Год Великобритании в России ФН – 11/2014 ПРОБЛеМА АВТОНОМИИ В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ФРЭНСИСА ХАТЧеСОНА* Р.Г. АПРЕСЯН Фрэнсис Хатчесон1 относится к тому кругу мыслителей – моральных философов Нового времени (Генри Мор, Шафтсбери, Ричард Камберленд, Ричард Прайс, Дэвид Юм и др.), у которых термин «мораль» («morality», «morals») обретает концептуализированное значение. <...> В той мере, в какой теоретические усилия мыслителей этого круга были направлены на осмысление принципиальных очертаний морали, идея автономии, как-либо терминологически выраженная, не могла не получить в их морально-философских построениях того или иного воплощения. <...> Ее подзаголовок – «История моральной философии Нового времени» – указывает на то, что в моральной философии Нового времени создается понятие автономии и складываются предпосылки для понимания морали как автономии. <...> Шнивинд, даже более определенен: «Кант изобрел концепцию морали как автономии»; этими словами начинается его книга. <...> Например, Онора O’Нил в этом вопросе более взвешенна: «Кант соединил автономию с моралью»3 . <...> Впрочем, как ни относиться к такой интерпретации нововременной моральной философии и истории понятия «автономия», нельзя не признать, что идея автономии – одна из фундаментальных для этой эпохи. <...> Слово «автономия» впервые встречается в софокловской «Антигоне», а затем у Ксенофонта (в «Лакедемонской политии») и Исократа (в «Панафинейской речи»)4 . <...> Согласно Диону, философы – autonomos, поскольку живут сообразно со своим законом, в отличие от обычных людей, которые живут по законам, данным извне5 «обходительный и свободнорожденный будет вести себя так, словно он сам себе закон»6 . <...> Однако самозаконные поступки особенные – здесь недостаточно самосознательности и самообладания; самозаконность – отличительное свойство подлинно свободнорожденных, т.е. свободных духом и добродетельных. <...> Да и Дион посредством слова «autonomos» выразил мысль, обсуждавшуюся стоиками, в частности <...>