Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Философские науки  / №9 2014

К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ» Ж. БАТАЯ* (150,00 руб.)

0   0
АвторыА.Ю. ШУТОВ
Страниц15
ID302220
АннотацияВ статье рассматриваются теоретические источники идей Жоржа Батая через призму эволюции одного из ключевых для его творчества понятий – «внутрен- ний опыт». Это понятие Батай подвергает постоянной реинтерпретации на про- тяжении всего своего творчества. Именно поэтому использование его в качестве своего рода системы координат для определения места тех или иных тем в твор- честве автора позволяет дать краткий, но информативный обзор влияния раз- личных источников на мысль французского философа, выстроить хронологию его собственной мысли, а также показать насколько продуктивен избранный им мультидисциплинарный подход.
К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ» Ж. БАТАЯ* / А.Ю. ШУТОВ // Философские науки .— 2014 .— №9 .— URL: https://rucont.ru/efd/302220 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 9/2014 Опыт философского осмысления К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ВНУТРеННИЙ ОПЫТ» Ж. <...> На становление его философского мировоззрения в разные периоды творчества оказали влияние такие разноплановые философские учения и авторы, как апофатическая теология христианских мистиков, Г. Гегель, Ф. Ницше <...> Цель статьи состоит в реконструкции общей картины генезиса Батая. <...> Данный аспект его творчества представляется особенно интересным, посколько именно исключительная мультидисциплинарность и умение сочетать казалось бы абсолютно несовместимые дискурсивные поля в рамках одной концепции сделали Батая одним из самых оригинальных мыслителей своей эпохи. <...> Акцент анализа на понятии «внутренний опыт» обусловлен тем, что оно является одним из немногих, к которым Батай неизменно прибегает в работах разных лет. <...> Эволюция этого понятия в творчестве Батая напрямую связана с влиянием, оказываемым на него отдельными мыслителями в разные периоды творчества. <...> Негация и подлинное бытие В своей работе «Внутренний опыт» Батай обращается к крупнейшим христианским мистикам – последователям негативной теологии, таким как Анжела из Фолиньо, Святая Тереза Авильская, Иоанн Креста и ПсевдоДионисий Ареопагит. <...> Однако если опыт на этом этапе для Батая является самоцелью, то для христианских мистиков цель опыта как отрицания чувственности и рационального познания состоит в единении с Богом. <...> Ему вторит Иоанн Креста, описывая мистический опыт как трехчастную ночь (отказ от чувственных ощущений, опора на иррациональную веру, стремление к трансцендентному Богу)3 . <...> Христианский мистик опустошает сосуд своей души, наполненной * Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 г. А.Ю. ШУТОВ. <...> Батая же интересует то, что остается в человеке после «опустошения». <...> Учитывая тот факт, что его знакомство с наследием католической церкви произошло задолго до знакомства с авангардной литературой и философией <...>