Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Реформа российской системы высшего
образования в соответствии с европейскими стандартами в рамках Болонского
процесса направлена на подготовку компетентных бакалавров и магистров,
способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и
саморазвитию. При переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр,
магистр) основной характеристикой качества профессиональной подготовки в
технологическом университете становится профессиональная компетентность
выпускника – способность качественно решать проблемы из области
профессиональной деятельности. Проекты стандартов третьего поколения содержат
универсальные и профессиональные компетенции бакалавров технологического
направления и предусматривают формирование потенциала ситуативно-адекватной
возможности их деятельности в довольно широкой профессиональной области,
определяемой направлением подготовки. Профессиональное образование бакалавра
обеспечивает возможность продолжения обучения на ступени магистра как
будущего инженера-исследователя или получения специальной подготовки
инженера-технолога. В компетенциях важное место занимают умения, связанные с
математическим моделированием, с использованием программных средств и
зависящие от развития самостоятельной деятельности в процессе математической
подготовки. Приоритетное развитие нанотехнологий и информационных технологий
выдвигает в качестве основных компетенций бакалавров технологического
направления способности проектирования и реконструкции оборудования,
технологических схем, требующие фундаментальной подготовки и навыков
самостоятельной познавательной деятельности.
Различные подходы к решению указанных вопросов раскрыты в трудах
педагогов-исследователей. Компетентность
конкретной
многих
характеристика
профессиональной
как
деятельности
специфическая
субъекта
рассматривалась в работах отечественных ученых: А.Коха, Л.А.Петровской,
Н.В.Кузминой, Ю.М.Жукова, П.В.Растянника, Е.А.Яблоковой, А.П.Ситникова,
А.А.Деркача, О.А.Полищук. Разработке продуктивных педагогических технологий
подготовки современного специалиста посвящены исследования Н.В.Борисовой,
В.В.Беляева, В.П.Беспалько, Е.И.Исаева, Н.В.Кузьминой, О.К.Филатова,
А.Р.Фонарева и др. Создание условий для достижения вершин профессионального и
личностного расцвета рассматривали О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач,
В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.С.Михайлов, А.П.Чернышов и др.
Вопросы совершенствования математического образования раскрываются в работах
В.А.Гусева, Ю.М.Колягина, Г.Л.Луканкина, А.Г.Мордковича и др. В трудах
Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,
Н.Ф.Талызиной, Л.М.Фридмана и др. раскрыты роль и место самостоятельности в
формировании человеческой личности. Проблемы формирования умений
самостоятельной учебной деятельности изучали М.А.Данилов, И.А.Зимняя,
Т.И.Ильина, И.Я.Лернер, А.А.Люблинская, Б.Ф.Ломов, Н.А.Менчинская,
О.А.Нильсон, Р.Б.Срода и др. Вопросам повышения качества обучения за счет
развития самостоятельной работы в учебном процессе посвящены исследования
А.А.Аюрзанайна, В.Н.Васильевой, А.А.Вербицкого, М.Г.Гарунова, В.И.Горовой,
М.И.Ерецкого, Г.Е.Ковалевой, Т.П.Лизневой, С.И.Марченко, Е.К.Осипьянц,
3
Стр.3
Н.А.Половниковой, А.Н.Рыбловой,
фундаментализации
уровня
развития
Т.И.Шамовой
профессионального
образования
и
др. Вопросы
специалиста
в
технологическом университете рассмотрены в работах В.В.Кондратьева. В
исследованиях Н.К.Нуриева показано, что компетентность инженера зависит от
полноты и целостности знаний и достаточного для решения профессиональных
проблем
(формализационных,
конструктивных,
проектно-конструктивных
исполнительских).
способностей
Вопросам
многопрофильной математической подготовки в технологическом университете,
нацеленной на формирование профессионально-прикладной математической
компетентности, посвящены работы Л.Н.Журбенко, С.Н.Нуриевой, А.Р.Галимовой.
В работах указанных авторов заложена основа для решения проблемы
эффективной организации самостоятельной деятельности студентов в процессе
профессиональной подготовки в технологическом университете. Однако остаются
неисследованными условия развития самостоятельной деятельности будущих
бакалавров технологического направления в процессе математической подготовки
как деятельности по самостоятельному освоению математических методов при
выполнении самостоятельных математических работ, требующих действий по
формализации задач, конструированию и исполнению их решения.
Необходимо преодолеть противоречия между:
o увеличившимся объемом подлежащей усвоению информации и дефицитом
аудиторного времени;
o увеличением доли самостоятельной работы в процессе профессиональной
подготовки бакалавров технологического направления и отсутствием готовности
студентов к самостоятельной деятельности в процессе математической
подготовки;
o формированием готовности бакалавра к использованию математического
моделирования и неумением абитуриентов решать прикладные математические
задачи;
o необходимостью формирования
профессиональной
эффективности
деятельности
студентов
компетентности
профессиональной
бакалавров технологического направления и неразвитостью проектноконструктивных
способностей студентов.
Они конкретизируются в противоречие между необходимостью повышения
самостоятельной
подготовки
в
в
неразработанностью педагогических
технологическом университете
условий развития
процессе
и
самостоятельной
деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе
математической подготовки.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
самостоятельной деятельности будущих бакалавров технологического направления
в процессе математической подготовки.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки бакалавров
технологического направления.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельной
деятельности будущих бакалавров технологического направления в процессе
математической подготовки.
Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать в
учебном процессе педагогические условия развития самостоятельной деятельности
4
Стр.4