К 75-ËÅÒÈÞ ИМАШ РАН
Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Татусь
К 75-летию Института машиноведения
им. А.А. Благонравова РАН
ИМАШ: 75 ЛЕТ – ВОЗРАСТ МОЛОДОСТИ
Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Татусь
Изложены проблемы привлечения молодежи к научной деятельности и их
закрепления в научных учреждениях на примере опыта Института машиноведения
им. А.А. Благонравова РАН.
Ключевые слова: молодой ученый, академическая наука, молодежная
конференция, школа молодых ученых.
Введение
Среди основных проблем современной
России часто упоминают неудовлетворительное
состояние науки. При этом, в первую очередь,
обращают внимание на отсутствие должного
финансирования, разрыв связи науки с
производством, непонимание роли науки в
развитии государства. Все эти взаимосвязанные
факторы и привели не только к деградации
собственно науки как отрасли познания, но и
к снижению ее социально-общественной роли
как основы формирования наиболее образованной
части общества. За последние, примерно
25 лет, катастрофически снизился приток молодежи
в научные организации, что привело
к резкому увеличению среднего возраста сотрудников
и "вымыванию" наиболее работоспособного
слоя научных работников, возраст
которых составляет 25–50 ëåò.
Осознание тревожных тенденций и объективного
состояния обсуждаемой проблемы
привело к тому, что привлечение молодежи к
научной работе стало в Институте машиноведения
им. А.А. Благонравова РАН в последние
десятилетия одной из приоритетных задач.
Подробно об опыте взаимодействия ИМАШ
техническими
с
университетами Москвы,
связанном с подготовкой молодых научных
êàäðîâ, было рассказано в работах [1–3]. В
данной работе обсуждаются основные задачи
и формы работы, проводимой в ИМАШ и направленной
на широкое привлечение молодежи
к научной деятельности.
2
Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2
© Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Òàòóñü, 2013
Подготовка научной смены для Академии
наук – не менее важная задача, чем получение
новых фундаментальных знаний. Недаром в
Уставе РАН этот пункт стоит на втором месте
в ряду основных задач (даже выше проведения
научных экспертиз глобальных проектов).
Наука может прекратить свое развитие (или,
по крайней мере, опуститься на недопустимо
низкий уровень) не столько из-за «происков
врагов», сколько, просто, без притока молодых
кадров. Представьте себе, что молодым
женщинам (любой)
страны запретили рожать
детей – всего лишь на 30 ëåò. А потом – пожалуйста.
Но к этому времени рожать уже будет
некому. Страна погибнет, точнее, будет заселена
другим этносом с положительной демографической
динамикой. Примерно то же грозит и
науке, которая не создается заново, а держится
на преемственности, на накоплении знаний.
Одно поколение уже потеряно. Если будет потеряно
и следующее… Кто-то из философов
давно заметил: «Чтобы создать в стране интеллигенцию,
нужно 200 лет, а чтобы ее уничтожить,
ничего не нужно. Просто, не обращайте
на нее внимания».
Все эти тревожащие проблемы стоят и
перед страной в целом, и перед каждым отдельным
институтом.
Задачи комиссии
по работе с молодежью
Для поиска комплексных решений проблемы
с молодыми научными кадрами в ИМАШ
Стр.1
К 75-ËÅÒÈÞ ИМАШ РАН
ИМАШ: 75 лет – возраст молодости
еще в 90-е годы прошлого века была создана
комиссия по работе с молодежью под руководством
директора ИМАШ. В состав комиссии
входят заместители директора, ответственные
представители всех научных отделов, председатель
профкома, председатель Совета молодых
ученых. Задачи и планы работы комиссии
можно разделить на три основных направления:
●
подготовка специалистов-исследователей
ведущими университетами
в интеграции с
Москвы;
● привлечение талантливой молодежи к научной
работе;
● закрепление молодых ученых в ИМАШ.
В прошлом году было выпущено распоряжение
Президиума РАН о стимулирующих
надбавках для молодых ученых в размере
60 % от их фонда оплаты труда. При нашей
привычке
к
«социальной
справедливости»
было бы, видимо, неверно просто установить
каждому молодому ученому (до 35 лет)
60 %-ную надбавку к должностному окладу,
независимо от его активности и эффективности.
В связи с этим Комиссией была разработана
комплексная система оценки эффективности
работы молодого ученого. В нее входят три
основных критерия:
● научная эффективность – перспективность
научной тематики; отношение к научному
руководителю и научной школе; способность
к самостоятельной научной работе;
значимость получаемых результатов (работа
над диссертацией, участие в грантах, проектах
федеральных целевых программ); публикационная
активность (статьи, доклады на конференциях,
участие в выставках и т.п.);
● организационные способности – научноорганизационная
работа
(участие в работе
Совета молодых ученых, проведение конференций,
семинаров); лидерские качества, способности
к руководству, авторитет у коллег,
общительность, активность.
● отношение к перспективе работы в
ИМАШ – планы и желание остаться в ИМАШ
после окончания аспирантуры.
Эффективность работы молодого ученого
оценивается научным руководителем и корректируется
руководством отдела и Советом
молодых ученых по каждому из критериев.
Отметим, что в среднем стимулирующие выплаты
для «взрослых» научных сотрудников в
несколько раз меньше, чем для активно рабоМашиностроение
и инженерное образование, 2013, ¹ 2
тающей молодежи. Но это уже другая проблема
….
Аналогичная методика существует и для
составления списка кадрового резерва. Оценка
перспективности и эффективности молодого
ученого производится по трем основным критериям.
Для такой оценки в каждом научном
отделе создается комиссия по работе с молодежью,
в состав которой входят заведующий
отделом,
(ответственный за работу с молодежью, член
институтской
авторитетный научный сотрудник
комиссии),
профорг
отдела,
представитель молодежи отдела – член Совета
молодых ученых. Комиссия представляет директору
ИМАШ предложения по кадровому
резерву и по формам материального и другого
поощрения молодых ученых.
Формы работы
с молодыми учеными
Работа с научной молодежью в ИМАШ базируется
на «ñåìè õîëìàõ» (ðèñ. 1). Недаром
число семь почиталось священным (семь чудес
света, семь дней сотворения мира, семь цветов
радуги, семь нот).
Холм 1 (центральный) – это комиссия по
работе с молодежью и объединенный научнообразовательный
центр ИМАШ по техническим
наукам (НОЦ ТН), которые координируют
работу базовых кафедр, учебно-научных
центров (УНЦ), научно-образовательных центров
(ÍÎÖ).
Рис. 1. Семь холмов, на которых
базируется работа с молодежью
3
Стр.2
К 75-ËÅÒÈÞ ИМАШ РАН
Ã.ß. Ïàíîâêî, À.Í. Ïîëèëîâ, Í.À. Татусь
фундаментальным
Холм 2 – это базовые кафедры, НОЦ по
проблемам
механики
и
обеспечению надежности и безопасности современной
техники совместно с МГТУ им.
Н.Э. Баумана, НОЦ АРТБ (по анализу рисков
и техногенной безопасности) совместно с
МАМИ, НОЦ по безопасности транспортных
систем совместно с МАДИ. Молодежная лаборатория
безопасности и прочности композитных
конструкций, Центр коллективного
пользования научным оборудованием «Учебнонаучный
испытательный комплекс для технических
университетов Москвы» (ЦКП УНИКтУМ)
– экспериментальная база для нового
лабораторного практикума.
Холм 3 – тьютерство (наставничество),
научная подготовка. Аспииндивидуальная
рантура,
докторантура, магистратура по специализации
«Машиноведение». Привлечение
студентов старших курсов к экспериментальным
исследованиям и вычислительным работам.
Холм
4 – Совет молодых ученых (СМУ), самоорганизация
научной молодежи в ИМАШ.
Холм 5 – московские ежемесячные семинары
молодых ученых и студентов по техническим
наукам им. акад. Ю.Н. Работнова (МЕСМУС)
под руководством академика РАН Р.Ф. Ганиева
и член-корреспондента РАН Н.А. Махутова.
Холм 6 – ежегодные международные
инновационно-ориентированные конференции
молодых ученых и студентов по проблемам
машиноведения (МИКМУСпробмаш). Научные
школы для молодежи по компьютерным
технологиям, нелинейной динамике, трибологии,
синергетике и др.
Холм 7 – конкурсы (ежегодные) научных
работ молодых ученых ИМАШ по пяти номинациям.
Участие в программах У.М.Н.И.К.,
«Ñòàðò».
Все эти формы работы призваны способствовать
решению основной проблемы – проблемы
обеспечения ИМАШ научными кадрами.
Наряду с этим необходимо:
● вести целенаправленную подготовку научных
и инженерных кадров по направлениям
научной деятельности ИМАШ через филиалы
учебных кафедр и НОЦ;
● развивать интерес и мотивацию к научной
работе путем привлечения молодежи к наиболее
значимым и перспективным разработкам
ИМАШ;
4
Машиностроение и инженерное образование, 2013, ¹ 2
● создавать научную атмосферу за счет развития
молодежных научных семинаров, конференций,
конкурсов на лучшие работы. Приоритетное
командирование молодых ученых
на международные конференции, зарубежные
стажировки;
● создавать
систему материального поощрения
наиболее талантливой молодежи за
счет
фонда материального стимулирования,
из средств различных грантов, хоздоговоров,
федеральных и академических целевых программ,
программы Президиума РАН «Поддержка
молодых ученых»;
● развивать инновационную сферу (коммерциализация
научных разработок молодых
ученых) путем широкого использования различных
венчурных фондов, фонда содействия
развитию малых форм предприятий в научнотехнической
сфере.
Подготовка научных кадров
при интеграции с университетами
Сегодня состояние науки и развитие техники
требует новых подходов к формированию
учебных программ. Одна из фундаментальных
задач высшей школы – это подготовка
инженеров-исследователей, ориентирующихся
в проблемах обеспечения техногенной безопасности
критически важных объектов с использованием
анализа рисков. При этом в программу
обучения должно быть включено углубленное
изучение механики разрушения, динамики и
прочности машин, механики композитных конструкций,
современной экспериментальной
механики, методов риск-анализа.
Начиная с 1991 ã., когда был создан первый
филиал кафедры прикладной механики МГТУ
им. Н.Э. Баумана на базе ИМАШ, стали создаваться
филиалы кафедры вычислительных
моделей технологических процессов МФТИ,
кафедры динамики и прочности автомобиля
МГМУ «МАМИ», а также НОЦ совместно с
МГТУ èì. Í.Ý. Áàóìàíà, МГТУ «ÑÒÀÍÊÈÍ»,
«ÌÀÄÈ»-ÒÓ, ÌÃÈÓ, ÌÃÑÓ. В их задачу
входит не только организация преподавания
технических дисциплин ведущими учеными
ИМАШ по направлениям их научной деятельности
с привлечением имеющихся уникального
опыта и экспериментальной базы, но и,
что самое главное, формирование у молодежи
интереса к научной работе и, как следствие,
ориентирование на работу в ИМАШ и других
научно-исследовательских институтах.
Стр.3