Наряду с традиционными методами обучения преподавателями курса активно реализуются творческая работа (секция «Без татарча сөйлəшəбез») и научно-исследовательская работа (СНК «Иҗади эшлим дисəң…»). <...> Проведя сопоставительный анализ глагольных систем двух языков, мы выявили несколько групп глагольных категорий: 1) категории русского глагола, полностью совпадающие с аналогичными категориями в туркменском языке; 2) категории русского глагола, частично совпадающие с аналогичными категориями в туркменском языке; 3) категории русского глагола, отсутствующие в туркменском языке; 4) категории туркменского глагола, отсутствующие в русском языке. <...> В туркменском языке, как и в русском, существует изъявительное наклонение, представленное системой времен, условное наклонение и повелительное наклонение. <...> В туркменском языке, в отличие от русского, существуют еще желательное наклонение. <...> Поэтому весьма важным является изучение возможностей, которое открывает билингвальное образование. <...> Билингвальное образование, с опорой на принцип поликультурности способствует обучению безбарьерного использования неродного языка, а реализация ступеней по формированию поликультурной личности приведёт к успешному культурно-диалогическому развитию и активному межкультурному взаимодействию. <...> Билингвальное образование как педагогический феномен существует уже давно. <...> В татарских сложноподчиненных предложениях с парными относительными словами придаточное предложение предшествует главному: Җаның нинди эшкə ятса, шул эшне эшлə. <...> 115 КҮПТЕЛЛЕЛЕК ШАРТЛАРЫНДА МИЛЛИ-МƏДƏНИ ЮНƏЛЕШТƏ ТƏРБИЯ БИРҮ Антонова Л. М., “Дəрвишлəр” балалар иҗат үзəге,Казан Өстəмə белем бирү процессында милли-мəдəни аспект җəмгыятьтəге гуманлаштыру һəм гуманитарлаштыруга барып тоташа. Ə болар үз чиратында татар матбугаты, теле, əдəбияты, тарих кебек юнəлешлəрдəн өстəмə мəгълүмат туплауга нигез булып тора. <...> Миллимəдəни юнəлештə белем һəм тəрбия <...>
Проблемы_и_перспективы_реализации_билингвизма_в_техническом_вузе._Материалы_VI_Республиканского_межвузовского_методического_семинара.pdf
Техник вузларда икетеллелек мəсьəлəсен тормышка ашыру:
проблемалар һəм перспективалар: VI Республика методик
семинары материаллары. – Казан: Казан милли тикшеренү технология
университеты нəшрияты, 2013. – 212 б.
Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом
вузе: материалы VI Республиканского межвузовского
методичекого семинара; М-во образ. и науки России, Казан. нац.
исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. – 240 с.
ISBN 978-5-7882-1364-4
Җыентыкта VI Республика вузара методик семинары
материаллары нəшер ителə.
В сборнике публикуются материалы VI Республиканского
межвузовского методического семинара.
ISBN 978-5-7882-1364-4
© Казанский национальный исследовательский
технологический
университет, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЭЧТƏЛЕК
Амирова Р.М. СНК «иҗади эшлим дисəң ... »: опыт научноисследовательской
работы .............................................................. 4
Балтаева В.Т. Сопоставительный анализ глагольных систем
русского и туркменского языков..................................................... 9
Борисова Н.Н.Современные принципы развивающего
обучения в образовательной системе школы.................... 13
Вьюгина С.В. Развитие интеллектуального потенциала при
формировании общекультурных компетенций на занятиях по
татарскому языку.............................................................................. 19
Вяткина И.В. К вопросу о формировании общекультурной
компетенции у бакалавров при изучении дисциплины «русский
язык и культура речи» в техническом вузе.......................... 23
Гарифуллина Н.К. Формирование профессиональной коммуникативной
компетентности бакалавров, обучающихся по направлению
«педагогическое образование»................................... 28
Герасимов М.К., Хакимова Е.Г Образовательные инновации в
преподавании специальных дисциплин......................................... 32
Дановская О.Л. Применение компьютерных средств обучения
(КСО) на занятиях по культуре речи.............................................. 35
Деревенская И.Е.Связь методики с другими науками................. 39
203
Стр.203
Закирова З.Ф. Языковая политика как условие сохранения национальных
языков........................................................................... 54
Мушарова В.М. Формирование общекультурных компетенций
в преподавании дисциплины «История культуры Татарстана»......................................................................................................
