Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера

ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера №6 2014 (1408,00 руб.)

0   0
Страниц152
ID312430
АннотацияВ журнале освещаются актуальные тенденции отрасли ЖКХ, реализация программ ресурсосбережения; предлагаются современные управленческие решения, рассказывается об эффективных приемах привлечения инвестиций, приводится практика модернизации жилищно-коммунального комплекса; судебная практика и отраслевые нормативные документы с комментариями экспертов. Публикуется большое количество материалов, касающихся налогообложения, льгот предприятий сферы ЖКХ. Подписчики знакомятся с практическим опытом решения сложных ситуаций в сфере ЖКХ. Публикуются максимально развернутые комментарии экспертов со ссылками на конкретные нормативные документы. В журнале публикуются только авторские материалы. Издание предоставляет специалисту сферы ЖКХ проверенные алгоритмы действий в рамках действующего правового поля.
ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312430 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Башмаков Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. <...> gkh@mcfr.ru 34 Как правильно раскрывать информацию о деятельности организаций, осуществляющих управление МКД ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД А.В. <...> Попов 37 Тенденции правового регулирования организации и деятельности третейских судов в Российской Федерации РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ А.Б. <...> Рыжов 44 Комплексный подход к внедрению «зеленых» технологий в строительстве и ЖКХ КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА Г.М. <...> Скольник, О.М. Бытенский 47 Холодная вода и Правила коммерческого учета тепловой энергии ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. <...> Иванов 51 Мониторинг в промышленной водоподготовке В.В. Дзюбо, Л.И. Алферова 56 Удаление углекислоты в технологиях водоподготовки ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О.А. <...> Широков 67 Модернизация лифтового оборудования в многоквартирных домах ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ 74 В Кемеровe ЖКХ под общественным контролем Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел. <...> www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 1727-6691 06 9 771727 669146 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Как сделать жилищный сектор энергоэффективным и низкоуглеродным Центром по эффективному использованию энергии проводился анализ структуры, тенденций и прогнозов потребления энергии в российском жилищном секторе – по типам зданий (с выделением МКД) и по процессам. <...> Процент износа свыше 66% в 2012 г. имели 8% индивидуально-определенных зданий и 9% МКД, или около 4% площади всех жилых зданий. <...> Площадь ветхого и аварийного жилья составила в 2012 г. 100 млн кв. м, или 3% от всего жилищного фонда (рис <...>
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№6_2014.pdf
№ 6 июнь 2014 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И.А. Башмаков Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Г.П. Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ Л.А. Потапова, руководитель sk@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru 34 Как правильно раскрывать информацию о деятельности организаций, осуществляющих управление МКД ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД А.В. Рычков, Ю.Д. Тохтуева 32 Летняя «яма» платежей РЕФОРМА Е.В. Агитаев 13 Модернизация ЖКХ: за чей счет? И.В. Генцлер 22 Об изменении стандарта раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами С.В. Беседина 27 Возможности реформирования жилищно-коммунального комплекса малых и средних городов 3 Как сделать жилищный сектор энергоэффективным и низкоуглеродным Часть I
Стр.3
№ 6 июнь 2014 ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Р.М. Попов 37 Тенденции правового регулирования организации и деятельности третейских судов в Российской Федерации РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ А.Б. Рыжов 44 Комплексный подход к внедрению «зеленых» технологий в строительстве и ЖКХ КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА Г.М. Скольник, О.М. Бытенский 47 Холодная вода и Правила коммерческого учета тепловой энергии ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ М.П. Иванов 51 Мониторинг в промышленной водоподготовке В.В. Дзюбо, Л.И. Алферова 56 Удаление углекислоты в технологиях водоподготовки ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ О.А. Лукинский 61 Теплоизоляция трубопроводов ЖКХ В.И. Брейдбурд 64 Горизонтальное направленное бурение – для предприятий ВКХ СОВРЕМЕННЫЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Ю.Ф. Широков 67 Модернизация лифтового оборудования в многоквартирных домах ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ 74 В Кемеровe ЖКХ под общественным контролем Часть I Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80 nk.com@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 23.05.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 10,0 + вкл. 0,25. Изд. № 6149. Заказ № 485-ОП. Дата выхода в свет 04.06.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1». 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 15. Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 1727-6691 06 9 771727 669146
