Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР Cборник материалов Международной молодежной научной школы 5–6 сентября 2012 г. Том 2 Казань Издательство КНИТУ 2013 1 УДК 930 ББК 63.3 И 90 Печатается по рекомендации Ученого Совета факультета социотехнических систем Казанского национального исследовательского технологического университета И90 Историческая память и диалог культур : сборник материалов Международной молодежной научной школы (Казань, 2012 г.): в 3 т. <...> Историческое сознание поколений периода войны в Афганистане формировалось неодинаково. <...> 6 Показательны результаты всероссийского исследования «Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки» (руководитель к.и.н. <...> 15 Основным требованием протестующих семинаристов было не выступление против существующего строя, а разрешение свободно поступать в светские учебные заведения и на светскую службу. <...> Первоначально, почти до середины XIX в., государство, учитывая свои интересы, в виду нехватки достаточного количества выпускников светских учебных заведений, довольно часто привлекало на светскую службу воспитанников ДС. <...> Последняя масштабная попытка массового привлечения семинаристов на светскую службу была предпринята в правление Александра II (в 1875 г. 53% всех поступивших в университеты составили гимназисты и 46% семинаристы4), что привело к нехватке кадров для пополнения рядов православного духовенства. <...> То есть, семинаристы могли попасть на вожделенную для них светскую службу, но это было связано с преодолением целого ряда препятствий и 1 РГИА. <...> Делагарди, которое продолжалось с 1611 по 1617 г. долгое время рассматривалось как оккупация и подавалось обычно в контексте национальноосвободительной борьбы русского <...>
Историческая_память_и_диалог_культур_сборник_материалов_Международной_молодежной_научной_школы_(5-6_сент._2012_г.)._Т.2.pdf
УДК 930
ББК 63.3
И 90
Печатается по рекомендации Ученого Совета факультета
социотехнических систем Казанского национального
исследовательского технологического университета
И90 Историческая память и диалог культур : сборник материалов
Международной молодежной научной школы (Казань, 2012 г.): в 3 т. Т. 2;
М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань :
Изд-во КНИТУ, 2013. – 368 с.
ISBN 978-5-7882-1352-1
ISBN 978-5-7882-1354-5 (т. 2)
Сборник содержит статьи участников Международной молодежной
научной школы «Историческая память и диалог культур», состоявшейся
в Казани в 2012 г.
Адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам и
студентам, а также всем интересующимся проблемами изучения,
сохранения и интерпретации исторической и коллективной памяти в
контексте диалога культур.
Проведение конференции и издание сборника осуществлены
при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ
(ГК от 22 мая 2012 г. № 12.741.11.0090)
Редакционная коллегия:
О.Н. Коршунова, доктор исторических наук
Р.А. Набиев, доктор исторических наук
С.А. Сергеев, доктор политических наук
А.Ю. Суслов, кандидат исторических наук
А.В. Карпов, кандидат исторических наук
ISBN 978-5-7882-1354-5 (т. 2) © Казанский национальный исследовательский
ISBN 978-5-7882-1352-1
технологический университет, 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Секция 2. СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
3
Авдонина Н.С. Политический конфликт и метаморфозы
исторической памяти…………………………...…………….... 3
Адамов М.А. Протестное движение учащиеся духовных
семинарий второй половины XIX – начала XX вв.:
переосмысление некоторых положений советской
историографии……..................................................................
.............
Болдырев Р.В. Жизнь Великого Новгорода эпохи Смуты
сквозь призму Новгородского оккупационного
архива…………………………………………………………
……
Бочарова И.А., Авшалумова Л.Х. Историческая
память
дагестанской
семьи………………………………………….
Габдрахманова Е., Мингазов И.Э. Сохранение
национального достояния и архитектурного наследия в РТ
(на
примере
дома
Казань)……………………………….
Фукса,
31
Гайденко П.И. Церковная титулатура в домонгольской
Руси: историко-культурные параллели…………………….. 36
Гезалова Е.Х., Мамедова Н.Б. Место и роль научной
школы академика Я.М. Махмудова в изучении истории
средневековой дипломатии………………………………….. 46
Голдобина Л.А. Память как способ удержания
глобальной
культурной
целостности………………………………...
Даутова Д.Ф. Деревянное зодчество как феномен
национальнонаследия……………………………...
Дианова
Е.В. Частушка как отражение исторической
памяти
народа…………………………………………………...
Ершова Г.Н., Ершова Ю.Н. Генеалогия как память: из
364
65
культурного
62
53
12
19
29
Стр.364
истории семьи………………………...……………………… 73
Закиев М.З. К истории открытия 1000-летия г.