59
Пантелеева М.В. Принцип поликультурности как методологическая
основа билингвального образования.............................. 63
Рязапова Л.З., Мухтарова-Белозерова Н.А. Анализ традиционного
и инновационного обучения.............................................. 66
Сергеева З.С., Тарасова Н.М. Двуязычие как тенденция языкового
развития современного общества........................................... 71
Сергеева З.С. Иностранный язык как средство реального общения
со специалистами других стран.......................................... 76
Сироткина О.В. Инновационные образовательные технологии
в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование».........................................................................................
78
Тарасова Н.М. Влияние билингвизма и билингвального обучения
на профессиональную карьеру выпускника высшего учебного
заведения................................................................................... 81
Фасхиева Р. Р. Особенности синтаксиса русского и татарского
языков............................................................................................ 84
Феоктистова Т. В. Методологический аспект языковой под204
Стр.204
готовки по морфологии в системе «школа – вуз»......................... 89
Фильченкова Е.В.Формирование профессиональных компетенций
в процессе изучения дисциплины «основы ландшафтного
дизайна».......................................................................................... 92
Хакимова Е.Г. Роль образовательных технологий в современном
информационном обществе..................................................... 95
Халикова Л.В., Халиков А.Л. Инновационные образовательные
технологии и принципы в преподавании гуманитарных
дициплин........................................................................................... 98
Хусаинов Р.Н. Изучение общеобразовательных и общеинженерных
дисциплин в технических и технологических вузах……………………………………………………………........
104
Шимановская
Л. А. Спецкурс «Русский язык для начинающих
переводчиков» как элемент лингвистической теоретической
подготовки и перспективы его реализации в новых условиях
.................................................................................................... 106
Якубова Л.С. Организация национальных праздников в
КГМУ................................................................................................. 111
Антонова Л. М. Күптеллелек шартларында милли-мəдəни
юнəлештə тəрбия бирү..................................................................... 116
Əбсəлəмова И.Х.,Салихова С.М. Инклюзив белем бирүдə
педагогик (традицион, интерактив, инновацион)
технологиялəр................................................................................... 120
205
Стр.205
Əмирова М.Р. Татар теле дəреслəрендə индивидуальстилистик
неологизмнарны куллану............................................... 123
Əсхəдуллина Ə.Ф. “Ватаным Татарстан” газетасының татар
матбугат системасындагы урыны...................................................... 128
Биктимирова А.Р., Закиров И.И. Татар һəм рус халык
мəкальлəрендə сүз лексемасы.......................................................... 135
Закирова Г.В. Икетеллелек шартларында аутентик
материаллар куллану аша укыту сыйфатын күтəрү...................... 143
Измайлова Г.Ф., Камалова Л.А. Əдəби тəрҗемə......................... 147
Измайлова Г.Ф. М.Шолоховның “Тын дон”романында һəм
аның татар теленə тəрҗемəсендə чагыштырма
конструкциялəр................................................................................. 152
Магадиева Г.Ф. Г.Ахунов прозасында əдəби
антропонимнарның стилистик вазыйфалары................................. 158
Нигъмəтҗанова А.М. Рус һəм татар матбугатында сүз иреге
мəсьəлəлəренең чагылышы.............................................................. 162
Нигъмəтҗанова А. Г. Шəхси якын килеп укыту аша
фикерлəү сəлəтен үстерү................................................................. 168
Сəгыйтова Г.Р. Нəҗип Җиһанов исемендəге Казан дəүлəт
консерваториясендə татар телен укыту үзенчəлеклəре................ 171
Фатыйхова Л.К. Сөйлəм баету чарасы буларак интервьюга
хас кагыйдəлəр һəм үзенчəлеклəр .................................................. 174
206
Стр.206
Халиуллина Н.М. Икетеллелек шартлирында халык авыз
иҗатын куллану үзенчəлеклəре....................................................... 177
Хаматгалеев К.М. Татар телен укытуда заманча
технологиялəрнең əһəмияте............................................................. 180
Хафизова З.М. Иҗади эшчəнлеккə тарту аша социаль актив
шəхес тəрбиялəү................................................................................ 184
Хафизова З. М. Əдəби əсəрдə портрет бирелешен өйрəтү аша
укучыларның эзлəнү активлыгын үстерү....................................... 188
Хөрмəтуллина Р.Ш., Шəмəрова Г.Б. Югары уку йортлары
студентларының милли үзаңын үстерү
тəҗрибəсеннəн.................................................................................. 193
Шакирова Л.М. Татар теленə өйрəтүдə халык авыз иҗатының
роле .................................................................................................... 199
207
Стр.207