Стр.4
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Как сделать жилищный сектор энергоэффективным и низкоуглеродным Центром по эффективному использованию энергии проводился анализ структуры, тенденций и прогнозов потребления энергии в российском жилищном секторе – по типам зданий (с выделением МКД) и по процессам. На основе его результатов были выработаны предложения по совершенствованию политики повышения эффективности использования энергии в жилищной сфере, а также определены затраты и выгоды, связанные с реализацией такой политики. И.А. Башмаков, исполнительный директор ЦЭНЭФ Оценка условий Чтобы избежать оценки ситуации в будущем с позиции реалий сегодняшнего дня, границей расчетного периода был выбран 2050 г. Задача состоит в том, чтобы, оценив возможности будущего, скорректировать нынешнюю политику в отношении «зеленой» экономики. Средний возраст российского жилого здания можно определить равным 46 годам (при расчете по жилой площади – 37 лет). Это близко к показателям для США и Германии (44 года), существенно выше, чем в Японии (30 лет), но значительно ниже, чем в Великобритании (около 60 лет). Процент износа свыше 66% в 2012 г. имели 8% индивидуально-определенных зданий и 9% МКД, или около 4% площади всех жилых зданий. Площадь ветхого и аварийного жилья составила в 2012 г. 100 млн кв. м, или 3% от всего жилищного фонда (рис. 1). Объемы капитального ремонта жилого фонда резко упали в 1990-х гг. Их рост начался после создания в 2007 г. Фонда содействия реформированию ЖКХ. В 2008 г. доля капитального ремонта выросла до 1,6% от всего жилого фонда и до 2,2% от площади МКД. Однако к 2012 г. доля капитального ремонта жилищного фонда вновь пошла на спад и снизилась до 0,7%. Что касается комплексных капитальных ремонтов, то их доля вышла на пик в 2009 г. (0,8% от фонда зданий) и упала к 2012 г. до 0,17% (рис. 2). При среднем сроке эксплуатации до капитального ремонта 25 лет в комплексном капитальном ремонте нуждается 1450 млн кв. м, или 2340 тыс. многоквартирных домов, при среднем сроке службы 40 лет – 750 млн кв. м, или 1600 тыс. МКД, что соответственно в 66 раз и 34 раза превышает фактические объемы выборочного ремонта в 2012 г. Проблема изношенности жилищного фонда должна решаться путем его капитального ремонта и реконструкции. Сектор жилых зданий является крупным потребителем энергии. На его энергоснабжение расходуется около четверти первичной энергии. Существует слабовыраженная 3 № 6 • 2014 • Часть I
Стр.5
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ К СВЕДЕНИЮ По данным Росстата, на конец 2012 г. жилищный фонд (общая площадь жилых помещений) состоял из 19 971 тыс. зданий общей площадью 3349 млн кв. м, в т. ч. 2425 млн кв. м (72,4%) в городских поселениях и 923 млн кв. м (27,6%) в сельской местности. Его составляли 3194 тыс. многоквартирных домов (МКД) общей площадью 2242 млн кв. м (67%) и 16 766 тыс. индивидуальных жилых зданий (ИЖЗ) общей площадью 1058 млн кв. м (31,6%), а также общежитий общей площадью 40 млн кв. м. В 2000–2012 гг. жилищный фонд вырос на 20%, а в 2013 г. превысил 3400 млн кв. м. 20 000 40 000 60 000 80 000 100 000 -60 000 -40 000 -20 000 0 Переведено нежилых помещений в жилые Прибыло по прочим причинам Прибыло за счет уточнения при инвентаризации Новое строительство Переведено в нежилые помещения Выбыло по прочим причинам Снесено по ветхости и аварийности Разрушено в результате стихийных бедствий Снесено при реализации решений генеральных планов Выбыло за счет уточнения при инвентаризации Прирост жилищного фонда % 70 60 50 40 30 20 10 0 Годы Прирост жилищного фонда Доля ветхого и аварийного жилищного фонда Рис. 1. Состояние жилищного фонда в Российской Федерации тенденция к росту потребления энергии, прерываемая колебаниями погодных условий. В 2012 г. на цели отопления пришлось 64,6% потребления энергии в жилищном секторе, на ГВС – 18,3%, а на прочие нужды – около 17%. 4 3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0 Годы В 2007–2013 гг. удельный расход энергии в расчете на 1 кв. м жилой площади при приведении к сопоставимым погодным условиям сократился на 14%. Это большое достижение. Удельный расход энергии на 1 кв. м в 2012 г. составил в России 43,4 кг у. т/кв. м/ год, или 353 кВт·ч/кв. м. При этом в старых зданиях удельный расход (44,5 кг у. т/кв. м/ год) выше, а в новых (30,4 кг у. т/кв. м/год) – ниже средней величины. Существенно увеличились доля квартир и МКД, оснащенных приборами учета, и масштаб применения энергосберегающих ламп. Однако ряд индикаторов энергоэффективности в жилищном секторе оказались ниже заданных государственной программой «Энергосбережение и развитие энергетики». Анализ теплозащитных характеристик жилых зданий, вне зависимости от того, где он проводился – в Норильске, Ростове-наДону, Тюмени, Омске, Санкт-Петербурге или Москве, показывает, что потери тепловой энергии через ограждающие конструкции довольно велики, особенно для зданий, построенных до 2000 г. Более точно выявить масштабы потребления энергии и возможности ее экономии можно при проведении типологии жилых зданий. Данный метод позволяет на основе подробных выборочных обследований ограниченного числа наиболее распространенных серий зданий экстраполировать результаты на всю выборку и со значительно более высокой точностью, но при ограниченных затратах формировать качественные программы повышения энергоэффективности в жилых зданиях, определять потребность в ресурсах и эффекты от их реализации. За рубежом (например, в Германии, Сербии, Китае) направление типологии жилых зданий активно развивается. Млн кв. м 1980–1990 1990–1995 1995–2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Тыс. кв. м 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Стр.6
