Основан в 1997 г. БОГОСЛОВИЕ • ФИЛОСОФИЯ I : 5 (43) сентябрь октябрь Москва 2012 ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: прот. <...> 1; Byzantinische Epigramme auf Ikonen und Objekten der Kleinkunst / A. <...> Августин опровергал учение Пелагия и его последователей, придававших слишком большое значение человеческой воле в процессе спасения; в свою очередь, доктрина Августина о зависимости человеческой участи от вечного предопределяющего суда вызывала так много вопросов, что сама стала объектом критики «полупелагиан». <...> Перед тем как обратиться к существу учения Ауреоли, напомним также, что обычно вопрос о предопределении рассматривался схоластическими авторами в двух частях: сначала они выясняли, чту означает «предопределение» и «осуждение», затем ставился вопрос об их причине и действии. <...> В своем учении о божественном предопределении Петр Ауреоли использует понятие божественной воли. <...> Во-первых, божественная воля направлена на спасение всех людей. <...> Во-вторых, Бог желает спасти тех, кто не сопротивляется действию благодати. <...> Таким образом, в данном случае божественная воля может пониматься как: 1) всеобщая божественная любовь ко всему творению (amor complacentiae sive delectationis); 2) особые действия Бога в мире (potestas executiva sive potentia executiva). <...> Божественная воля как любовь (наслаждение, complacentia) не сводима к божественной воле как действию: во-первых, потому что Бог любит по необходимости, и тогда Его действия носили бы необходимый характер; во-вторых, поскольку определение божественного наслаждения должно быть абстрагировано от всех несовершенств, а действующая воля Бога реализуется в тварном мире, поэтому она противоречит духовной удовлетворенности. <...> Peter Aureol and the re-emergence of predestinarian pluralism in latin theology, 1317–1344. <...> Определение терминов «предопределение» и «осуждение» означает для Петра Ауреоли, что их нужно ассоциировать с подходящим божественным атрибутом. <...> Он полагает, что предопределение является <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_I._Богословие._Философия._№5_2012.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
д-р богосл. прот. Олег Давыденков
прот. Николай Емельянов
свящ. Михаил Асмус
канд. филос. наук, доцент свящ. Константин Польсков
д-р филос. наук К. М. Антонов
д-р филол. наук К. А. Максимович
канд. богосл. П. Ю. Малков
канд. ист. наук диакон Павел Ермилов
С. А. Воронцов (секретарь)
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
канд. ист. наук диакон Павел Ермилов
д-р филос. наук К. М. Антонов (философия)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА
С. В. Заплатников
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0761-9
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия «Богословие. Философия», выпуск 5 (43). 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БОГОСЛОВИЕ
КАРПОВ К. В.
Учение Петра Ауреоли о предопределении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ХОНДЗИНСКИЙ
Святитель Димитрий Ростовский и Федор Михайлович Достоевский . . . . . . . . . . 23
ЗАБАЕВ И. В.
Эмпирический подход в практическом богословии
(на примере работ Й. Ван дер Вена) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ФИЛОСОФИЯ
АТЯКШЕВ М. В.
Полемика И. С. Аксакова с В. С. Соловьевым о соотношении национального и
общечеловеческого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
ИЕРЕЙ МАКСИМ ВАРАЕВ
Проблема художественного вымысла в религиозной эстетике Владимира Вейдле 57
ЖЕЛЕЗНОВ А. С.
Дружеский поступок и смысл этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ЧЕРНЯК А.
Привычка поступаться принципами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ВОРОНЦОВ С. А.
Учение Исидора Севильского о предопределении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3
Стр.3
РЕЦЕНЗИИ
Marttila M. Foreign Nations in the Wisdom of Ben Sira. A Jewish Sage between
Opposition and Assimilation. De Gruyter, 2012
(И. А. Хангиреев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
The Cambridge companion to Bede / S. DeGregorio, ed. Cambridge
University Press, 2010 (А. Ю. Тоскин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Byzantinische Epigramme auf Fresken und Mosaiken / A. Rhoby, Erst. // Byzantinische
Epigramme in inschriftlicher Überlieferung / W. Hörandner, A. Rhoby, A. Paul, Hrsg.
Verlag der Östereichische Akademie der Wissenschaften, 2009. Bd. 1;
Byzantinische Epigramme auf Ikonen und Objekten der Kleinkunst / A. Rhoby, Erst. //
Byzantinische Epigramme in inschriftlicher Überlieferung / W. Hörandner, A. Rhoby,
A. Paul, Hrsg. Verlag der Östereichische Akademie der Wissenschaften,
2010. Bd. 2 (А. В. Белоусов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
Turner B. S. Religion and Modern Society. Citizenship, Secularisation and the State.
Cambridge University Press, 2011 (И. В. Забаев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Резниченко А. И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii
minores. РЕГНУМ, 2012 (К. М. Антонов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
The new age of Russia: Occult and esoteric dimensions / B. Menzel, M. Hagemeister,
B. G. Rosenthal, eds. Otto Sagner, 2012 (П. Г. Носачев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Вудс Т. Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию /
В. Кошкина, пер. Мысль, 2010 (иерей Евгений Шилов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Стр.4