Gr Graduate Sch l l of B in s S Je Jeff re of B in s Stanford Universi rey Pfeff er er Managing with Power Politics and Influence in Organizations Harvard Business School Press Boston, Massachusetts Джеф u П еф еффрu Пфеффер Власть, влияние и политика в организациях Перевод с английского Е. <...> ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ . <...> ДИНАМИКА ВЛАСТИ: КАК ТЕРЯЕТСЯ ВЛАСТЬ, КАК МЕНЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ . <...> В марте 1981 года ребенку, имеющему резус-несовместимость крови, была перелита кровь 47-летнего донора, предоставленная банком крови Irwin Memorial Blood Bank города Сан-Франциско. <...> В декабре 1981 года Дон Френсис, эпидемиолог Центра контроля над заболеваниями, начал бить тревогу в отношении банков крови. <...> Доктор Джозеф Бове… служащий Американской ассоциации банков крови, выступил по телевидению с заявлением о том, что вероятность передачи СПИДа при переливании крови все еще не доказана. <...> Неофициально же хозяева банков крови считали, что Центр контроля над заболеваниями несколько преувеличивает вероятность передачи вируса через кровь… исключительно из стремления к публичности и вытекающего из этого увеличения финансирования» [2]. <...> Однако на самом деле все это — разработки исследовательского центра Palo Alto Research Center (PARC) корпорации Xerox Corporation, созданные еще в середине 1970-х, задолго до того, как в 1983 году Apple вывела на рынок компьютер Lisa, а в январе 1984-го — Apple Macintosh [7]. <...> Делая вид, что власть и влияние не существуют как таковые, мы все более усугубляем одну из главных, на мой собственный взгляд и взгляд таких авторитетов, как Джон Гарднер, проблем, стоящих сегодня перед многими корпорациями, особенно в США: искусственно генерируемая неспособность кого бы то ни было, за исключением менеджеров высшего звена, обеспечивать выполнение тех или иных задач. <...> Наоборот, проблема — в пассивности, феномене, который Джон Гарднер анализировал следующим образом: «В нашей стране — и практически во всех демократических странах — за властью закрепилась настолько дурная репутация, что многие хорошие специалисты <...>
Власть,_влияние_и_политика_в_организациях.pdf
ББК (У)65.242
УДК 65.014
П91
Пфеффер, Д.
П91 Власть, влияние и политика в организациях / Джеффри Пфеффер ; пер.
с англ. Е. Трибушной. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 464 с.
ISBN 978-5-91657-950-5
За десятилетия, на протяжении которых профессор Джеффри Пфеффер консультировал
корпорации и обучал студентов МВА нюансам власти в компаниях, он не раз
наблюдал, как карьера одних идет под откос, тогда как другие преуспевают, несмотря
на трудности.
«Власть, влияние и политика в организациях» — это книга о том, как преуспеть
и добиться власти в реальном мире. Советы, примеры из реалий разных стран, удивительные
исследовательские находки — книга знакомит читателя с тактикой и стратегией,
которые отличают победителей от побежденных.
ББК (У)65.242
УДК 65.014
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-91657-950-5
© Jeffrey Pfeffer, 1992
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.4
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
ЧАСТЬ I. ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Глава 1. Принятие и реализация решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Цели и средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Уроки, которые нужно забыть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Глава 2. Когда используется власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Дефицит ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
НЕСОВПАДЕНИЕ МНЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
ВАЖНОСТЬ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
ВАЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Глава 3. Диагностирование власти и зависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
ОЦЕНКА ВЛАСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Репутация как индикатор власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Репрезентативные индикаторы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Диагностирование власти на основе последствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Символы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Использование нескольких индикаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Оценка власти для разных культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Диагностирование моделей зависимости и взаимозависимости . . . . . . . . . . . .80
Стр.5
6
Оглавление
ЧАСТЬ II. ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Глава 4. Откуда берется власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
СИТУАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
СООТВЕТСТВИЕ СИТУАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ЛИЧНОСТНЫМ
КАЧЕСТВАМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Может ли харизма соответствовать ситуации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Глава 5. Ресурсы, союзники и новое золотое правило . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
СОЗДАНИЕ РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
КОНТРОЛЬ НАД РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ . . . .105
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ РЕСУРСЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
СОЮЗНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Преемственность в компании Nissan: расцвет Каваматы . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Завоевание союзников путем содействия им в продвижении по службе
или приеме на работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Создание альянсов путем оказания услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Как теряются союзники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Глава 6. Положение в коммуникативной системе организации . . . . .131
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Физическая позиция и центр в системе коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Взаимодействие и взаимозависимость как источники власти . . . . . . . . . . . . . .143
Как занять позицию в центре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Глава 7. Формальные полномочия, репутация
и исполнительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
ОФИЦИАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ И ФОРМАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ . . . . . . . . . .150
Институционализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
РЕПУТАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЛАДАНИЯ ВЛАСТЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171
Глава 8. Как важно работать в правильном отделе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
СПЛОЧЕННОСТЬ: КАК ГОВОРИТЬ В ОДИН ГОЛОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
РЕШЕНИЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ДЕЛАХ КОМПАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
Глава 9. Личностные качества как источник власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
ЭНЕРГИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ ЗАПАС ЖИЗНЕННЫХ СИЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196
УМЕНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Стр.6
Оглавление
ЧУТКОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
ГИБКОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
СПОСОБНОСТЬ ВСТУПАТЬ В КОНФРОНТАЦИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
ПОДАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я» И УМЕНИЕ ЛАДИТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
ЧАСТЬ III. ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ
ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219
Глава 10. Контекст: от того, как мы смотрим на вещи,
зависит то, как мы их видим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
КОНТРАСТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222
ПРИНЦИП ПРИВЕРЖЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
ПРИНЦИП НЕДОСТУПНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
КАК ВОПРОС ПРЕПОДНЕСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
Глава 11. Межличностное влияние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
СОЦИАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
СИМПАТИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251
ВЛИЯНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭМОЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
Глава 12. Время решает все (или почти все) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
БЫТЬ ПЕРВЫМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
ПРОМЕДЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272
ИГРА В ВЫЖИДАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277
СРОКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281
ПОДХОДЯЩИЙ МОМЕНТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Глава 13. Искусство управления информацией
и процессом анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
ГРАНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ И АНАЛИЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
ВЫБОРОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .302
ПОЧЕМУ НАШИ ОШИБКИ НАС НЕ УЧАТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306
Глава 14. Изменение организационной структуры
для усиления власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ: УПРАВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫМИ
ЦЕНТРАМИ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317
КОМИТЕТЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМИССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
7
Стр.7
8
Оглавление
Глава 15. Символические воздействия: язык, ритуал
и окружающая обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЭМОЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330
РИТУАЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .339
ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
ЧАСТЬ IV. ДИНАМИКА ВЛАСТИ: КАК ТЕРЯЕТСЯ ВЛАСТЬ,
КАК МЕНЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349
Глава 16. Могущество не вечно: как теряется власть . . . . . . . . . . . . . . . . . .352
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ — ЛЮДИ НЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353
КАК ПРИШЛО, ТАК И УШЛО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358
ГОРДЫНЯ, ПРИВИЛЕГИИ И ТЕРПЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361
ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367
Глава 17. Как эффективно управлять динамикой власти . . . . . . . . . . . . .369
ПОЛИТИКА ДИНАМИЧНОЙ КАРЬЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДИНАМИКОЙ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
ВЛАСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384
Глава 18. Управление властью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .405
Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
Стр.8