www.gkh.ru Ориентируясь на показатель среднего потребления энергии на 1 кв. м жилого здания, не стоит забывать о влиянии на его формирование, в частности, структуры жилищного фонда по этажности, обеспеченности бытовыми приборами, их средней мощности и качества используемых энергоресурсов. Потенциал экономии энергии и воды в МКД велик: • теплоэнергии – 40–50%; • электроэнергии – 40–50%; • воды – 20–40%; • природного газа – 30%. Важным инструментом анализа потенциала экономии энергии является бенчмаркинг – построение кривых распределения однотипных энергопотребляющих объектов (жилых зданий) по уровню их энергетической эффективности, позволяющее не только оценивать величину потенциала энергосбережения, но и отбирать объекты для первоочередного включения в состав программ повышения энергоэффективности. Первоочередной интерес для реализации проектов по повышению энергоэффективности вызывает самая правая часть кривой 10 20 30 40 50 60 70 80 90 0 распределения жилых зданий по уровню энергоэффективности, или самая крутая часть «горки ресурса энергоэффективности» (рис. 3, 4). Технический потенциал экономии 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0 Годы Площадь капитального ремонта жилых зданий в сельской местности Площадь капитального ремонта жилых зданий в городских поселениях Доля комплексного ремонта Отремонтировано помещений в квартирах Доля в площади МКД Доля в жилищном фонде Рис. 2. Объемы ремонта жилищного фонда в Российской Федерации % 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Фактический При полной реализации потенциала повышения энергоэффективности Средний уровень по кварталу Средний уровень по России Рис. 3. Распределение выборки жилых зданий г. Тюмени по уровню потребления энергии 5 № 6 • 2014 • Часть I Удельный расход энергии, кг у. т./кв. м/год Малыгина, 51-1 Седова, 19-1 Малыгина, 49 Карская, 36-2 Малыгина, 59 Холодильная, 18 М. Тореза, 1 С-Щедрина, 44 Карская, 36 Седова, 59 Седова, 17 С-Щедрина, 32 М. Тореза, 2 Седова, 15 Седова, 19 Холодильная, 34 Мурманская, 65 Холодильная, 76 Республики, 86-1 Республики, 94 Республики, 90 Малыгина, 5 Седова, 57 Республики, 92 Холодильная, 132 Седова, 55 Карская, 21 Карская, 23 Кольский пер., 1 Республики, 88 С-Щедрина, 36 Шиллера, 22 Холодильная, 122 Карская, 25 Малыгина, 57 С-Щедрина, 34 Малыгина, 71 Седова, 64а Республики, 86 Седова, 66 Карская, 13 Тыс. кв. м 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Стр.7
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ К СВЕДЕНИЮ Бенчмаркинг (англ. bench – место, marking – отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов (прежде всего конкурентов) с целью использования их положительного опыта в своей работе. Бенчмаркинг включает комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе. целевых мер политики повышения энергоэффективности. 3,5 2,5 3 1,5 2 0,5 1 0 Число жилых зданий Рис. 4. Распределение энергоемких жилых зданий ЮАО г. Москвы по удельным расходам тепла на отопление энергии на этих зданиях приближается к 90% от потребления тепловой энергии. В России с 2000 г. повышению энергоэффективности в зданиях стало уделяться внимание на государственном уровне, но отставание от ведущих стран еще велико. Активизации движения к повышению эффективности препятствует дефицит: • мотивации; • информации; • финансовых ресурсов и «длинных» денег; • организации и координации. Ранее присутствовал еще один барьер – недостаток технологий. Велико также влияние, например, стоимости установки оборудования и строительства зданий; большой доли малоимущих семей; низкой платежной дисциплины; слабой базы статистики по жилым зданиям; плохой информированности потребителей и низкого уровня взаимного доверия агентов в системе ЖКХ; нехватки квалифицированных кадров. Природа указанных барьеров различна. Но практически все они могут быть устранены применением 6 После 2009 г. деятельность по повышению энергоэффективности в секторе зданий в России существенно активизировалась. Однако в последние два года наметилось движение вспять в ключевых направлениях. В январе 2013 г. был опубликован СП 50-13330-2012 (актуализированный СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»), который, по мнению многих ведущих специа листов, отбросил нашу страну назад в области требований к тепловой защите зданий. Возможности повышения энергоэффективности жилых зданий за счет их капитального ремонта оказались также существенно урезанными. Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключил из минимального перечня работ, которые можно финансировать за счет взноса на капитальный ремонт, позиции по утеплению фасада и установке приборов учета. Они могут быть приняты в региональных документах, однако только в 8 из 26 уже принятых региональных законов по капитальному ремонту включены меры по утеплению фасада и установке приборов учета. За рубежом накоплен богатый опыт реализации политики повышения энергоэффективности в зданиях, его можно тиражировать в России. Основными мерами политики являются: нормирование параметров энергоэффективности зданий с помощью СНиП; нормирование параметров энергоэффективности бытового оборудования путем стандартизации; сертификация и маркировка зданий и оборудования по уровням энергоэффективности; госкзакупки только зданий и оборудования высоких классов энергетической эффективности; использование механизма энергосервисных контрактов; повышение энергоэффективности за счет средств ресурсоснабжающих компаний путем реализации программ интегрированного планирования энергетических ресурсов, управления спросом, схемы белых сертификатов и станУдельный расход тепловой энергии на цели отопления, Гкал/кв. м/год 1 14 27 40 53 66 79 92 105 118 131 144 157 170 183 196 209 222 235 248 261 274
Стр.8
www.gkh.ru дартов на ресурс энергоэффективности; финансирование с возвратом из счетов за энергоснабжение; программы льготного кредитования, включая схемы льготного ипотечного кредитования энергоэффективных и «зеленых» зданий; предоставление бюджетных субсидий; налоговое льготирование; партнерство власти и бизнеса в разработке и продвижении на рынок новых технологий; инвентаризация фонда зданий и совершенствование статистики; энергетические аудиты; информационные кампании. Возможные сценарии повышения энергоэффективности Оценка перспектив реализации политики повышения энергоэффективности в секторе зданий России осуществлялась на основе использования двух математических моделей: 1) RES-RUS – модель потребления энергии населением, включает блоки эволюции структуры жилищного фонда, потребления энергии на нужды отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи и пользования основными бытовыми электроприборами; модели экономического роста и ввода жилья; 2) REM-RUS описывает процессы движения и старения жилых зданий, объемы финансирования и масштабы реализации капитального ремонта жилых зданий, а также возможные уровни экономии энергии при реализации разных пакетов мер по капитальному ремонту. Базовый сценарий В соответствии с базовым сценарием объемы ввода жилья превышают 100 млн кв. м в год к 2030 г., а затем стабилизируются на этом уровне и постепенно снижаются по мере уменьшения численности населения и его старения и за счет замедления роста экономики. Жилищный фонд увеличивается с 3,4 млрд кв. м в 2014 г. до 6,2 млрд кв. м в 2050 г. Динамика определяется не только вводом жилой площади, но и ее выбытием, в т. ч. по ветхости и аварийности, а также переводом нежилых К СВЕДЕНИЮ Типология (от греч. typos – отпечаток, форма, образец и logos – слово, основание) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации. помещений в жилые и обратно. К 2050 г. обеспеченность населения жильем удваивается и достигает 46 кв. м /чел. Во всех сценариях предполагается рост доли индивидуального жилищного фонда. Для повышения энергоэффективности МКД в равной степени важно повышать энергоэффективность как новых зданий, так и уже построенных. В 2050 г. на долю уже построенных до настоящего момента зданий придется почти половина жилого фонда МКД. Средний возраст МКД вырастет с 36 до 61 года, доля МКД старше 25 лет – до 85%, а старше 40 лет – до 54%. К 2050 г. доля индивидуальных жилых зданий, построенных после 2000 г., будет доминировать, составляя 75% от всего фонда индивидуальных жилых зданий. В отношении этой группы нет ясности, насколько реально выполняются нормативные требования по энергоэффективности. Значительная часть индивидуального жилого фонда, который будет построен до 2050 г., может оказаться недостаточно энергоэффективной. Собственники квартир и индивидуальных жилых домов проводят капитальный ремонт за свой счет. Эти расходы отражаются по статье «ремонт и строительство жилья» в структуре ДЛЯ СПРАВКИ Существуют два порога доступности ЖКУ. Первый – для среднего отношения «платеж за ЖКУ/доход» – равен 7–8%. Если этот порог превышен, то платежная дисциплина падает и (или) снижается уровень комфорта. В 2010 г. доля расходов на жилищнокоммунальные услуги (ЖКУ) в потребительских расходах домашних хозяйств вошла в «красную» зону за порогом доступности ЖКУ и оставалась в ней на протяжении 2011–2012 гг. При довольно значительной экономической нагрузке и росте расходов на коммунальные услуги в 12 раз в 2000–2013 гг. большая доля россиян все еще не может получить надежные и качественные услуги энергоснабжения их жилищ. 7 № 6 • 2014 • Часть I
Стр.9
ЖКХ_журнал_руководителя_и_главного_бухгалтера_№6_2014_(1).pdf
