Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Развитие профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВотякова
ИздательствоКНИТУ
Страниц22
ID302381
Вотякова, Л.Р. Развитие профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов : Автореферат / Л.Р. Вотякова .— Казань : КНИТУ, 2010 .— 22 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302381 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ВОТЯКОВА Лилия Радисовна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 13.00.08. – теория и методика профессионального образования А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Бирская государственная социально-педагогическая академия» Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Казанцева Людмила Александровна доктор педагогических наук, профессор Зарипов Ренат Назипович; доктор педагогических наук, профессор Кирилова Галия Ильдусовна. <...> Успех реализации данной стратегии в значительной степени зависит от уровня профессионально-информационной компетентности будущего педагога, обеспечивающей его личностное и профессиональное саморазвитие в инновационном информационно-образовательном пространстве. <...> Современный педагог должен самостоятельно ставить и решать учебнопознавательные задачи информационного поиска, разработки и использования информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностно-профессионального саморазвития. <...> Именно эти личностные качества в интеграции с имеющимися знаниями, умениями и навыками (пониманием) – компетенциями создадут потенциал и основу для наращивания новых компетенций, адекватных современному этапу развития информационного общества. <...> Психолого-педагогические аспекты понятий «компетенция» и «компетентность», а также компетентностного подхода в образовании разрабатывались как отечественными (В.И.Байденко, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.А.Кальней, Ю.Г.Татур, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов и др.), так и зарубежными (С. <...> В практике вузовского образования доминирует знаниево-ориентированный подход в развитии информационной культуры и отдельных <...>
Развитие_профессионально-информационной_компетентности_студентов_–_будущих_педагогов.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социокультурные изменения в современном мире осуществляются в стремительно развивающемся многомерном информационном обществе. XXI век – век информации, информационных и коммуникационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии способствуют постоянному динамичному обновлению содержания образования, организационных форм, методов обучения и воспитания. В условиях информатизации образования выдвигаются новые требования к личности будущего педагога, характеру и содержанию его профессиональной деятельности. Успех реализации данной стратегии в значительной степени зависит от уровня профессионально-информационной компетентности будущего педагога, обеспечивающей его личностное и профессиональное саморазвитие в инновационном информационно-образовательном пространстве. Условия модернизации и реформирования российского образования приводят к формированию новой образовательной парадигмы, что требует от педагогов не только готовности решать задачи подготовки самостоятельных, конкурентоспособных учащихся, но и способных использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией в будущей профессиональной деятельности и быть мобильными в условиях информатизации общества. Современный педагог должен самостоятельно ставить и решать учебнопознавательные задачи информационного поиска, разработки и использования информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностно-профессионального саморазвития. Для решения этих задач требуется такое развитие личности педагога, которое даст ему возможность опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности. Именно эти личностные качества в интеграции с имеющимися знаниями, умениями и навыками (пониманием) – компетенциями создадут потенциал и основу для наращивания новых компетенций, адекватных современному этапу развития информационного общества. В этом случае можно говорить о развитии профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов. Психолого-педагогические аспекты понятий «компетенция» и «компетентность», а также компетентностного подхода в образовании разрабатывались как отечественными (В.И.Байденко, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.А.Кальней, Ю.Г.Татур, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской, С.Е.Шишов и др.), так и зарубежными (С.Адам, Дж.Равен, Р.Арнольд, Г.Влуменштейн, Ж.Делор, У.Клемент, С.Тиманн и др.) учеными. Для нашего исследования принципиально важными являются философскометодологические аспекты развития профессиональной компетентности, рассмотренные в трудах Б.М.Бим-Бада, Б.С.Гершунского, А.С.Запесоцкого, Б.Т.Лихачева, Н.Д.Никандрова, A.M.Новикова, В.Д.Шадрикова и др. Психолого-педагогические проблемы развития профессиональнопедагогической компетентности учителя в условиях профессионального образования решаются в трудах Н.А.Банько, А.С.Белкина, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, Л.М.Митиной, В.А.Сластенина, Н.Ф.Талызиной, Е.П.Тонконогой, В.Д.Шадрикова и др. Ими раскрыты теоретико-методологические основы развития профессионально-педагогической компетентности. 3
Стр.3
блемы отражены в диссертационных исследованиях, в которых рассматриваются вопросы информационной Основополагающие направления разработки различных аспектов данной простудентов (Н.Г.Витковская, компетентности А.Н.Завьялов, Е.М.Зайцева, Э.Ф.Морковина, Г.Б.Паршукова), будущего учителя (Ю.И.Аскерко, Т.А.Гудкова, Т.Н.Лукина), учителя (Н.В.Кисель, А.М.Оробинский). Вместе с тем пока еще нашли достаточного отражения в теоретических и практических исследованиях вопросы, раскрывающие целостный подход к развитию у студентов – будущих педагогов профессионально-информационной компетентности в контексте современных стратегий модернизации высшего профессиональнопедагогического образования. В практике вузовского образования доминирует знаниево-ориентированный подход в развитии информационной культуры и отдельных элементов информационной компетентности студентов. Таким образом, анализ теории и практики профессионального образования показывает, что развитие профессионально-информационной компетентности в процессе подготовки студентов педагогического вуза связано с необходимостью преодоления ряда существующих противоречий, а именно между: • необходимостью реализации целостного процесса развития профессиональноинформационных компетенций студентов – будущих педагогов в инновационной структуре профессионально-педагогической компетентности и отсутствием в вузовской подготовке необходимых и достаточных для этого педагогических условий; вания: • целесообразностью применения инновационных подходов к развитию профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов и доминированием традиционного предметно-центрированного подхода. Выделенные противоречия дали основания сформулировать проблему исследопрофессиональнокаковы педагогические условия развития информационной компетентности студентов – будущих педагогов? Актуальность, научность и практическая значимость проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: «Развитие профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов». Объект исследования – профессионально-педагогическая подготовка студентов в педагогическом вузе. Предмет исследования – процесс и результаты развития профессиональноинформационной компетентности студентов – будущих педагогов. Цель исследования: выявить и систематизировать педагогические условия развития профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов. Гипотеза исследования: развитие профессионально-информационной компетентности студентов – будущих педагогов будет успешным, если: • обеспечивается целенаправленное развитие ценностной ориентации студентов к личностно-профессиональной самореализации и саморазвитию в современном информационно-образовательном пространстве; • осуществляется поэтапное развитие у студентов компетенций: базовых (информационно-технологических), профессионально-значимых (педагогических), прогностических; • учебно-информационная деятельность студентов организуется и осуществляется на основе принципов системности, проблемности, вариативности, диалогично4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.