Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 538558)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Полис  / №3 2015

CЕМИОТИКА ИЛИ МЕМЕТИКА? К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (200,00 руб.)

0   0
Страниц13
ID304289
АннотацияСтатья посвящена рассмотрению семиотики и меметики в качестве двух теоретико-методологических конструкций, каждая из которых по-своему может претендовать на то, чтобы стать трансдисциплинарным методологическим фундаментом для гуманитарных наук. Семиотика с ее теоретико-методологическими концепциями, позволяющими препарировать отнюдь не только тексты на естественных языках, но и вообще любую знаково оформленную действительность, в перспективе может сыграть для гуманитарных наук ту же роль, какую для естественных играет математика. Но в настоящий момент семиотические методы исследований существуют только как россыпь отдельных приемов, которые разбросаны по различным дисциплинам, школам, направлениям и исследовательским традициям. Для того чтобы семиотика в полной мере стала интегрирующей методологией, пронизывающие это пространство базовые семиотические концепции должны быть с этой точки зрения отрефлексированы. При этом понятие знака, выступающее в качестве базового концепта для семиотики, отнюдь не является единственными претендентом на роль элементарной категории описания осмысленного человеком мира. В различных попытках описания форм, обеспечивающих существование, развитие и воспроизводство человеческой культуры, мы сталкиваемся с целым набором концептов (миф, образ, идея, метафора и т.п.), которые представляются схожими, но при этом всегда оставляют пространство для сомнений в своей тождественности, а потому продолжают существовать параллельно. Одно из самых молодых таких слов – мем. Из мемов, согласно концепции меметики (науки о мемах), состоит любая культурная информация, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Однако может ли меметика пойти дальше этого своего исходного наблюдения? Можно ли ее использовать как действующий аналитический инструмент? Может ли меметика быть дополнена семиотикой и в чем? Каковы сильные и слабые стороны этих двух теоретико-методологических рамок?
CЕМИОТИКА ИЛИ МЕМЕТИКА? К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ [Электронный ресурс] / Фомин // Полис .— 2015 .— №3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/304289

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но в настоящий момент семиотические методы исследований существуют только как россыпь отдельных приемов, которые разбросаны по различным дисциплинам, школам, направлениям и исследовательским традициям. <...> Для того чтобы семиотика в полной мере стала интегрирующей методологией, пронизывающие это пространство базовые семиотические концепции должны быть с этой точки зрения отрефлексированы. <...> При этом понятие знака, выступающее в качестве базового концепта для семиотики, отнюдь не является единственными претендентом на роль элементарной категории описания осмысленного человеком мира. <...> В различных попытках описания форм, обеспечивающих существование, развитие и воспроизводство человеческой культуры, мы сталкиваемся с целым набором концептов (миф, образ, идея, метафора и т.п.), которые представляются схожими, но при этом всегда оставляют пространство для сомнений в своей тождественности, а потому продолжают существовать параллельно. <...> Одно из самых молодых таких словмем. <...> Из мемов, согласно концепции меметики (науки о мемах), состоит любая культурная информация, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. <...> Можно ли ее использовать как действующий аналитический инструмент? <...> Каковы сильные и слабые стороны этих двух теоретико-методологических рамок? <...> СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОИСКАХ ОРГАНОНА “Человек свободен и потому может нарушить любые навязанные ему закономерности”, – пишет Михаил Бахтин в одной из своих работ, посвященных творчеству Достоевского [Бахтин 2002: 69]. <...> Человек оказывается, таким образом, существом двоякой природы, обитающим одновременно в двух универсумах: в устремленной к энтропии физической реальности и в противоположно направленной, осмысленной действительности [Ильин 2009: 186-189]. <...> Изучая физическую реальность, в науке обычно пользуются моделями и методами на основе математики. <...> Но могут ли у обществоведческих и гуманитарных исследований <...>