Ballet_3-10v8part_I_1 19/4/10 1:50 Page 22 Балетные чтения: из новых диссертаций ПЕРВЫЙ ОСЕТИНСКИЙ БАЛЕТ «ХЕТАГ» и развитие национального балетного театра «Осетинская рапсодия». <...> Опыт написания сказочно-эпического балета развили впоследствии композиторы Х.Плиев <...> Премьера балета «Хетаг» (1979) композитора Дудара Хаханова по одноименной поэме классика осетинской литературы К. <...> «Особую праздничность», как отмечала республиканская пресса, придавало событию участие москвичей – исполнительницы партии Чабахан, солистки Большого театра Светланы Адырхаевой, балетмейстера-постановщика Алексея Закалинского и заслуженного художника РСФСР Вильяма Клементьева. <...> Балет «Хетаг» оказался созвучным тем художническим поискам этнической идентичности, которые, несмотря на унифицирующие государственно-идеологические установки, велись в национальном искусстве с первых дней становления. <...> Национальная специфика художественного образа мира воплощалась через прикосновение к осевым пластам осетинской культурной традиции – переломным моментам истории, вершинным произведениям литературы и фольклора, танцевально-обрядовым формам бытия народа. <...> Так, в конце 30-х – начале 40-х годов молодой осетинский композитор Заур Гаглоев (1916 – 1941) работал над балетом «Коста», посвященным жизни и творчеству великого национального поэта. <...> Первый осуществленный балетный проект – одноактный спектакль «Ацамаз и Агунда»3 – был создан композитором Дударом Хахановым на либретто Давида Туаева по мотивам нартовских сказаний. <...> Источником балета стало сказание о женитьбе Ацамаза, стоящего, по замечанию В.Абаева <...> Фигура нартовского героя натолкнула авторов на создание сказочно-эпического произведения, пронизанного поэзией и 22 Второй балет Д. <...> При осуществлении постановки сложилась необходимая для успеха ситуация, которую точно охарактеризовал теоретик балета: «достижения возникали там, где удавался подлинный синтез всех компонентов балетного спектакля <...>