Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 643507)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Проектирование коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов
ИздательствоКНИТУ
Страниц13
ID302472
Соколов, А.В. Проектирование коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе профессионально-педагогической подготовки : Автореферат / А.В. Соколов .— Казань : КНИТУ, 2000 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302472 (дата обращения: 30.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи СОКОЛОВ АНТОН ВАЛЕНТИНОВИЧ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань 2000 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Работа выполнена на кафедре педагогики и методики высшего профессионального образования Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Казанского государственного технологического университета. <...> Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.Г. Иванов Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Р.З. кандидат педагогических наук, доцент Бикмухаметов Р.К. <...> Ведущая организация: Государственный педагогический институт (г.Наб.-Челны) Защита состоится 29 ноября 2000 г. в "14" часов на заседали диссертационного совета Д063.37.04 по защите диссертаций да соискание ученой степени доктора педагогических наук^ в Казанском государственном технологическом университете: 420015, Казань, ул. <...> Автореферат разослан "28" октября 2000 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидата педагогических наук, доцент . <...> Новые тенденции высшего технического образования, его демократизацией, проблему проектирования гуманизацией и гуманитаризацией, предполагают обращение к личности будущего специалиста, его нравственным, духовным качествам, актуализируют процесса формирования коммуникативных умениий преподавателя высшей технической школы. <...> Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы освещены в работах видных философов, психологов и педагогов: социальные проблемы общения - Г.М.Андреевой, А.П.Буевой, Б.Ф.Ломовым; вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга - А.А.Бодалевым, В.И.Мясищевым; связь равственного сознания и общения - М.С.Каган, И.С.Кон, М.И.Лисиной; соотношение развития личности и ее <...>
Проектирование_коммуникативных_умений_преподавателя_высшей_технической_школы_в_системе_профессионально-педагогической_подготовки.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Работа выполнена на кафедре педагогики и методики высшего профессионального образования Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Казанского государственного технологического университета. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.Г. Иванов Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Р.З. кандидат педагогических наук, доцент Бикмухаметов Р.К. Ведущая организация: Государственный педагогический институт (г.Наб.-Челны) Защита состоится 29 ноября 2000 г. в "14" часов на заседали диссертационного совета Д063.37.04 по защите диссертаций да соискание ученой степени доктора педагогических наук^ в Казанском государственном технологическом университете: 420015, Казань, ул. К.Маркса,68. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского государственного технологического университета. Автореферат разослан "28" октября 2000 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидата педагогических наук, доцент .А.Агишева 3 Актуальность исследования. В профессиональной и социальной деятельности современного специалиста, в условиях вхождения его в систему рыночных отношений, появления новых информационных технических средств, развития инновационно-информационных и связанные с организационнодеятельностных технологий существенно повысилась роль коммуникативной культуры. Новые тенденции высшего технического образования, его демократизацией, проблему проектирования гуманизацией и гуманитаризацией, предполагают обращение к личности будущего специалиста, его нравственным, духовным качествам, актуализируют процесса формирования коммуникативных умениий преподавателя высшей технической школы. Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы освещены в работах видных философов, психологов и педагогов: социальные проблемы общения - Г.М.Андреевой, А.П.Буевой, Б.Ф.Ломовым; вопросы восприятия и оценивания людьми друг друга - А.А.Бодалевым, В.И.Мясищевым; связь равственного сознания и общения - М.С.Каган, И.С.Кон, М.И.Лисиной; соотношение развития личности и ее саморегуляции - А.В.Мудриком, Ю.А.Миславским; проблемы подготовки преподавателей к педагогическому общению - К.Н.Волковым, В.С.Грехневым, В.Г.Казанской, Н.Ю.Посталюк и др. Общие проблемы культуры общения рассмотрены Л.А.Воловичем, И.А.Волковой, Е.С.Кузьминым. Культура общения как В.А.Мудриком, Л.А.Аухадеевой и др. компонент формирования специалиста изучена Н.Б.Крыловой, Р.К.Бикмухаметовым; проблема профессиональной коммуникативных А.А.Бодалевым, культуры умений Х.Й.Лийметсом,
Стр.2
Имеются различные программы подготовки к общению, методики формирования культуры общения (Р.К.Бикмухаметов, Н.Д.Шилова и др.), культуры межнационального общения (Г.И.Гусейнов, К.М.Мамедов и др.). Несмотря на многоаспектность и обширность работ по культуре общения, методам формирования коммуникативных умений, они основываются преимущественно на материалах общеобразовательной и базовой профессиональной школы: формирование коммуникативных умений школьников Е.И.Пассов, Л.Н.Марковец, В.С.Цетлин; воспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе занятий физической культурой и спортом - Р.К.Бикмухаметов; воспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности Е.В.Пономарева; формирование коммуникативных умений учащихся ССУЗ средствами ролевой игры - Л.А.Аухадеева. В исследовании З.И.Павицкой акцент делается на формировании коммуникативных умений студентов вузов в условиях аудиторного обучения. В последнее время появилось немало работ по различным проектирования аспектам педагогического в системе профессионально-педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателя высшей технической школы: исследования Л.И.Гурье, В.Г.Иванова, А.А.Кирсанова, И.Я.Курамшина, Ю.А.Кудрявцева, Н.Ю.Посталюк и др. В них выделяется и коммуникативная деятельность, однако она не является предметом специального исследования. Проблемы общения, коммуникации, коммуникативных умений в высшей технической школе продолжают оставаться недостаточно разработанными. В системе профессиональнопедагогической подготовки и переподготовки имеются пробелы в коммуникативных умениях, языковом оформлении учебных и научных текстов; в письменных текстах и устной речи, особенно у начинающего преподавателя, учебный материал часто бывает малодоступным для понимания. В рамках проведенного исследования можно констатировать наличие противоречия между объективной необходимостью формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы и недостаточной разработанностью данной научной проблемы в системе их профессионально-педагогической подготовки и переподготовки. Отсюда вытекает проблема исследования: каковы эффективности дидактические условия повышения проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе их профессионально-педагогической подготовки и переподготовки. формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе Объект исследования - процесс проектирования и его профессиональнопедагогической подготовки и переподготовки. Предмет исследования - состав и особенности дидактических условий проектирования и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе обосновать дидактические условия педагогической подготовки и переподготовки. Гипотеза исследования. формирование коммуникативных проектирования его профессионально-педагогической подготовки и переподготовки. Цель исследования - теоретически и экспериментально и формирования коммуникативных умений преподавателя высшей технической школы в системе Проектирование умений его профессиональнои преподавателя высшей технической школы в системе его профессиональнопедагогической подготовки и переподготовки может быть более
Стр.3