На правах рукописи САМОЙЛОВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2007 Работа выполнена в Казанском государственном технологическом университете Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Валеева Наиля Шаукатовна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Зарипов Ренат Назипович кандидат педагогических наук, доцент Ахметзянова Гулия Наилевна Ведущая организация: Казанский государственный технический университет им. <...> Автореферат разослан «___» ________________ 2007 г. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного технологического университета «___» 2007 г. Режим доступа: http: //www.kstu.ru Защита состоится «___» марта 2007 г. на заседании диссертационного в Казанском государственном Ученый секретарь диссертационного совета 2 В.В. Кондратьев ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. <...> Переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы – подготовки специалистов, готовых адаптироваться к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. <...> Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. <...> В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными <...>
Педагогические_условия_формирования_информационной_компетенции_у_будущих_инженеров.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Переход к информационному обществу
требует от системы образования решения принципиально новой проблемы –
подготовки специалистов, готовых адаптироваться к быстро меняющимся
реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать,
хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую,
управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать.
Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых
типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и
междисциплинарным характером, нестандартностью,
глобальностью
возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных
решений, что требует существенного изменения характера всей
профессиональной деятельности и обусловливает необходимость подготовки
специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к
поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат,
осознающих свой личный вклад и ответственность. В современном обществе,
где ценность информации находится на одном уровне с материальными
ресурсами, а обработка и поддержание её стремительно увеличивающегося
объёма в актуальном состоянии возможны только с помощью компьютерной
техники, к качеству подготовки специалистов предъявляются повышенные
требования.
Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется
компетентностью специалиста. Информационная компетенция инженера
обозначается нами как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом
их использования при решении определённого круга социальнопрофессиональных
задач средствами новых информационных технологий, а
также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной
области.
В концепции модернизации образования записано, что целью
профессионального образования является подготовка квалифицированного
специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на
рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в
смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по
специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В
данной ситуации информационную компетенцию студентов инженерных
специальностей целесообразно рассматривать как одну из составляющих
результативно-целевой основы образования в техническом университете.
Компетентностное образование начало формироваться в 70-х годах
прошлого века в США и ряде стран Западной Европы, где особенно остро
проявилось несоответствие между требованиями рынка труда и результатами
образования. В этой связи следует заметить, что изучение зарубежного опыта
обусловлено наличием в этих странах традиций и тщательно продуманной
3
Стр.3
рассмотрены различные
системы формирования информационной компетенции специалистов в
области техники и технологии.
В отечественной науке в ряде диссертационных исследований
аспекты формирования информационной
компетенции в профессиональной подготовке специалистов (И.Н. Аржанов,
Г.Н. Ахметзянова, Е.В. Баранова, И.С. Булатов, A.M. Витт, О.И. Немиров,
Л.В. Нестерова, М.Ю. Порхачев, C.В. Тришина и др.).
Общим проблемам повышения эффективности подготовки инженеров
в области применения информационных технологий посвящены публикации
В.C. Артамонова, B.В. Бажутина, С.Ю. Бутузова, Е.А. Контобойцева,
М.П. Миронова, Б.М. Пранова, А.И. Примакина, С.А. Худяковой и др.
Однако теоретических и практических разработок по формированию
информационной компетенции будущих инженеров недостаточно.
В этом направлении в ходе исследования обнаружилось противоречие
между тенденцией увеличения спроса на подготовку инженеров,
обладающих информационной компетенцией профессионального уровня, с
одной стороны, и недостаточной степенью разработанности педагогических
условий ее формирования, с другой стороны.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы
педагогические условия формирования информационной компетенции
будущих инженеров в технических вузах.
Исходя из обозначенной проблемы, цель исследования: теоретически
обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические
условия эффективного формирования информационной компетенции у
будущих инженеров.
Объект исследования – профессиональная подготовка компетентных
инженеров в технических вузах.
Предмет исследования – педагогические условия формирования
информационной компетенции будущих инженеров как основы их
профессиональной компетентности.
Гипотеза
исследования:
формирование
информационной
компетенции у будущих инженеров будет успешным при соблюдении
следующих педагогических условий:
1) при определении содержания и методов формирования
информационной компетенции технических специалистов необходим учет
специфики инженерной деятельности в современных условиях и результатов
ее профессиографического анализа;
2) для определения механизмов эффективного формирования
информационной компетенции необходимо выделение в ее структуре трех
компонентов: когнитивного, деятельностного и ценностного;
3) формирование когнитивного компонента информационной
компетенции должно происходить в результате освоения студентами
информационно-компьютерных дисциплин, включая «Информатику»,
«Компьютерный практикум», «Информационные технологии в инженерной
деятельности»;
4
Стр.4