Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Профессионально-ориентированная экологическая подготовка студентов технического ВУЗа (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМасленникова
ИздательствоКНИТУ
Страниц23
ID302366
Масленникова, Н.Н. Профессионально-ориентированная экологическая подготовка студентов технического ВУЗа : Автореферат / Н.Н. Масленникова .— Казань : КНИТУ, 2010 .— 23 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302366 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи МАСЛЕННИКОВА Надежда Николаевна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2010 Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет» Научный руководитель Официальные оппоненты: кандидат педагогических наук, доцент Савина Надежда Николаевна доктор педагогических наук, профессор Муравьева Елена Викторовна; Доктор педагогических наук, профессор Мухутдинова Тамара Загирзяновна. <...> ). Для решения этих задач, важных как в социальном, так и в материально-производственном планах, необходима эффективная экологическая подготовка обучающихся на всех ступенях системы образования. <...> В связи с этим на качественно новый уровень поднимаются требования, предъявляемые к процессу подготовки будущих инженеров. <...> Экологическая подготовка в технических вузах приобретает особое значение в силу того, что выпускники именно этих учебных заведений стоят «у истоков» большинства антропогенных факторов, оказывающих особо сильное воздействие на экосистемы (В.И. Горбунов, Е.И. Ефимова, О.А. Линенко, В.А. Козловская, А.Ф. Меняев, Е.В. Муравьева, Т.З. Мухутдинова, Н.Н. Секлетова, Н.И. Соколова, М.Б. Шилин и др.) <...> . Поэтому повышение уровня экологической культуры и формирование экоцентрического экологического сознания у будущих специалистов технического профиля, адекватных складывающимся в результате научно-технического прогресса отношениям человека с природой и обеспечивающих сознательную деятельность людей, направленную на гармонизацию этих отношений, рассматриваются многими современными учеными как социальная необходимость. <...> К сожалению, в настоящее время экологическая культура будущих инженеров не в полной мере соответствует социальным требованиям <...>
Профессионально-ориентированная_экологическая_подготовка_студентов_технического_ВУЗа.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Экологическая ситуация, сложившаяся в современном мире, многочисленные проявления глобального экологического кризиса и его непрогнозируемые последствия приводят многих исследователей к выводу о том, что только природоохранная деятельность человека не может стать основой устойчивого развития общества; настало время менять его экологическое сознание, формировать экологическую культуру (А.А. Алдашева, Д.В. Багин, М.М. Бринчук, В.И. Вернадский, Г.А. Веселкин, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, Н.Н. Егорова, А.О. Лагутин, Э.Ласло, В.И. Медведев, Ю.П. Ожегов, Т.К. Хавкина, Е.Г. Шаронова и др.). Для решения этих задач, важных как в социальном, так и в материально-производственном планах, необходима эффективная экологическая подготовка обучающихся на всех ступенях системы образования. В связи с этим на качественно новый уровень поднимаются требования, предъявляемые к процессу подготовки будущих инженеров. Эти требования обусловлены переходом России к модели устойчивого развития в соответствии с идеями и принципами, отраженными в основных выводах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и созвучными с трудами В.И. Вернадского о неизбежности возникновения ноосферы на Земле. Экологическая подготовка в технических вузах приобретает особое значение в силу того, что выпускники именно этих учебных заведений стоят «у истоков» большинства антропогенных факторов, оказывающих особо сильное воздействие на экосистемы (В.И. Горбунов, Е.И. Ефимова, О.А. Линенко, В.А. Козловская, А.Ф. Меняев, Е.В. Муравьева, Т.З. Мухутдинова, Н.Н. Секлетова, Н.И. Соколова, М.Б. Шилин и др.). Поэтому повышение уровня экологической культуры и формирование экоцентрического экологического сознания у будущих специалистов технического профиля, адекватных складывающимся в результате научно-технического прогресса отношениям человека с природой и обеспечивающих сознательную деятельность людей, направленную на гармонизацию этих отношений, рассматриваются многими современными учеными как социальная необходимость. К сожалению, в настоящее время экологическая культура будущих инженеров не в полной мере соответствует социальным требованиям; человек техники ставит себя выше природных проблем, а окружающая природная среда не воспринимается им как достойная какого-либо внимания. Объяснять данную ситуацию отсутствием экологической подготовки в технических вузах не корректно, так как такая подготовка является обязательным компонентом их образовательного процесса. В связи с этим, приходится констатировать недостаточно высокий уровень эффективности данного процесса в учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой будущих специалистов технического профиля, обусловленную также и проблемой пассивности обучающей среды, тогда как формирование экологической культуры и ее основного компонента – экоцентрического экологического сознания, активных и адекватных действительности, возможно лишь в активной среде. Поэтому возникает необходимость научного обоснования мероприятий по совершенствованию экологической подготовки студентов в техническом вузе с целью формирования у его выпускников экологической культуры высокого уровня. В последние десятилетия в теории и практике образования достаточно интенсивно развивается идея гуманистической (личностно-ориентированной) модели 3
Стр.3
образования (М.А. Акопова, Л.А. Волович, О.А. Кочнев, Г.В. Мухаметзянова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.). Поскольку данная модель образования ориентирована на самореализацию и личностный рост обучающихся и позволяет активизировать образовательную среду, она может стать основой для формирования социально активной экологической культуры студентов технического вуза. Реализовать же основные принципы и положения личностноориентированного обучения в процессе экологической подготовки будущих специалистов становится возможным при условии введения в учебный процесс различных форм, методов и приемов обучения, направленных на активизацию их учебно-познавательной деятельности. Таким образом, проблема экологической подготовки студентов технического вуза не является однозначно решенной и приобретает актуальность на новом витке развития науки и техники. Анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы позволил выявить ряд противоречий: • между потребностью общества в специалистах технического профиля, характеризующихся экологической культурой экоцентрического типа и доминированием у них установок антропоцентрической культуры; • между бурным развитием техногенного воздействия на природу и неподготовленностью инженеров к комплексному решению экологических задач; • между актуальностью проблемы экологической подготовки студентов технического вуза и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ такой подготовки; • между возможностью совершенствования процесса экологической подготовки студентов инженерно-технических специальностей технического вуза и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по психолого-педагогическому обеспечению данного процесса. Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила формулировку научной проблемы – какими должны быть модель профессиональноориентированной экологической подготовки будущих инженеров и психологопедагогические условия ее эффективной реализации? Объект исследования: экологическая подготовка студентов инженернотехнических специальностей технического вуза. Предмет исследования: процесс профессионально-ориентированной экологической подготовки студентов технического вуза. Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель профессионально-ориентированной экологической подготовки студентов технического вуза и определить психолого-педагогические условия ее эффективной реализации. Гипотеза исследования состоит в предположении, что экологическая подготовка студентов технического вуза будет эффективной, если: • основным ориентиром экологической подготовки будущих инженеров является экологическая культура, соответствующая требованиям социального заказа по преодолению экологического кризиса; • отбор содержания учебной дисциплины «Экология» осуществлен в соответствии с теорией коэволюции общества и природы и концепцией устойчивого развития, предполагающих природосберегающие технологии использования природных ресурсов, мониторинг качества окружающей среды и прогнозирование последствий вмешательства человека в процессы развития экологических систем; 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.