Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСамойлова
ИздательствоКНИТУ
Страниц21
ID302497
Самойлова, Н.И. Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров : Автореферат / Н.И. Самойлова .— Казань : КНИТУ, 2007 .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302497 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи САМОЙЛОВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2007 Работа выполнена в Казанском государственном технологическом университете Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Валеева Наиля Шаукатовна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Зарипов Ренат Назипович кандидат педагогических наук, доцент Ахметзянова Гулия Наилевна Ведущая организация: Казанский государственный технический университет им. <...> Автореферат разослан «___» ________________ 2007 г. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного технологического университета «___» 2007 г. Режим доступа: http: //www.kstu.ru Защита состоится «___» марта 2007 г. на заседании диссертационного в Казанском государственном Ученый секретарь диссертационного совета 2 В.В. Кондратьев ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. <...> Переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы – подготовки специалистов, готовых адаптироваться к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. <...> Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. <...> В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными <...>
Педагогические_условия_формирования_информационной_компетенции_у_будущих_инженеров.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы – подготовки специалистов, готовых адаптироваться к быстро меняющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного изменения характера всей профессиональной деятельности и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными ресурсами, а обработка и поддержание её стремительно увеличивающегося объёма в актуальном состоянии возможны только с помощью компьютерной техники, к качеству подготовки специалистов предъявляются повышенные требования. Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется компетентностью специалиста. Информационная компетенция инженера обозначается нами как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социальнопрофессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области. В концепции модернизации образования записано, что целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В данной ситуации информационную компетенцию студентов инженерных специальностей целесообразно рассматривать как одну из составляющих результативно-целевой основы образования в техническом университете. Компетентностное образование начало формироваться в 70-х годах прошлого века в США и ряде стран Западной Европы, где особенно остро проявилось несоответствие между требованиями рынка труда и результатами образования. В этой связи следует заметить, что изучение зарубежного опыта обусловлено наличием в этих странах традиций и тщательно продуманной 3
Стр.3
рассмотрены различные системы формирования информационной компетенции специалистов в области техники и технологии. В отечественной науке в ряде диссертационных исследований аспекты формирования информационной компетенции в профессиональной подготовке специалистов (И.Н. Аржанов, Г.Н. Ахметзянова, Е.В. Баранова, И.С. Булатов, A.M. Витт, О.И. Немиров, Л.В. Нестерова, М.Ю. Порхачев, C.В. Тришина и др.). Общим проблемам повышения эффективности подготовки инженеров в области применения информационных технологий посвящены публикации В.C. Артамонова, B.В. Бажутина, С.Ю. Бутузова, Е.А. Контобойцева, М.П. Миронова, Б.М. Пранова, А.И. Примакина, С.А. Худяковой и др. Однако теоретических и практических разработок по формированию информационной компетенции будущих инженеров недостаточно. В этом направлении в ходе исследования обнаружилось противоречие между тенденцией увеличения спроса на подготовку инженеров, обладающих информационной компетенцией профессионального уровня, с одной стороны, и недостаточной степенью разработанности педагогических условий ее формирования, с другой стороны. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования информационной компетенции будущих инженеров в технических вузах. Исходя из обозначенной проблемы, цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования информационной компетенции у будущих инженеров. Объект исследования – профессиональная подготовка компетентных инженеров в технических вузах. Предмет исследования – педагогические условия формирования информационной компетенции будущих инженеров как основы их профессиональной компетентности. Гипотеза исследования: формирование информационной компетенции у будущих инженеров будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий: 1) при определении содержания и методов формирования информационной компетенции технических специалистов необходим учет специфики инженерной деятельности в современных условиях и результатов ее профессиографического анализа; 2) для определения механизмов эффективного формирования информационной компетенции необходимо выделение в ее структуре трех компонентов: когнитивного, деятельностного и ценностного; 3) формирование когнитивного компонента информационной компетенции должно происходить в результате освоения студентами информационно-компьютерных дисциплин, включая «Информатику», «Компьютерный практикум», «Информационные технологии в инженерной деятельности»; 4
Стр.4