Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

Развитие самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКрайнова
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302358
Крайнова, Е.Д. Развитие самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки : Автореферат / Е.Д. Крайнова .— Казань : КНИТУ, 2010 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302358 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Крайнова Елена Дмитриевна РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Журбенко Лариса Никитична Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Ильмушкин Георгий Максимович кандидат педагогических наук, доцент Щербаков Виктор Степанович Ведущая организация ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Защита состоится 27 мая 2010г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, Татарстан, Казань, ул. <...> Реформа российской системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами в рамках Болонского процесса направлена на подготовку компетентных бакалавров и магистров, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. <...> При переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр, магистр) основной характеристикой качества профессиональной подготовки в технологическом университете становится профессиональная компетентность выпускника – способность качественно решать проблемы из области профессиональной деятельности. <...> Проекты стандартов третьего поколения содержат универсальные и профессиональные компетенции бакалавров технологического направления и предусматривают формирование потенциала ситуативно-адекватной возможности их деятельности в довольно широкой профессиональной области, определяемой направлением подготовки. <...> Профессиональное образование бакалавра обеспечивает <...>
Развитие_самостоятельной_деятельности_будущих_бакалавров_технологического_направления_в_процессе_математической_подготовки.pdf
Общая характеристика исследования Актуальность исследования. Реформа российской системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами в рамках Болонского процесса направлена на подготовку компетентных бакалавров и магистров, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. При переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр, магистр) основной характеристикой качества профессиональной подготовки в технологическом университете становится профессиональная компетентность выпускника – способность качественно решать проблемы из области профессиональной деятельности. Проекты стандартов третьего поколения содержат универсальные и профессиональные компетенции бакалавров технологического направления и предусматривают формирование потенциала ситуативно-адекватной возможности их деятельности в довольно широкой профессиональной области, определяемой направлением подготовки. Профессиональное образование бакалавра обеспечивает возможность продолжения обучения на ступени магистра как будущего инженера-исследователя или получения специальной подготовки инженера-технолога. В компетенциях важное место занимают умения, связанные с математическим моделированием, с использованием программных средств и зависящие от развития самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки. Приоритетное развитие нанотехнологий и информационных технологий выдвигает в качестве основных компетенций бакалавров технологического направления способности проектирования и реконструкции оборудования, технологических схем, требующие фундаментальной подготовки и навыков самостоятельной познавательной деятельности. Различные подходы к решению указанных вопросов раскрыты в трудах педагогов-исследователей. Компетентность конкретной многих характеристика профессиональной как деятельности специфическая субъекта рассматривалась в работах отечественных ученых: А.Коха, Л.А.Петровской, Н.В.Кузминой, Ю.М.Жукова, П.В.Растянника, Е.А.Яблоковой, А.П.Ситникова, А.А.Деркача, О.А.Полищук. Разработке продуктивных педагогических технологий подготовки современного специалиста посвящены исследования Н.В.Борисовой, В.В.Беляева, В.П.Беспалько, Е.И.Исаева, Н.В.Кузьминой, О.К.Филатова, А.Р.Фонарева и др. Создание условий для достижения вершин профессионального и личностного расцвета рассматривали О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.С.Михайлов, А.П.Чернышов и др. Вопросы совершенствования математического образования раскрываются в работах В.А.Гусева, Ю.М.Колягина, Г.Л.Луканкина, А.Г.Мордковича и др. В трудах Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, Л.М.Фридмана и др. раскрыты роль и место самостоятельности в формировании человеческой личности. Проблемы формирования умений самостоятельной учебной деятельности изучали М.А.Данилов, И.А.Зимняя, Т.И.Ильина, И.Я.Лернер, А.А.Люблинская, Б.Ф.Ломов, Н.А.Менчинская, О.А.Нильсон, Р.Б.Срода и др. Вопросам повышения качества обучения за счет развития самостоятельной работы в учебном процессе посвящены исследования А.А.Аюрзанайна, В.Н.Васильевой, А.А.Вербицкого, М.Г.Гарунова, В.И.Горовой, М.И.Ерецкого, Г.Е.Ковалевой, Т.П.Лизневой, С.И.Марченко, Е.К.Осипьянц, 3
Стр.3
Н.А.Половниковой, А.Н.Рыбловой, фундаментализации уровня развития Т.И.Шамовой профессионального образования и др. Вопросы специалиста в технологическом университете рассмотрены в работах В.В.Кондратьева. В исследованиях Н.К.Нуриева показано, что компетентность инженера зависит от полноты и целостности знаний и достаточного для решения профессиональных проблем (формализационных, конструктивных, проектно-конструктивных исполнительских). способностей Вопросам многопрофильной математической подготовки в технологическом университете, нацеленной на формирование профессионально-прикладной математической компетентности, посвящены работы Л.Н.Журбенко, С.Н.Нуриевой, А.Р.Галимовой. В работах указанных авторов заложена основа для решения проблемы эффективной организации самостоятельной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в технологическом университете. Однако остаются неисследованными условия развития самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки как деятельности по самостоятельному освоению математических методов при выполнении самостоятельных математических работ, требующих действий по формализации задач, конструированию и исполнению их решения. Необходимо преодолеть противоречия между: o увеличившимся объемом подлежащей усвоению информации и дефицитом аудиторного времени; o увеличением доли самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки бакалавров технологического направления и отсутствием готовности студентов к самостоятельной деятельности в процессе математической подготовки; o формированием готовности бакалавра к использованию математического моделирования и неумением абитуриентов решать прикладные математические задачи; o необходимостью формирования профессиональной эффективности деятельности студентов компетентности профессиональной бакалавров технологического направления и неразвитостью проектноконструктивных способностей студентов. Они конкретизируются в противоречие между необходимостью повышения самостоятельной подготовки в в неразработанностью педагогических технологическом университете условий развития процессе и самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки. Проблема исследования: каковы педагогические условия развития самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки. Объект исследования – процесс профессиональной подготовки бакалавров технологического направления. Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки. Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать в учебном процессе педагогические условия развития самостоятельной деятельности 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически