Философские науки – 7/2014 ИСТОРИЯ И СОВРеМеННЫЙ МИР Опыт философского размышления РОССИЯ: ИСТОРИЧеСКАЯ СУДЬБА «ВТОРОГО МИРА» В.Н. ШЕВЧЕНКО В декабре 1994 г. в клубе «Свободное слово» состоялось обсуждение темы «Состоится ли Второй Мир? <...> Одним из самых значимых последствий Октябрьской революции всемирно-исторического характера явилось оформление в мире трех групп стран, различавшихся между собой по наиболее важным параметрам общественной жизни – экономическим, политическим, идеологическим и культурным – Первый мир, Второй мир и Третий мир. <...> «Второй мир» – это, прежде всего, Советский Союз и созданная с его помощью мировая система социализма, которая выступила, таким образом, системной альтернативой капиталистической мировой системе. <...> Советский общественный строй просуществовал в стране до 1991 – 1993 гг. и затем ушел в историческое небытие. <...> 8 Опыт философского размышления «Второй мир» и проблема собственного, национального пути развития России Предыстория Второго мира связана с поисками Россией на протяжении последних столетий своего национального, или собственного, пути развития. <...> Однако, когда поиски ведутся вне привязки к реальному историческому процессу, они нередко превращаются в конструирование утопий, а их результаты играют дезориентирующую роль. <...> Они выступают, к примеру, в виде идеализации русского царства и осуждения политики «чужебесия», якобы насильственного вытеснения, отрицания народной культуры зарубежными образцами, которая проводится частью правящего слоя со времен Петра I и до сегодняшних дней3 . <...> Не следует, конечно, умалять достоинства русского царства, которое иногда даже называют самым свободным государством Европы XVII в., но важно придать проблеме последовательно историческое измерение. <...> Из всех императоров, кто правил страной после Петра I, самым национальным можно считать Николая I. <...> В одной из работ начала XX в., посвященной эпохе Николая I, говорится, что «никогда, ни раньше <...>