Философские науки – 9/2014 Историко-философский экскурс АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ГАБРИЭЛЯ МАРСеЛЯ1 В.П. ВИЗГИН В одном из заданных мне вопросов утверждается, что «новые исторические и социологические подходы ставят непроходимую стену между интеллектуаломэкспертом, оценивающим культурные процессы, и тем обществом, за которым он наблюдает». <...> Вот здесь и возникает потребность, вопервых, указать на фигуру Габриэля Марселя, этого вполне традиционного в указанном смыс В.П. ВИЗГИН. <...> Актуальность философской мысли Габриэля Марселя 13 ле философа, а, вовторых, на ее примере показать, что расслоения «единого пространства понимания» можно если и не избежать, то, по крайней мере, минимизировать его опасность. <...> В возврате философии к сократической (диалогической) и что не менее важно, на мой взгляд, к художественной манере присутствия в культурном пространстве – вот в чем мне видится значение Марселя. <...> Художественность здесь надо понимать как сознательное преодоление «духа абстрактности» в «конкретности» философской речи, которое достигается ориентацией на искусство и литературу, но без утраты базовых констант философского мышления как поиска истины. <...> Но наука всегда труднодоступна и служить «единой системой понимания» не может. <...> Они, конечно, не могут действовать на культуру, не 14 Историко-философский экскурс интериоризируясь, не обретая статуса культурных представлений. <...> Кстати, драматургом был и Марсель, и поэтому он не только на словах принимал принципиальную открытость «феномена человека». <...> Что же касается идеализма, то он с ним боролся как с типичным проявлением «духа абстракции» в философии, пытаясь открыть путь к конкретной философии (la philosophie concrѐte). <...> Преодолению идеалистического направления (в начале ХХ в. оно выступало главным образом в форме неокантианства) посвящен уже «Метафизический дневник» (1927), в котором Марсель сформулировал свои основные темы и подходы, ознаменовавшие возникновение <...>