Философские науки – 9/2014 ОБРАЗОВАНИе И ОБЩеСТВО Формирование Личности и Гражданина ДИСКУССИИ ОБ ОБЩеСТВеННОМ ОБРАЗОВАНИИ ВО ФРАНЦИИ В ЭПОХУ РеВОЛЮЦИИ* А.В. ЯСТРЕБЦЕВА Эпоха Великой французской революции до сих пор вызывает огромный интерес среди исследователей. <...> Дискуссии о «конечных целях» образования сначала развернулись в Национальном Конвенте, где постепенно определились две противоположные позиции, авторами которых были Ж.А. Кондорсе и сторонники Ж.Ж. Руссо. <...> Робеспьера и других якобинцев, убежденных в том, что для сохранения республиканского равенства необходимо разрушить всю систему высшего образования, способствовавшую сохранению сословных привилегий, упразднение которых было целью Революции. <...> Между тем, Кондорсе впервые во Франции разработал модель равного, но не уравнительного, образования, основанного на принципе равенства шансов, т.е. равного доступа к образовательным ресурсам как условию формирования справедливого общества. <...> Вследствие секуляризации образования, встал вопрос, должна ли система национального воспитания и об* Работа выполнена при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2014/2015 г., грант № 14-01-0190. <...> Конституционный комитет, созданный при Учредительном собрании, в период с лета 1789 г. по конец сентября 1791 г. изучал все имеющиеся на тот момент проекты развития общественного образования. <...> 30 сентября 1791 г. Конституционный комитет завершил свои полномочия решением о том, что все образовательные учреждения продолжают свое нормальное функционирование, за исключением юридических факультетов, призванных отныне преподавать только что принятую Конституцию. <...> Новая Ассамблея создала на своей основе Комитет по общественному образованию, избравший 28 октября 1791 г. Кондорсе своим президентом. <...> На вопрос, «должно ли общественное образование… принять на себя… заботу “о прогрессе нравов”», Кондорсе ответил категориче 116 Формирование Личности и Гражданина ским отказом <...>