Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Власть, влияние и политика в организациях (500,00 руб.)

0   0
Первый авторПфеффер Джеффрu
ИздательствоМ.: Манн, Иванов и Фербер
Страниц448
ID300818
АннотацияЗа десятилетия, на протяжении которых профессор Джеффри Пфеффер консультировал корпорации и обучал студентов МВА нюансам власти в компаниях, он не раз наблюдал, как карьера одних идет под откос, тогда как другие преуспевают, несмотря на трудности. «Власть, влияние и политика в организациях» — это книга о том, как преуспеть и добиться власти в реальном мире. Советы, примеры из реалий разных стран, удивительные исследовательские находки — книга знакомит читателя с тактикой и стратегией, которые отличают победителей от побежденных.
ISBN978-5-91657-950-5
УДК65.014
ББК(У)65.242
Пфеффер, Д. Власть, влияние и политика в организациях / Д. Пфеффер .— Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014 .— 448 с. — ISBN 978-5-91657-950-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/300818 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Gr Graduate Sch l l of B in s S Je Jeff re of B in s Stanford Universi rey Pfeff er er Managing with Power Politics and Influence in Organizations Harvard Business School Press Boston, Massachusetts Джеф u П еф еффрu Пфеффер Власть, влияние и политика в организациях Перевод с английского Е. <...> ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ . <...> ДИНАМИКА ВЛАСТИ: КАК ТЕРЯЕТСЯ ВЛАСТЬ, КАК МЕНЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ . <...> В марте 1981 года ребенку, имеющему резус-несовместимость крови, была перелита кровь 47-летнего донора, предоставленная банком крови Irwin Memorial Blood Bank города Сан-Франциско. <...> В декабре 1981 года Дон Френсис, эпидемиолог Центра контроля над заболеваниями, начал бить тревогу в отношении банков крови. <...> Доктор Джозеф Бове… служащий Американской ассоциации банков крови, выступил по телевидению с заявлением о том, что вероятность передачи СПИДа при переливании крови все еще не доказана. <...> Неофициально же хозяева банков крови считали, что Центр контроля над заболеваниями несколько преувеличивает вероятность передачи вируса через кровь… исключительно из стремления к публичности и вытекающего из этого увеличения финансирования» [2]. <...> Однако на самом деле все это — разработки исследовательского центра Palo Alto Research Center (PARC) корпорации Xerox Corporation, созданные еще в середине 1970-х, задолго до того, как в 1983 году Apple вывела на рынок компьютер Lisa, а в январе 1984-го — Apple Macintosh [7]. <...> Делая вид, что власть и влияние не существуют как таковые, мы все более усугубляем одну из главных, на мой собственный взгляд и взгляд таких авторитетов, как Джон Гарднер, проблем, стоящих сегодня перед многими корпорациями, особенно в США: искусственно генерируемая неспособность кого бы то ни было, за исключением менеджеров высшего звена, обеспечивать выполнение тех или иных задач. <...> Наоборот, проблема — в пассивности, феномене, который Джон Гарднер анализировал следующим образом: «В нашей стране — и практически во всех демократических странах — за властью закрепилась настолько дурная репутация, что многие хорошие специалисты <...>
Власть,_влияние_и_политика_в_организациях.pdf
ББК (У)65.242 УДК 65.014 П91 Пфеффер, Д. П91 Власть, влияние и политика в организациях / Джеффри Пфеффер ; пер. с англ. Е. Трибушной. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 464 с. ISBN 978-5-91657-950-5 За десятилетия, на протяжении которых профессор Джеффри Пфеффер консультировал корпорации и обучал студентов МВА нюансам власти в компаниях, он не раз наблюдал, как карьера одних идет под откос, тогда как другие преуспевают, несмотря на трудности. «Власть, влияние и политика в организациях» — это книга о том, как преуспеть и добиться власти в реальном мире. Советы, примеры из реалий разных стран, удивительные исследовательские находки — книга знакомит читателя с тактикой и стратегией, которые отличают победителей от побежденных. ББК (У)65.242 УДК 65.014 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс» ISBN 978-5-91657-950-5 © Jeffrey Pfeffer, 1992 © Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.4
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 ЧАСТЬ I. ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Глава 1. Принятие и реализация решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 Цели и средства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Уроки, которые нужно забыть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40 Глава 2. Когда используется власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 Дефицит ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 НЕСОВПАДЕНИЕ МНЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53 ВАЖНОСТЬ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 ВАЖНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 Глава 3. Диагностирование власти и зависимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62 ОЦЕНКА ВЛАСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Репутация как индикатор власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Репрезентативные индикаторы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Диагностирование власти на основе последствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 Символы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75 Использование нескольких индикаторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 Оценка власти для разных культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 Диагностирование моделей зависимости и взаимозависимости . . . . . . . . . . . .80
Стр.5