№ 6 июнь 2014 ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основан в 1998 г. C 2002 г. выходит в 2 частях Редакционный совет Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Н.Б. Косарева, президент Фонда «Институт экономики города» В.В. Михайлов, председатель СРО «Российская ассоциация “Коммунальная энергетика”» С.В. Разворотнева, председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищнокоммунальной политике Общественной палаты РФ Л.Ю. Рокецкий, президент Национального союза энергосбережения Г.П. Хованская, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Л.Н. Чернышов, директор Института сити-менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» А.В. Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Учредитель и издатель – ЗАО «МЦФЭР» М.А. Межанский, генеральный директор Издательский дом МЦФЭР В.П. Гирихиди, директор Е.В. Богданова, главный редактор МЦФЭР Городское хозяйство и ЖКХ Л.А. Потапова, руководитель sk@mcfr.ru М.Д. Анестратенко, главный редактор manestratenko@mcfr.ru Редакция Е.А. Ведищева, ответственный редактор evedischeva@mcfr.ru В.В. Артемова, выпускающий редактор О.А. Сутемьева, дизайн-концепция С.Ю. Титова, верстка Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) www.gkh.ru, www.proflit.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9. gkh@mcfr.ru 32 О порядке создания и обеспечения деятельности региональных операторов КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ 3 Реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы 8 Основные результаты работы Минстроя России в 2013 г. 12 О результатах деятельности ФСТ России в 2013 г. и задачах на среднесрочную перспективу 25 О тарифах при изменении режима налогообложения регулируемой организации 26 Об актуальных вопросах антимонопольного регулирования в энергетике 29 Вопросы правоприменительной практики ст. 15 Закона о защите конкуренции в части разъяснений квалификации субъектного состава Часть II
Стр.3
№ 6 июнь 2014 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА 39 Об исключении публичных слушаний для проектов по размещению линейных объектов ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 41 О взыскании долга за потребленную тепловую энергию (извлечения из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2014 по делу № А43-3384/2013) НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ 45 Показатели и индикаторы для проведения мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (приложение к Методике проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утв. приказом Минрегиона России от 30.08.2013 № 365) 57 Методические рекомендации по установлению субъектом РФ минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (утверждены приказом Минстроя России от 07.02.2014 № 41/пр) (окончание) 63 Реестр экспертных организаций, аттестованных при федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации в сфере ЖКХ и профессиональных общественных организациях на проведение экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищно- коммунальные услуги (по состоянию на I квартал 2014 г.) Часть II Подписные индексы «Роспечать» – 48887, 79530 «Почта России» – 99740, 16685 «Пресса России» – 84971, 84992 Отдел продвижения Н.В. Кащеева, руководитель Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 57-80 nk.com@mcfr.ru Размещение рекламы М.Э. Захарова, руководитель Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 25-02 mzaharova@mcfr.ru О.Н. Оводова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-16 ovodova@mcfr.ru Н.В. Микиртумова, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 22-63 nmikirtumova@mcfr.ru Е.А. Журавлева, менеджер по работе с клиентами Тел./факс: 8 (495) 937-90-83, доб. 23-14 ezhuravleva@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82 (многоканальный), 933-63-17. Факс: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62. Е-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-52076 от 07.12.2012. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 19.05.2014 Формат 60 Ч 90 / 8. Тираж 10 000 экз. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,0. Изд. № 6150. Заказ № 486-ОП. Дата выхода в свет 04.06.2014 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20. Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1». 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 15. Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87. www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 1727-6691 06 www.gkh.ru – Знак-указатель на документы, полный текст которых приводится на портале www.gkh.ru 9 771727 669146
Стр.4
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основным вопросом повестки заседания Правительства РФ 17 апреля 2014 г. было рассмотрение результатов реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы. Вниманию читателей предлагаются извлечения из материалов этого мероприятия. Реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы Д.А. Медведев, Председатель Правительства РФ Почти все государственные программы приведены в соответствие с федеральным бюджетом и скорректированы с учетом изменившейся макроэкономической ситуации. Программные цели и финансы должны быть также скоординированы. Обсудим, как выполняются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы. Их уже 11 по наиболее проблемным сферам государственного регулирования, готовятся еще две: «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» и «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Основная цель «дорожных карт» не меняется: упростить и ускорить процедуры, которые связаны с открытием собственного дела, занятием бизнесом, налоговым и таможенным администрированием, доступом к объектам инфраструктуры, и на этой основе качественно продвинуться в улучшении предпринимательского климата. Все «дорожные карты» разрабатываются при участии бизнес-сообщества, оценку им дают тоже сами предприниматели, исходя