Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах . <...> Монашеская тема в росписях северной галереи церкви Богородицы Левишки в Призрене . <...> Двознаменные Праздники – певческая книга рубежа XVII–XVIII вв. <...> Госуд. историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» solovievalarissa@mail.ru СИЕНСКАЯ ШКОЛА ЭМАЛИ В 1-Й ПОЛ. <...> Сиенских мастеров переполняли новые идеи, они изобретали неизвестные раньше ювелирные техники и создавали новые формы ювелирных изделий. <...> Примечательно, что сиенские мастера не ограничивали себя только стенами родного города, они легко покидали его и оседали по всей Тоскане, а также в Умбрии и в Лацио, основывая и развивая местные центры ювелирного производства. <...> Из-за невозможности использовать при данной технологии дешевые металлы, такие как медь, прозрачная эмаль наносилась не на все изделие, а была локализована на отдельных серебряных, реже золотых пластинах-плакетках. <...> Таким образом, прозрачная эмаль не заполняла всю поверхность предмета, а акцентировала отдельные его части, выявляя конструктивные членения изделия. <...> XIII в. сиенские мастера изобрели новую форму готического потира. <...> Этот литургический сосуд работы сиенского мастера Гуччо ди Маннайа был вложен папойфранцисканцем Николаем IV (1288–1292) в собор в Ассизи (ил. <...> В течение более двух веков все последующие потиры, выполненные итальянскими ювелирами, повторяли основные черты, выработанные Гуччо в его шедевре. <...> Но прежде всего Гуччо ди Маннайа приписывается изобретение техники прозрачной эмали по низкому серебряному рельефу, появление которой является неоценимым вкладом сиенской ювелирной школы в историю европейского ювелирного искусства7 . <...> Апофеозом прозрачной эмали по праву считается Реликварий Покровца из Орвьето работы Уголино ди Вьери с помощниками (ил. <...> В то же время произведение Уголино ди Вьери богато украшено мелкой скульптурной пластикой. <...> Примечательно, что Уголино ди Вьери попытался не только воспроизвести <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№3_2014.pdf
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 3 (15). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЛОВЬЕВА Л. В.
Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
МАТВЕЕВА Ю. Г.
Некоторые разновидности ранневизантийских церковных завес
(по иконографии и текстам) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ГРИГОРЬЕВА В. Ю.
Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических
руководствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
СЕМЕНОВА Е. С.
Монашеская тема в росписях северной галереи церкви Богородицы
Левишки в Призрене . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ВОРОНОВА А. А.
Башня над средокрестием и «алтарная колокольня»:
возможные архитектурные связи и параллели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
ГУСЕЙНОВА З. М.
«Светильны на царьския праздники» как певческий цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
ОЛЕХНОВИЧ Е. И.
Двознаменные Праздники – певческая книга рубежа XVII–XVIII вв. . . . . . . . . . 125
ВАЛЯВИН Д. К.
Императорский дворец в Московском Кремле перед наполеоновским
нашествием. Нереализованный замысел архитектора Н. А. Львова . . . . . . . . . . . 136
МАСЛОВ К. И.
К истории возрождения «византийского стиля» в русской церковной
живописи. И. М. Снегирев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
АРТЕМОВА Е. Г.
Духовно-музыкальная жизнь в Петербурге на рубеже XIX–XX вв. . . . . . . . . . . . . 165
ГУВАКОВА Е. В.
Е. С. Овчинникова — хранитель уникального московского храма . . . . . . . . . . . . . 179
3
Стр.3
Содержание
ХРОНИКА
БАЙКОВА Е. Н.
К 85-летнему юбилею Владимира Минина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
SOLOVIEVA L.
Sienese enamel art of the fi rst half of the XIVth century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
MATVEYEVA Y.
Variations of Byzantine Church Curtains (from texts and iconography). . . . . . . . . . . . . . 21
GRIGORJEVA V.
The Early Theory of marks in the Old Russian musical-theoretical handbooks . . . . . . . . 42
SEMENOVA E.
Monastic theme in paintings of the northern gallery of the church
of the Holy Virgin (Ljeviška) in Prizren. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
VORONOVA A.
The tower above the crossing and the “altar bell tower”. Possible architectural
connections and Parallels . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
GUSEINOVA Z.
Singing cycle of «Tsar feasts fotagogicas» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
OLEKHNOVICH E.
The Dvoznamennaya singing book the Holidays as a type of singing book
of end XVIIth - beginning XVIIIth centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
VALYAVIN D.
Imperial Palace in the Moscow Kremlin before the Napoleonic invasion.
Unrealized project of the architect N. A. Lvov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
MASLOV K.
Towards a History of Byzantinesque Revival in Russian Church Paintings.
I. M. Snegiryov. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
ARTEMOVA E.
The sacred-choral life in St. Petersburg at the turn of XIX-XX centuries . . . . . . . . . . . . 165
GUVAKOVA E.
E. S. Ovchinnikova – the Keeper of the unigue temple in Moscow . . . . . . . . . . . . . . . . 179
5
Стр.5
Contents
CHRONICLE
BAYKOWA E.
To the 85th
anniversary of Vladimir Minin . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Стр.6