Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №11 2014

СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА (150,00 руб.)

0   0
АвторыА.В. ПРОКОФЬЕВ
Страниц13
ID302246
АннотацияВ статье проанализированы исторические корни и специфика концепции со- вершенных и несовершенных прав и обязанностей Фрэнсиса Хатчесона. Раз- граничение двух типов прав и обязанностей восходит к таким понятийным оппозициям античного стоицизма как «справедливость» и «доброта», а также «надлежащее» и «нравственно-правильное». Оно полноценно артикулировано в этике естественного закона Самуэля Пуфендорфа. Хатчесон принимает в целом основные характеристики совершенных и несовершенных прав и обязанностей, предложенные Пуфендорфом, однако, вносит свои поправки в его схему. Хатче- сон акцентирует роль перфекционистских оснований этой типологии, противо- стоит принижению значения несовершенных прав и обязанностей, вводит такую новую классификационную нишу, как «внешние права».
СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА / А.В. ПРОКОФЬЕВ // Философские науки .— 2014 .— №11 .— URL: https://rucont.ru/efd/302246 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Год Великобритании в России ФН – 11/2014 СОВеРШеННЫе И НеСОВеРШеННЫе ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: ИНТеРПРеТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧеСОНА А.В. <...> ПРОКОФЬЕВ Истоки новоевропейской концепции совершенных и несовершенных прав и обязанностей Разграничение совершенных и несовершенных прав, а равно – соответствующих им обязанностей является сквозной темой новоевропейской этической мысли. <...> Совершенные права и обязанности, в соответствии с наиболее полным набором их характеристик, обладают нормативным приоритетом, не терпят исключений из очень точно сформулированных предписаний, касающихся содержания поступков и допускают использование силы для их реализации. <...> Несовершенные, напротив, уступают в случае возникновения конфликта с совершенными, предполагают значительную свободу выбора в отношении форм или времени их исполнения, отданы полностью на откуп совести и стыду участников морально значимых взаимодействий1 Один из наиболее очевидных истоков этого разграничения – ан. тичные классификации добродетелей. <...> Основанием подобного вывода служит то, что покушения на личность и собственность ведут к распаду человеческого общества. <...> Как категорическое требование каждое из требований справедливости обладает нормативным приоритетом по отношению к требованиям доброты. <...> Другой способ выражения приоритета справедливости, используемый Цицероном, таков: «…те же, кто причиняет вред одним людям, чтобы быть щедрыми к другим, совершают такую же несправедливость, как если бы они присваивали себе чужое имущество»7 . <...> Подробное обоснование подобного положения дел разработано другим представителем римского стоицизма – Сенекой. <...> Другим истоком разграничения совершенных и несовершенных прав и обязанностей, по всей видимости, стала средневековая рецепция стоических понятий, отражающих неоднородность нравственного долга. <...> Как разъясняет современная исследовательница, «”правильное” содержание, то есть соответствующее <...>