из личного опыта. И именно в этом ценность данных карт. Первые были приняты еще в середине 2012 г. На сегодняшний день выполнено чуть более 50% предусмотренных «дорожными картами» мероприятий. Причины разные – помимо того, что где-то сказывается субъективный фактор и недорабатывают ведомства, ряд законопроектов завис в Государственной Думе. Нужно вместе с коллегами-депутатами доработать законопроекты и как можно быстрее подготовить окончательную версию. В принципе, то, чем мы занимаемся, мы делаем не ради каких-то оценок, хотя рейтинги действительно иногда нужны. Мы просто исходим из того, что хорошая регуляторная среда – это залог нормального делового климата и хороший тренд, хорошие условия, скажем так, для инноваций, для развития инвестиций в самые разные виды экономической деятельности. Поэтому будем уделять этому внимание и в дальнейшем. Следующий вопрос касается национальной системы квалификаций. Хотя ситуация на рынке труда достаточно стабильна, на четверти предприятий практически во всех отраслях не хватает квалифицированных кадров – это известная проблема. Чтобы удовлетворить запросы экономики, нужна целостная система с участием органов исполнительной власти, регионов, работодателей и увязка уровней подготовки и квалификации работников с приоритетами модернизации самих отраслей, регионов и конкретных предприятий. Сейчас работодатели и крупнейшие университеты работают над созданием профес3 № 6 • 2014 • Часть II
Стр.5
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К СВЕДЕНИЮ Doing Business Report – ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 183 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов. Доклад посвящен оценке нормативных актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядка их применения на практике (правоприменения). Исследования Doing Business не только указывают на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, но также определяют их причины и содержат рекомендации о проведении необходимых реформ. сиональных стандартов по основным профессиям. Реальному сектору необходимо активнее заниматься подготовкой специалистов, разработкой образовательных программ, скажем прямо, вкладывать в это деньги, потому что это их потребность. Такая работа ведется в отношении инженерных кадров – реализуются пилотные проекты по созданию специальных центров, одновременно формируется и базовый центр профессиональной подготовки рабочих кадров. Одним из ключевых принципов национальной системы квалификаций должна стать независимая оценка. Она позволит не только объективно оценивать специалистов, но, надеюсь, и стимулировать их к обновлению своих компетенций и постоянному профессиональному росту. А.В. Улюкаев, Министр экономического развития РФ В нынешних условиях, когда инвестиционный рост или его антипод – инвестиционный спад являются важнейшими факторами всей экономической динамики, центром всех наших усилий в области экономической политики естественным образом оказывается работа по обеспечению надлежащего предпринимательского климата в стране, по снижению рисков и транзакционных издержек, которые видят перед собой предприниматели. По экспертным оценкам, транзакционные издержки составляют до 35% в общей вели4 чине совокупных издержек ведения производства. Это относится и к высоким административным барьерам, и к избыточным регуляторным требованиям и т. д. Мы конкурируем за деньги инвестора, конкурируем глобально, с лучшими, серьезнейшими мировыми компаниями, и на это нацелены, собственно говоря, «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы. Как сказал Председатель Правительства РФ, они разработаны по целеполаганию бизнеса и в основном его усилиями. Мы вместе с Агентством стратегических инициатив выполняем функцию такого системного интегратора. Целевые показатели этих «дорожных карт» соответствуют критериям рейтинга Doing Business. Хотя, конечно, само по себе продвижение в этом критерии не является самоцелью, мы выстраиваем таким образом KPI для федеральных органов исполнительной власти – и региональный стандарт, и нынешний наш новый национальный рейтинг лучших практик с учетом этого продвижения. Напомню, что мы в прошлом году сдвинулись на 20 ступеней – до 92-й. В этом году задача – войти в состав 80 лучших экономик по этим показателям, причем от системы одного города (Москва) мы перешли к системе двух городов (Москва, Санкт-Петербург), что серьезно изменяет методологию учета. С точки зрения продвижения в рейтинге Doing Business я хотел бы отметить такие «дорожные карты», как «Подключение к энергетической инфраструктуре» (куратор – Минэнерго России), «Регистрация прав на недвижимость» (Минэкономразвития России), «Регистрация предприятий» (Федеральная налоговая служба) и частично «Таможенное администрирование» (Федеральная таможенная служба). «Дорожные карты» с формальной точки зрения включают 700 мероприятий, в настоящее время 312 имеют срочность исполнения, из них 183 выполнено. Важно, чтобы для предпринимательского сообщества это было значимым изменением в условиях ведения
Стр.6
