ФН – 4/2014 Из истории отечественной философии БЕРДЯЕВ О ДОСТОЕВСКОМ: ТЕОДИЦЕЯ И СВОБОДА* В.К. КАНТОР Одна из самых известных фраз Достоевского (из письма к брату 1839 г.): «Человек есть тайна. <...> Близость мировоззрений Бердяева и Достоевского настолько очевидна – в страстности, в неприятии тоталитарного и массового психоза несвободы, в попытке увидеть трансцендентную реальность за приметами земного бытия – что уже сама эта близость становится загадкой, ибо она была не подражанием, не повтором, а внутренним проникновением в ту же проблематику человеческого бытия, которой был одержим Достоевский. <...> Там раскрывает Достоевский человеческую бесконечность, бездонность человеческой природы. <...> Соотечественники, признавая значение Бердяева, постоянно подчеркивали, что отнюдь не Бердяев выразитель русского духа, тем более – русского православия, и лишь смерть философа, бунтовавшего против всех коллективных и социально жестких структур, включая и эмигрантское православие (об этом позже), примирила с ним, показав истинное значение умершего. <...> Стоит отметить одно соображение Бердяева: «Наша духовная и умственная история XIX в. разделяется явлением Достоевского. <...> Явление Достоевского означало, что в России родились новые души. <...> Как писали многие, в том числе и западные мыслители, «в конечном итоге действия героев Достоевского определяются религиозными силами и мотивами, под влиянием 54 Из истории отечественной философии которых и принимаются те или иные решения. <...> Свою книгу о Достоевском он начал словами: «Я написал книгу, в которой не только пытался раскрыть миросозерцание Достоевского, но и вложил очень многое от моего собственного миросозерцания»6 . <...> Это и был главный вопрос Бердяева, это проблема его теодицеи. <...> Стоит, однако, подчеркнуть его личную позицию, позицию «рыцаря свободы», как его называли. <...> Более того, он был ориентиром, на который, споря с ним, не принимая его, тем не менее, смотрели разные 56 Из истории <...>