На правах рукописи Соловьева Наталия Николаевна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ДИЗАЙН) В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 13. <...> 08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. Яковлева» Научный руководитель доктор педагогических наук, доцент Рязанцева Ирина Михайловна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Казанцева Людмила Александровна кандидат педагогических наук, доцент Сафина Людмила Александровна Ведущая организация ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Защита состоится 23 июня 2010г. в 14 часов на заседании совета Д 212. <...> Социальные и экономические изменения в российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую систему образования заставляют искать новые подходы к подготовке конкурентоспособных специалистов в области дизайна – выпускников вузов, способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям. <...> XX в. – начала XXI в. в ряде вузов (Уральском государственном профессионально-педагогическом, Челябинском государственном педагогическом, Чувашском государственном педагогическом университетах) началась подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. <...> 04 – Профессиональное обучение (дизайн) утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. <...> Однако в подготовке таких педагогов еще не сложилась четко сформулированная методология и методика обучения, нет определенных традиций. <...> Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна отличается от подготовки педагогов других специальностей и от подготовки дизайнеров-профессионалов. <...> Профессия <...>
Развитие_творческого_потенциала_будущих_педагогов_профессионального_обучения_(дизайн)_в_процессе_учебно-исследовательской_деятельности_в_ВУЗе.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ1
Актуальность исследования. Социальные и экономические изменения в
российском обществе, интеграция российской образовательной системы в мировую
систему образования заставляют искать новые подходы к подготовке
конкурентоспособных специалистов в области дизайна – выпускников вузов,
способных к самостоятельной профессиональной творческой деятельности,
умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям.
С конца 90-х гг. XX в. – начала XXI в. в ряде вузов (Уральском государственном
профессионально-педагогическом, Челябинском государственном педагогическом,
Чувашском государственном педагогическом университетах) началась
подготовка будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.
Специальность 030500. 04 – Профессиональное обучение (дизайн) утверждена
приказом Министерства образования РФ № 686 от 02. 03. 2000 г., квалификация
– педагог профессионального обучения (дизайн). Однако в подготовке
таких педагогов еще не сложилась четко сформулированная методология
и методика обучения, нет определенных традиций.
Подготовка педагогов профессионального обучения в области дизайна отличается
от подготовки педагогов других специальностей и от подготовки дизайнеров-профессионалов.
Их подготовка носит «бипрофессиональный характер,
то есть образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов
по двум направлениям профессиональной деятельности: педагогической
и проектной» (С.М. Кожуховская, Е.В. Ткаченко).
Профессия «педагог профессионального обучения (дизайн)» предполагает
наличие способности к творческой, конструкторской деятельности, самосовершенствованию
и самореализации, среди основных видов профессиональной дизайн-деятельности
– аналитическая, экспериментально-исследовательская и
проектная деятельность, в основе подготовки к которым, как мы считаем, лежит
учебно-исследовательская деятельность, позволяющая развивать творческий
потенциал студентов в том случае, если она носит исследовательский характер
и ориентирована на проектно-творческую деятельность.
Творческий потенциал будущих педагогов профессионального обучения
(дизайн) – это сложное полифункциональное образование, так как педагоги
профессионального обучения (дизайн) должны сами участвовать в творческой
дизайнерской деятельности, и в то же время учить других этой деятельности.
Чтобы готовить студентов к профессиональной творческой деятельности в области
дизайна, им необходимо осуществлять процесс совместного со студентами
творчества, задавая его образцы.
Так как творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, то
1 Автор выражает глубокую признательность и благодарность кандидату педагогических наук, доценту Т. А.
Старшиновой за помощь, оказанную в работе над диссертацией
3
Стр.3
развитие творческого потенциала тесно соприкасается с процессами самообразования,
самосовершенствования, самоактуализации, следовательно, его развитие
возможно только на основе активного творческого саморазвития студента
уже в процессе обучения в вузе. Учитывая эти обстоятельства, представляется
необходимым развитие у педагогов профессионального обучения (дизайн)
творческого потенциала в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Целесообразность использования этой деятельности в развитии творческого потенциала
студентов-дизайнеров педагогического вуза обусловлена ее направленностью
на решение реальных профессиональных задач, в процессе которого
происходит формирование качеств личности, необходимых в деятельности педагога
профессионального обучения (дизайн). Учебно-исследовательская деятельность,
ориентированная на создание творческих проектов на начальном
этапе реализуется с использованием активных форм и методов обучения с введением
элементов исследования (с поуровневым усложнением проектов) в процесс
изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. На последующих
этапах учебно-исследовательская деятельность реализуется при введении
элементов самостоятельного творчества в учебные дисциплины и работе
студентов в научно-творческой дизайн-студии во внеучебное время при выполнении
ими самостоятельных научно-творческих проектов.
В процессе нашей работы мы опирались на совокупность теоретических
положений по проблемам обучения творчеству и развитию творческого потенциала.
Значительное влияние на наше исследование оказали труды, связанные с
подготовкой будущего педагога в области дизайна и дизайнеров (Э.М. Андросова,
Н.В. Воронов, С.М. Михайлов, С.М. Кожуховская, Ю.В. Назаров, В.Ф.
Рунге, А.В. Тимарцев, Е.В. Ткаченко, Л.М. Тухбатуллина и др.).
Наше исследование показало, что в разработке общих теоретикометодологических
проблем и частных методик по использованию учебноисследовательской
деятельности и созданию педагогических условий развитию
творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн)
и его реализации не уделялось достаточного внимания. Нам удалось выявить
противоречие между необходимостью развивать творческий потенциал
будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебноисследовательской
деятельности и отсутствием теоретических и методических
разработок, обеспечивающих его развитие. С учетом вышеизложенного противоречия
была сформулирована проблема исследования: каковы должны быть
педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческого
потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе
учебно-исследовательской деятельности в вузе.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки педагогов
профессионального обучения (дизайн) в системе высшего профессионального
образования.
4
Стр.4