бизнеса. Специальный информационный ресурс (monitoring.gov.ru) позволяет бизнесу отслеживать в режиме реального времени соответствующие позиции. С точки зрения исполнения мероприятий «дорожных карт» отмечу «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (исполнено 2 /3 /3 мероприятий, срочных к исполнению), «Совершенствование таможенного администрирования» (также чуть более 2 ), «Совершенствование качества государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (более 90% срочных к исполнению мероприятий завершено). Самое большое количество неисполненных мероприятий – в «дорожных картах» по развитию конкуренции и по климату в сфере строительства. Часть запланированных мероприятий реализуется с нарушением сроков, некоторые – формально, на стадии подготовки докладов, проектов нормативных актов, и мы не всегда отслеживаем, как эти нормативные акты реализуются и какие конкретно эффекты достигаются. Между тем положительные примеры есть, и они очень важны. Сокращен до 18 дней срок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок, также сокращены операции по осуществлению государственного кадастрового учета, созданы условия для того, чтобы соответствующая работа по регистрации и оформлению сделок происходила в электронной форме. С точки зрения доступа к энергосетям мы очень серьезно снизили сроки и добились того, чтобы стоимость технологических подключений для потребителей не выше 180 кВт снизилась примерно в 3 раза, что, собственно говоря, и послужило основанием для экспертов Doing Business повысить позицию по этой «дорожной карте» сразу на 67 пунктов. Но важно, чтобы предприниматели могли сами оценивать результативность. Мы проводим соответствующие опросы, они показывают, что далеко не всегда наша формальная оценка совпадает с оценкой предпринимательского сообщества. Если в части той же «дорожной карты» «Подключение» практически все опрошенные (более 3 /4 ) отмечают, что те предельные сроки, которые установлены, им известны и соблюдаются, то по некоторым «дорожным картам» ситуация иная. Например, в части регистрации недвижимого имущества было упрощено требование по уплате государственной пошлины и отменено требование по уплате до регистрации. Так вот, выяснилось, что у 72% респондентов, которые принимали участие в опросе, по-прежнему требовали предоставления документов, подтверждающих уплату государственной пошлины до государственной регистрации. Другой пример – это в области таможенного администрирования (паспорта сделок). Только 32% опрошенных отмечают, что представители таможенных органов не запрашивают паспорта сделок, как и должно было бы быть по выполненному мероприятию, а 28% указывают, что паспорта сделок запрашиваются всегда – не от случая к случаю, а постоянно. По «дорожной карте» «Подключение к энергосетям». У нас есть показатель, что проект внутреннего и внешнего энергоснабжения объектов мощностью до 150 кВт не требует процедуры согласования с сетевой администрацией. Более 3 /4 опрошенных заявляют, что такого рода требование согласования предъявляется, и они вынуждены этим заниматься. Есть и некоторые другие примеры такого рода. Это говорит о том, что, во-первых, просто информированности недостаточно. В плане той же «дорожной карты» «Подключение к сетям» есть соответствующий информационный портал, где размещается информация о предоставленных возможностях. Результаты опросов показали, что знают о самом факте существования этого портала менее половины респондентов, а пользуются – еще меньше. Это низкая информированность, и здесь мы должны очень серьезно продвинуться вперед. 5 № 6 • 2014 • Часть II
Стр.7
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И во-вторых, это неправомерные требования самих наших территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, которые предъявляют по-прежнему необоснованные требования к бизнесу. И, конечно, отдельно – это позиция по мониторингу мероприятий «дорожных карт» в электронном виде. Здесь необходимо постоянное пристальное внимание к обновлению соответствующей информации, создание обратной связи и должного формата взаимоотношений регулятора и делового сообщества. На ближайшее время – кроме того, что те две новые «дорожных карты», на которые Дмитрий Анатольевич обратил внимание, должны быть отработаны, – необходимо ускорить работы, постараться не отходить от установленных сроков. Второе – это более тщательный мониторинг. По половине «дорожных карт» никакого мониторинга пока не проводилось. В этом году мы должны распространить на все 11 «карт» эти требования и обеспечить точное соответствие формальной отчитываемости о выполненных мероприятиях оценкам делового сообщества. И третье – доведение информации, надежная работа соответствующих информационных порталов и контроль практики правоприменения в субъектах Федерации нашими территориальными органами тех решений, которые мы принимаем по реализации «дорожных карт». А.