Казани…………………………………………………………
……
78
Ильязова Р.В. Исторический роман, как источник
исторической
памяти…………………………………………….
Калинин В.С., Назарова М.Г. Историческая память и
диалог культур на современном этапе развития
российского
общества..........................................................................
83
88
Карпов А.В. Материалы электоральной статистики как
источник отражения исторической памяти современного
российского избирателя……………………………………... 98
Кончакова Е.М. Судебно-правовая система Великого
Новгорода XVII в. как результат синтезирования русских
и западноевропейских традиций……………………………. 101
Кравцова Е.С. К вопросу о сохранении исторической
памяти о деятельности по крестьянским делам
присутствий…………………………………………………
………..…
110
Красильникова Е.И. Празднование годовщин Первой
русской революции в городах -административных центрах
Западной Сибири (20–30-е гг. ХХ в.): коммеморативный
аспект…………......................................................................... 115
Кузьмина В.М. Творчество художников ЦентральноЧерноземного
региона как один из источников
исторической памяти интеллигенции о модернизационных
преобразованиях
советской
власти…………..…………………….
Лазновская Г.Ю. Россия и Франция: исторические
образы (путешествия русской интеллигенции во Францию
во
второй
половине
в.)……………………………….…….
125
XIX 131
Ланской Г.Н. Архивно-документальная база истории
советской исторической науки: проблемы
изучения……………………………………………………… 140
365
Стр.365
….….
Лейбова Е. К. Историческая память о прошлом региона как
одно из направлений исследовательской работы
старшеклассников………………………………………………
……....
Матюшин П.Н. Террор и общество: массовое восприятие
политических репрессий 1937-1938 гг. в контексте
исторической памяти (штрихи к постановке
проблемы)……………………………………………………
…..……
148
155
Музафаров И.И. Мифы о Петре I………………………….. 163
Мусина Л.А. Миф об Иване Грозном и историческая
реальность……………………………………………………
….
Мустафаева Л.Б. Россия в мировом геополитическом
пространстве………………………………………………….. 173
Насибуллина Э.М., Масалимов Р.Н. Молодежное
движение в Поволжье и на Урале на заре советской
власти:
опыт
переосмысления………………………………………..
180
Несмелов О.В. Политические ребусы Второй мировой
войны…………………….…………………………………… 190
Никифоров А.Л. Историческая память и Великая
Отечественная война ……………...………………………… 198
Нцуму Р. Ш. Историческая память и способы ее
сохранения в Конго…………………………………………. 207
Овчинников А.В. Образы и понятия «прошлого»: к
проблеме социальных механизмов конструирования
исторической
памяти………………………………………………...
210
Орлов А.С. М.О. Меньшиков: два мифа об одной
личности………………………………………………………
……...
Пазин Р.В. Эволюция образа П.А. Столыпина и его
реформ
в
памяти………………………………...
366
исторической
222
230
Поддубная А.А. Режим Виши: динамика исторической
памяти и развитие историографии...………………………... 240
166
Стр.366
Проценко Ю.А. Историческая и культурная память в
пространстве исторического сознания……………………... 249
Сергеева З.Х., Сергеев С.А.Трудовая этика и
историческая
память……………………………………………………
257
Синицина Н.А. Основные составляющие исторической
памяти: социологический анализ…………………………… 269
Стрекалов И.Н. Развлекательное кино Великобритании:
история, традиции, образы героев………………………….. 278
Суслов А.Ю. Историческая память и оппозиционные
социалистические
партии
России………………..
Суслова Р.А. Историческая память и проблема
национально-культурной
самоидентификации…………………...
Тарабрина О.А. «Новая женщина» – борьба с
историческим
прошлым
……………………………………………….
в
советской
284
297
301
Титова Т.А., Гущина Е.Г., Масалова О.А.
Этнографический музей Казанского университета во
второй половине ХХ в.: особенности функционирования... 309
Титова Т.А. Ассирийское население Казани……………… 320
Трегубенко И.А. Значимые события в исторической
памяти
личности………………………………………………..
325
Хамматов Ш.С., Яковлев К.А. Генеалогия: история
дворянской
Геркенов…………………………………
династии
328
Черепанов М.В. Вероломное нападение: исторические
мифы и реальность…………………………………………... 332
Чернов О.А. Русско–турецкая война 1877–1878 в
эпистолярном наследии Н. В. Чарыкова…………………… 339
Полунин Е.С. Историческая память о судьбе
населения восточных земель III Рейха в 1944-45 гг… 344
Сведения об авторах…………………………………………. 352
SUMMARY…………………………………………………… 364
367
Стр.367