ФН – 9/2014 Опыт философского осмысления К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ВНУТРеННИЙ ОПЫТ» Ж. <...> На становление его философского мировоззрения в разные периоды творчества оказали влияние такие разноплановые философские учения и авторы, как апофатическая теология христианских мистиков, Г. Гегель, Ф. Ницше <...> Цель статьи состоит в реконструкции общей картины генезиса Батая. <...> Данный аспект его творчества представляется особенно интересным, посколько именно исключительная мультидисциплинарность и умение сочетать казалось бы абсолютно несовместимые дискурсивные поля в рамках одной концепции сделали Батая одним из самых оригинальных мыслителей своей эпохи. <...> Акцент анализа на понятии «внутренний опыт» обусловлен тем, что оно является одним из немногих, к которым Батай неизменно прибегает в работах разных лет. <...> Эволюция этого понятия в творчестве Батая напрямую связана с влиянием, оказываемым на него отдельными мыслителями в разные периоды творчества. <...> Негация и подлинное бытие В своей работе «Внутренний опыт» Батай обращается к крупнейшим христианским мистикам – последователям негативной теологии, таким как Анжела из Фолиньо, Святая Тереза Авильская, Иоанн Креста и ПсевдоДионисий Ареопагит. <...> Однако если опыт на этом этапе для Батая является самоцелью, то для христианских мистиков цель опыта как отрицания чувственности и рационального познания состоит в единении с Богом. <...> Ему вторит Иоанн Креста, описывая мистический опыт как трехчастную ночь (отказ от чувственных ощущений, опора на иррациональную веру, стремление к трансцендентному Богу)3 . <...> Христианский мистик опустошает сосуд своей души, наполненной * Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 г. А.Ю. ШУТОВ. <...> Батая же интересует то, что остается в человеке после «опустошения». <...> Учитывая тот факт, что его знакомство с наследием католической церкви произошло задолго до знакомства с авангардной литературой и философией <...>