Актуальность исследования. Заказ на содержание профессионального
образования со стороны рынка труда и потенциальных работодателей
обусловил внедрение компетентностного подхода. Требования работодателей
формулируются в терминах «способов деятельности», что приводит к
необходимости адекватного оценивания результатов образовательной
деятельности в терминах компетенций выпускников.
Научно-педагогические исследования, практика образовательной
деятельности учебных заведений по внедрению компетентностного подхода
показывает, что особую актуальность сегодня приобретает проблема научнометодического
обеспечения подготовки специалистов на основе
инновационных подходов и соответствующих контрольно-измерительных
процедур. В то же время анализ литературы по данному вопросу показывает
всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих
системообразующих понятий, так и основанных на них подходов к
педагогическому оцениванию.
Выявлению сущности профессиональной компетентности посвящены
многие работы отечественных педагогов, философов, психологов, в том числе
В.И.Байденко, И.А.Зимней, Ю.Г.Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и
др.
Значительный интерес представляют зарубежные исследования по данной
проблеме (N.Chomsky, D.Mc.Clelland, G.Halasz, T.Hoffman, W.Hutmacher,
M.Linard, J.Raven, и др.), авторы которых предполагают рассматривать
компетентности/компетенции, как внутреннюю мотивацию индивида к
качественному осуществлению своей профессиональной деятельности,
присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии, как
ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета
своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития.
Проблема оценивания результатов образовательной деятельности как
знаний, умений и навыков разработана в трудах В.С.Аванесова,
Ш.А.Амонашвили, В.М.Полонского и других отечественных ученых.
Оценивание компетенций затрагивается в работах В.И.Байденко,
В.А.Болотова, Е.А.Боярского, Б.Оскарссона, Дж.Равена, однако, исследования в
данной области носят фрагментарный характер из-за новизны объекта
оценивания.
Таким образом, актуальность разработки научно-методических основ
реализации компетентностного подхода связана с необходимостью создания
общей логики и прозрачности оценивания результатов образовательной
деятельности в терминах компетенций.
Проведенный анализ результатов педагогических и социологических
исследований, мнений работодателей, изучение практики внедрения
компетентностного подхода в учреждениях высшего профессионального
образования позволили выявить следующие основные противоречия между:
3
Стр.3
требованиями, предъявляемыми рынком труда к выпускнику
высшего профессионального учебного заведения, и неготовностью высших
учебных заведений к подготовке конкурентоспособного специалиставыпускника,
обладающего необходимыми компетенциями;
сложившейся системой оценивания уровня подготовки выпускника
в виде ЗУНов и необходимостью оценивания компетентностной составляющей
подготовки выпускника вуза;
наличием технологии построения компетентностной модели
выпускника вуза и отсутствием технологии оценивания результатов
образования (компетенций);
потребностью в эффективных диагностических методах
оценивания качества подготовки специалиста в высшем профессиональном
учебном заведении и недостаточным научно-методическим обеспечением
текущего, промежуточного и итогового оценивания качества подготовки в
терминах компетенций.
Эти противоречия легли в основу постановки научной проблемы
диссертационного исследования: каково научно-методическое обеспечение
технологии квалиметрического оценивания профессиональных компетенций
студентов технического вуза.
Выделенная проблема определила тему исследования: проектирование
технологии квалиметрического оценивания профессиональных
компетенций студентов технического вуза.
Объект: оценивание результатов подготовки студентов технического
вуза в условиях внедрения компетентностного подхода.
Предмет:
научно-методическое
обеспечение
технологии
квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов
технического вуза.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
практически внедрить технологию квалиметрического оценивания
профессиональных компетенций студентов технического вуза.
Гипотеза исследования: научно-методическое обеспечение технологии
квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов
технического вуза
позволяет объективно представить результаты
компетентностной подготовки студентов технического вуза, если:
структурно-функциональная
к оцениванию профессиональных компетенций студентов технического вуза;
обоснована необходимость применения квалиметрического подхода
разработана
модель
квалиметрического оценивания профессиональных компетенций студентов
технического вуза, взаимообуславливающая цели, задачи, подходы, принципы,
функции, природу и свойства процесса и объекта оценивания, компонентный
состав и соответствующие уровни, критерии и показатели покомпонентного
оценивания компетенций, методы поэтапного оценивания, состав экспертов и
формы представления результатов оценивания;
4
Стр.4