прямо упомянутым в законе,
относятся, в частности, дополнительные
взносы, уплачиваемые собственниками в случае,
предусмотренном ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ,
средства государственной и муниципальной
поддержки капитального ремонта.
То обстоятельство, что Жилищный кодекс
РФ предусматривает ряд случаев, когда
собственники помещений в МКД не несут
обязанности по уплате взносов на капитальный
ремонт (например, собственники помещений
в домах, не подлежащих включению
в региональную программу КР), не означает
запрета на уплату ими таких взносов на основании
соответствующего решения общего
собрания собственников помещений.
7
№ 9 • 2014 • Часть II
Стр.9