ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Социокультурные изменения в современном мире
осуществляются в стремительно развивающемся многомерном информационном
обществе. XXI век – век информации, информационных и коммуникационных технологий.
Информационные и коммуникационные технологии способствуют постоянному
динамичному обновлению содержания образования, организационных
форм, методов обучения и воспитания. В условиях информатизации образования
выдвигаются новые требования к личности будущего педагога, характеру и содержанию
его профессиональной деятельности. Успех реализации данной стратегии в
значительной степени зависит от уровня профессионально-информационной компетентности
будущего педагога, обеспечивающей его личностное и профессиональное
саморазвитие в инновационном информационно-образовательном пространстве.
Условия модернизации и реформирования российского образования приводят к
формированию новой образовательной парадигмы, что требует от педагогов не
только готовности решать задачи подготовки самостоятельных, конкурентоспособных
учащихся, но и способных использовать современные информационные и коммуникационные
технологии для работы с информацией в будущей профессиональной
деятельности и быть мобильными в условиях информатизации общества. Современный
педагог должен самостоятельно ставить и решать учебнопознавательные
задачи информационного поиска, разработки и использования информационных
ресурсов, информационных и коммуникационных технологий как
для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса,
так и личностно-профессионального саморазвития. Для решения этих задач требуется
такое развитие личности педагога, которое даст ему возможность опережать
существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной
познавательной активности. Именно эти личностные качества в интеграции
с имеющимися знаниями, умениями и навыками (пониманием) – компетенциями
создадут потенциал и основу для наращивания новых компетенций, адекватных
современному этапу развития информационного общества. В этом случае можно
говорить о развитии профессионально-информационной компетентности студентов
– будущих педагогов.
Психолого-педагогические аспекты понятий «компетенция» и «компетентность»,
а также компетентностного подхода в образовании разрабатывались как
отечественными (В.И.Байденко, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя,
В.А.Кальней, Ю.Г.Татур, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов и др.), так и
зарубежными (С.Адам, Дж.Равен, Р.Арнольд, Г.Влуменштейн, Ж.Делор, У.Клемент,
С.Тиманн и др.) учеными.
Для нашего исследования принципиально важными являются философскометодологические
аспекты развития профессиональной компетентности, рассмотренные
в трудах Б.М.Бим-Бада, Б.С.Гершунского, А.С.Запесоцкого, Б.Т.Лихачева,
Н.Д.Никандрова, A.M.Новикова, В.Д.Шадрикова и др.
Психолого-педагогические
проблемы
развития
профессиональнопедагогической
компетентности учителя в условиях профессионального образования
решаются в трудах Н.А.Банько, А.С.Белкина, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой,
А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, Л.М.Митиной, В.А.Сластенина, Н.Ф.Талызиной,
Е.П.Тонконогой, В.Д.Шадрикова и др. Ими раскрыты теоретико-методологические
основы развития профессионально-педагогической компетентности.
3
Стр.3
блемы отражены в диссертационных исследованиях, в которых рассматриваются
вопросы информационной
Основополагающие направления разработки различных аспектов данной простудентов
(Н.Г.Витковская,
компетентности
А.Н.Завьялов, Е.М.Зайцева, Э.Ф.Морковина, Г.Б.Паршукова), будущего учителя
(Ю.И.Аскерко, Т.А.Гудкова, Т.Н.Лукина), учителя (Н.В.Кисель, А.М.Оробинский).
Вместе с тем пока еще нашли достаточного отражения в теоретических и практических
исследованиях вопросы, раскрывающие целостный подход к развитию у
студентов – будущих педагогов профессионально-информационной компетентности
в контексте современных стратегий модернизации высшего профессиональнопедагогического
образования. В практике вузовского образования доминирует знаниево-ориентированный
подход в развитии информационной культуры и отдельных
элементов информационной компетентности студентов.
Таким образом, анализ теории и практики профессионального образования показывает,
что развитие профессионально-информационной компетентности в процессе
подготовки студентов педагогического вуза связано с необходимостью преодоления
ряда существующих противоречий, а именно между:
• необходимостью реализации целостного процесса развития профессиональноинформационных
компетенций студентов – будущих педагогов в инновационной
структуре профессионально-педагогической компетентности и отсутствием
в вузовской подготовке необходимых и достаточных для этого педагогических
условий;
вания:
• целесообразностью применения инновационных подходов к развитию профессионально-информационной
компетентности студентов – будущих педагогов и
доминированием традиционного предметно-центрированного подхода.
Выделенные противоречия дали основания сформулировать проблему исследопрофессиональнокаковы
педагогические
условия
развития
информационной компетентности студентов – будущих педагогов?
Актуальность, научность и практическая значимость проблемы и ее недостаточная
теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: «Развитие
профессионально-информационной компетентности студентов – будущих
педагогов».
Объект исследования – профессионально-педагогическая подготовка студентов
в педагогическом вузе.
Предмет исследования – процесс и результаты развития профессиональноинформационной
компетентности студентов – будущих педагогов.
Цель исследования: выявить и систематизировать педагогические условия развития
профессионально-информационной компетентности студентов – будущих
педагогов.
Гипотеза исследования: развитие профессионально-информационной компетентности
студентов – будущих педагогов будет успешным, если:
• обеспечивается целенаправленное развитие ценностной ориентации студентов к
личностно-профессиональной самореализации и саморазвитию в современном
информационно-образовательном пространстве;
• осуществляется поэтапное развитие у студентов компетенций: базовых (информационно-технологических),
профессионально-значимых (педагогических), прогностических;
•
учебно-информационная деятельность студентов организуется и осуществляется
на основе принципов системности, проблемности, вариативности, диалогично4
Стр.4