Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №11 2014

ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА* (150,00 руб.)

0   0
АвторыР.Г. АПРЕСЯН
Страниц10
ID302245
АннотацияФрэнсис Хатчесон представляет моральное чувство как способность восприя- тия, не предопределенную себялюбием, материальными интересами, религиоз- ной верой, одобрением окружающих, обычаем, образованием и т.д. Благодаря моральному чувству человек предстает у Хатчесона как независимый и автоном- ный в своих мотивах и решениях. Хатчесон подошел к идее автономии, хотя и не артикулировал ее. Значение Хатчесона в этом вопросе состоит в том, что он в развернутом виде описал практические корреляты феномена, который под име- нем автономии был концептуализован Иммануилом Кантом.
ПРОБЛЕМА АВТОНОМИИ В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА* / Р.Г. АПРЕСЯН // Философские науки .— 2014 .— №11 .— URL: https://rucont.ru/efd/302245 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Год Великобритании в России ФН – 11/2014 ПРОБЛеМА АВТОНОМИИ В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ФРЭНСИСА ХАТЧеСОНА* Р.Г. АПРЕСЯН Фрэнсис Хатчесон1 относится к тому кругу мыслителей – моральных философов Нового времени (Генри Мор, Шафтсбери, Ричард Камберленд, Ричард Прайс, Дэвид Юм и др.), у которых термин «мораль» («morality», «morals») обретает концептуализированное значение. <...> В той мере, в какой теоретические усилия мыслителей этого круга были направлены на осмысление принципиальных очертаний морали, идея автономии, как-либо терминологически выраженная, не могла не получить в их морально-философских построениях того или иного воплощения. <...> Ее подзаголовок – «История моральной философии Нового времени» – указывает на то, что в моральной философии Нового времени создается понятие автономии и складываются предпосылки для понимания морали как автономии. <...> Шнивинд, даже более определенен: «Кант изобрел концепцию морали как автономии»; этими словами начинается его книга. <...> Например, Онора O’Нил в этом вопросе более взвешенна: «Кант соединил автономию с моралью»3 . <...> Впрочем, как ни относиться к такой интерпретации нововременной моральной философии и истории понятия «автономия», нельзя не признать, что идея автономии – одна из фундаментальных для этой эпохи. <...> Слово «автономия» впервые встречается в софокловской «Антигоне», а затем у Ксенофонта (в «Лакедемонской политии») и Исократа (в «Панафинейской речи»)4 . <...> Согласно Диону, философы – autonomos, поскольку живут сообразно со своим законом, в отличие от обычных людей, которые живут по законам, данным извне5 «обходительный и свободнорожденный будет вести себя так, словно он сам себе закон»6 . <...> Однако самозаконные поступки особенные – здесь недостаточно самосознательности и самообладания; самозаконность – отличительное свойство подлинно свободнорожденных, т.е. свободных духом и добродетельных. <...> Да и Дион посредством слова «autonomos» выразил мысль, обсуждавшуюся стоиками, в частности <...>