в цикле «24 прелюдии и © Молодова Н. А., 2015 ПОЭМЫ ДЛЯ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТАНИСЛАВА СТРАЗОВА В статье говорится об индивидуальной трактовке С. П. Стразовым поэмной формы, сочетающей вариантную строфичность с сонатной драматургией. <...> Масштабность художественного замысла, яркость тематизма, активность его развития, драматургическая цельность произведений, оркестровая красочность позволяют поставить Поэмы для народных инструментов С. <...> Стразова в один ряд с его симфоническими произведениями. <...> Ключевые слова: С. П. Стразов, поэма, поэмная форма, сонатная драматургия, вариантность, строфичность Станислав Петрович Стразов (1941–2012) оставил большое творческое наследие. <...> Композитор проявил себя как мастер оркестрового и хорового письма, обогатил фортепианную фактуру, раскрыл богатые интонационные возможности вокальных мелодий. <...> Они оказались созвучными самой природе музыки композитора — ее теплому, искреннему тону высказывания, широкому мелодизму, интонационной гибкости и выразительности, что составляет основу русского национального колорита. <...> Стразовым созданы сочинения для оркестра народных инструментов, концерты, композиции для инструментальных ансамблей, ряд произведений для домры и балалайки с фортепиано. <...> Откликаясь на предложения сотрудничества, просьбы о пополнении репертуара оркестра и солистов, С. <...> Стразов не пошел по привычному 43 для музыкантов пути вариационных обработок народных песенно-танцевальных мелодий. <...> Он избрал другое — лирико-драматическое направление музыкального творчества, характерными примерами которого являются две поэмы. <...> Жанр поэмы, утвердившийся в ХIХ веке и призванный к симфоническому воплощению глубоких идей, занял достойное место рядом с симфонией. <...> О. В. Соколов справедливо считал поэму лирико-драматическим жанром, в котором лирический «интонационный строй проникнут пафосом авторского сопереживания, а эпическое повествование трансформируется <...>