С. Никитин, генераль ный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Действительно, есть успехи в реализации «дорожных карт». Эти успехи в основном касаются тех ведомств, которые заняли активную позицию и работают с бизнесом не по почте, так сказать, а лицом к лицу: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития России, 6 Минэнерго России. Но я бы хотел коснуться некоторых проблемных моментов. Ситуация с дальнейшим улучшением ускорения подключения к электросетям у нас во многом сегодня упирается в строительные процедуры. То есть реализация «карты» по энергетике тормозится тем, что мы не всегда успеваем упрощать процедуры по ускорению выделения земель, получения разрешительной документации под объекты инфраструктуры. Сейчас эта ситуация потихоньку Минстроем России начинает выправляться, но пока мы еще далеки от хорошего результата. Хотел бы обратить внимание на очень важное решение, которое было принято: у нас формируется исчерпывающий перечень административных процедур в рамках получения разрешений на строительство. Однако сейчас в проекте этого перечня 124 процедуры, а по «дорожной карте» их должно быть 11. Мы столько бились за исчерпывающий перечень, нам теперь важно, чтобы он не оказался таким большим. В прошлом году Председателем Правительства РФ подписана «дорожная карта» по доступу малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием и соответствующие директивы. Бизнес это воспринял крайне позитивно. Сегодня мы видим ситуацию, когда ряд компаний с госучастием работает и активно информирует бизнес об этом, ряд компаний, кажется, тоже работает, но никому не хочет рассказывать, как они это делают. Видимо, для малого бизнеса готовят какой-то сюрприз в конце года. Я бы просил дать соответствующее поручение, чтобы они информировали и Минэкономразвития России, и Агентство хотя бы раз в квартал о том, что делается при упрощении системы закупок. Теперь о двух резервах, которые есть у нас на сегодня. Очевидно, что резерв административных улучшений, которыми мы занимались совместно с Минэкономразвития России последние два года, подходит к концу. Радикально улучшить ситуацию на следующий год с административными барьерами уже сегод
Стр.8
ня без принятия соответствующих нормативно-правовых актов, боюсь, будет невозможно, поэтому нам серьезно нужно заняться ускорением прохождения документов через Правительство РФ и работая с депутатами. И второе. По поручению Президента РФ мы совместно с Ростовской областью провели эксперимент: как, используя многофункциональный центр, сократить процедуры получения земли и ускорить процедуры получения разрешений на строительство и подключение к электросетям. Так вот, при наличии доброй воли губернатора и мэра нам удалось сократить сроки в 3 раза, а процедуры – с 15 до 4. Вот то, о чем говорил Министр экономического развития РФ: огромный резерв у нас улучшения бизнесклимата – это регионы и муниципалитеты. А.Р. Белоусов, помощник Президента РФ Хочу напомнить, что Национальная предпринимательская инициатива реализуется в двух формах: «дорожные карты» и рейтинг, который сконцентрирован на правоприменении. Что касается «дорожных карт», то они в основном связаны с принятием нормативно-правовых актов, федеральных законов, решений Правительства РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, соответствующих приказов министерств. И создана рабочая группа экономического совета, которая регулярно собирается раз в две недели, в нее входят представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, всех министерств и ведомств, которые задействованы в работе, в реализации «дорожных карт», эксперты, представители объединений работодателей и т. д. На сегодняшний день у нас всего есть 39 проектов федеральных законов с просроченной датой принятия. Из них семь находится в высокой степени готовности. То есть уже фактически назначены даты проведения комитетов в Государственной Думе, и мы с высокой степенью уверенности можем констатировать, что в весеннюю сессию эти законопроекты будут приняты. Восемь законопроектов находится в Государственной Думе, причем из них основная часть – это законопроекты, по которым отсутствуют поправки Правительства РФ ко второму чтению, хотя не только. Тормозятся и из-за деятельности в комитетах, но прежде всего это отсутствие поправок. Тринадцать находятся в Аппарате Правительства РФ, семь – в ведомствах в разной степени подготовки, и по четырем проектам рабочая группа согласована, включая представителей АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). И рабочая группа АСИ, и ведомство приняли рекомендацию о переносе сроков, и в установленном порядке такие рекомендации, как я понимаю, будут направлены в Правительство РФ. Есть несколько законопроектов, принятие которых абсолютно необходимо в ближайшее время, потому что они носят системный характер и от них зависит существенное изменение деятельности в тех или иных сферах. Это, например, поправки в закон о связи, касающиеся введения универсальной лицензии без привязки к технологиям оказания услуг связи; это ряд поправок в закон об электроэнергии, в т. ч. связанных с порядком ценообразования при технологическом присоединении к распределительным устройствам генерации; это целый ряд поправок в законопроекты в части кадастрового учета, в т. ч. внесение сведений о точных границах объектов; закон об экологическом нормировании, принятие которого, по сути дела, запускает процедуру технологического обновления; поправки в закон об оценочной деятельности, без которых реально мы не сможем приступить к введению налога на имущество, и ряд других. Я бы просил обратить внимание на это состояние дел и максимально ускорить внесение в Государственную Думу самих законопроектов, а также поправок ко второму чтению, для того чтобы из этих 39 законопроектов максимальное количество принять в весеннюю сессию. 7 № 6 • 2014 • Часть II
Стр.9