На правах рукописи СОКОЛОВ АНТОН ВАЛЕНТИНОВИЧ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань 2000 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Работа выполнена на кафедре педагогики и методики высшего профессионального образования Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Казанского государственного технологического университета. <...> Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.Г. Иванов Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Р.З. кандидат педагогических наук, доцент Бикмухаметов Р.К. <...> Ведущая организация: Государственный педагогический институт (г.Наб.-Челны) Защита состоится 29 ноября 2000 г. в "14" часов на заседали диссертационного совета Д063.37.04 по защите диссертаций да соискание ученой степени доктора педагогических наук^ в Казанском государственном технологическом университете: 420015, Казань, ул. <...> Автореферат разослан "28" октября 2000 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидата педагогических наук, доцент . <...> Новые тенденции высшего технического образования, его демократизацией, проблему проектирования гуманизацией и гуманитаризацией, предполагают обращение к личности будущего специалиста, его нравственным, духовным качествам, актуализируют процесса формирования коммуникативных умениий преподавателя высшей технической школы. <...> Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы освещены в работах видных философов, психологов и педагогов: социальные проблемы общения - Г.М.Андреевой, А.П.Буевой, Б.Ф.Ломовым; вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга - А.А.Бодалевым, В.И.Мясищевым; связь равственного сознания и общения - М.С.Каган, И.С.Кон, М.И.Лисиной; соотношение развития личности и ее <...>
Проектирование_коммуникативных_умений_преподавателя_высшей_технической_школы_в_системе_профессионально-педагогической_подготовки.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Работа выполнена на кафедре педагогики и методики
высшего профессионального образования Центра подготовки и
повышения квалификации преподавателей вузов Казанского
государственного технологического университета.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор В.Г. Иванов
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Р.З.
кандидат педагогических наук, доцент Бикмухаметов Р.К.
Ведущая организация:
Государственный педагогический институт (г.Наб.-Челны)
Защита состоится 29 ноября 2000 г. в "14" часов на заседали
диссертационного совета Д063.37.04 по защите диссертаций да
соискание ученой степени доктора педагогических наук^ в
Казанском государственном технологическом университете:
420015, Казань, ул. К.Маркса,68.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Казанского государственного технологического университета.
Автореферат разослан "28" октября 2000 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидата педагогических наук, доцент
.А.Агишева
3
Актуальность исследования. В профессиональной и
социальной деятельности современного специалиста, в условиях
вхождения его в систему рыночных отношений, появления
новых информационных технических средств, развития
инновационно-информационных
и
связанные
с
организационнодеятельностных
технологий существенно повысилась роль
коммуникативной культуры.
Новые тенденции высшего технического образования,
его демократизацией,
проблему
проектирования
гуманизацией и
гуманитаризацией, предполагают обращение к личности
будущего специалиста, его нравственным, духовным качествам,
актуализируют
процесса
формирования коммуникативных умениий преподавателя высшей
технической школы.
Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы освещены
в работах видных философов, психологов и педагогов:
социальные проблемы общения - Г.М.Андреевой, А.П.Буевой,
Б.Ф.Ломовым; вопросы восприятия и оценивания людьми друг
друга - А.А.Бодалевым, В.И.Мясищевым; связь равственного
сознания и общения - М.С.Каган, И.С.Кон, М.И.Лисиной;
соотношение
развития
личности и ее саморегуляции -
А.В.Мудриком, Ю.А.Миславским; проблемы подготовки
преподавателей к педагогическому общению - К.Н.Волковым,
В.С.Грехневым, В.Г.Казанской, Н.Ю.Посталюк и др.
Общие проблемы культуры общения рассмотрены
Л.А.Воловичем, И.А.Волковой, Е.С.Кузьминым. Культура
общения
как
В.А.Мудриком,
Л.А.Аухадеевой и др.
компонент
формирования
специалиста изучена Н.Б.Крыловой, Р.К.Бикмухаметовым;
проблема
профессиональной
коммуникативных
А.А.Бодалевым,
культуры
умений
Х.Й.Лийметсом,
Стр.2
Имеются различные программы подготовки к общению,
методики формирования культуры общения (Р.К.Бикмухаметов,
Н.Д.Шилова и др.), культуры межнационального общения
(Г.И.Гусейнов, К.М.Мамедов и др.).
Несмотря на многоаспектность и обширность работ по
культуре общения, методам формирования коммуникативных
умений, они основываются преимущественно на материалах
общеобразовательной и базовой профессиональной школы:
формирование коммуникативных умений школьников Е.И.Пассов,
Л.Н.Марковец, В.С.Цетлин; воспитание культуры общения
учащихся ССУЗ в процессе занятий физической культурой и
спортом - Р.К.Бикмухаметов; воспитание культуры общения
учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности
Е.В.Пономарева; формирование коммуникативных умений
учащихся ССУЗ средствами ролевой игры - Л.А.Аухадеева. В
исследовании З.И.Павицкой акцент делается на формировании
коммуникативных умений студентов вузов в условиях
аудиторного обучения.
В последнее время появилось немало работ по различным
проектирования
аспектам педагогического
в
системе
профессионально-педагогической подготовки, переподготовки и
повышения квалификации преподавателя высшей технической
школы: исследования Л.И.Гурье, В.Г.Иванова, А.А.Кирсанова,
И.Я.Курамшина, Ю.А.Кудрявцева, Н.Ю.Посталюк и др.
В них выделяется и коммуникативная деятельность, однако
она не является предметом специального исследования.
Проблемы общения, коммуникации, коммуникативных
умений в высшей технической школе продолжают оставаться
недостаточно разработанными. В системе профессиональнопедагогической
подготовки и переподготовки имеются пробелы в
коммуникативных умениях, языковом оформлении учебных и
научных текстов; в письменных текстах и устной речи, особенно у
начинающего преподавателя, учебный материал часто бывает
малодоступным для понимания. В рамках проведенного
исследования можно констатировать наличие противоречия
между
объективной
необходимостью
формирования
коммуникативных умений преподавателя высшей технической
школы и недостаточной разработанностью данной научной
проблемы в системе их профессионально-педагогической
подготовки и переподготовки.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы
эффективности
дидактические
условия
повышения
проектирования и формирования коммуникативных умений
преподавателя высшей технической школы в системе их
профессионально-педагогической подготовки и переподготовки.
формирования коммуникативных умений преподавателя высшей
технической школы в системе
Объект исследования - процесс проектирования и
его профессиональнопедагогической
подготовки и переподготовки.
Предмет исследования - состав и особенности
дидактических условий проектирования и формирования
коммуникативных умений преподавателя высшей технической
школы в
системе
обосновать
дидактические
условия
педагогической подготовки и переподготовки.
Гипотеза исследования.
формирование
коммуникативных
проектирования
его профессионально-педагогической
подготовки и переподготовки.
Цель исследования - теоретически и экспериментально
и
формирования коммуникативных умений преподавателя высшей
технической школы в системе
Проектирование
умений
его профессиональнои
преподавателя
высшей
технической школы в системе его профессиональнопедагогической
подготовки и переподготовки может быть более
Стр.3