6 Оглавление ЧАСТЬ II. ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85 Глава 4. Откуда берется власть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88 СИТУАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 СООТВЕТСТВИЕ СИТУАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 Может ли харизма соответствовать ситуации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96 Глава 5. Ресурсы, союзники и новое золотое правило . . . . . . . . . . . . . . . . . .99 СОЗДАНИЕ РЕСУРСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 КОНТРОЛЬ НАД РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ . . . .105 КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ РЕСУРСЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119 СОЮЗНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120 Преемственность в компании Nissan: расцвет Каваматы . . . . . . . . . . . . . . . . . .120 Завоевание союзников путем содействия им в продвижении по службе или приеме на работу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123 Создание альянсов путем оказания услуг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 Как теряются союзники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 Глава 6. Положение в коммуникативной системе организации . . . . .131 КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132 Физическая позиция и центр в системе коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139 Взаимодействие и взаимозависимость как источники власти . . . . . . . . . . . . . .143 Как занять позицию в центре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145 Глава 7. Формальные полномочия, репутация и исполнительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149 ОФИЦИАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ И ФОРМАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ . . . . . . . . . .150 Институционализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157 РЕПУТАЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 НЕКОТОРЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЛАДАНИЯ ВЛАСТЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171 Глава 8. Как важно работать в правильном отделе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173 СПЛОЧЕННОСТЬ: КАК ГОВОРИТЬ В ОДИН ГОЛОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176 РЕШЕНИЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182 АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ДЕЛАХ КОМПАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193 Глава 9. Личностные качества как источник власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195 ЭНЕРГИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ ЗАПАС ЖИЗНЕННЫХ СИЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .196 УМЕНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Стр.6
Оглавление ЧУТКОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202 ГИБКОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204 СПОСОБНОСТЬ ВСТУПАТЬ В КОНФРОНТАЦИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 ПОДАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я» И УМЕНИЕ ЛАДИТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . .213 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216 ЧАСТЬ III. ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .219 Глава 10. Контекст: от того, как мы смотрим на вещи, зависит то, как мы их видим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221 КОНТРАСТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222 ПРИНЦИП ПРИВЕРЖЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225 ПРИНЦИП НЕДОСТУПНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236 КАК ВОПРОС ПРЕПОДНЕСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239 Глава 11. Межличностное влияние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243 СОЦИАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .243 СИМПАТИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251 ВЛИЯНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭМОЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .260 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266 Глава 12. Время решает все (или почти все) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268 БЫТЬ ПЕРВЫМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268 ПРОМЕДЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272 ИГРА В ВЫЖИДАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277 СРОКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .281 ПОДХОДЯЩИЙ МОМЕНТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286 Глава 13. Искусство управления информацией и процессом анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292 ГРАНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ И АНАЛИЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298 ВЫБОРОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .302 ПОЧЕМУ НАШИ ОШИБКИ НАС НЕ УЧАТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .306 Глава 14. Изменение организационной структуры для усиления власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .312 РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ: УПРАВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМЫМИ ЦЕНТРАМИ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313 РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .317 КОМИТЕТЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМИССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320 7
Стр.7
8 Оглавление Глава 15. Символические воздействия: язык, ритуал и окружающая обстановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327 ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЭМОЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .328 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330 РИТУАЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .339 ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345 ЧАСТЬ IV. ДИНАМИКА ВЛАСТИ: КАК ТЕРЯЕТСЯ ВЛАСТЬ, КАК МЕНЯЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .349 Глава 16. Могущество не вечно: как теряется власть . . . . . . . . . . . . . . . . . .352 ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ — ЛЮДИ НЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .353 КАК ПРИШЛО, ТАК И УШЛО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .358 ГОРДЫНЯ, ПРИВИЛЕГИИ И ТЕРПЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361 ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .367 Глава 17. Как эффективно управлять динамикой власти . . . . . . . . . . . . .369 ПОЛИТИКА ДИНАМИЧНОЙ КАРЬЕРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370 ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДИНАМИКОЙ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373 ВЛАСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .384 Глава 18. Управление властью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395 Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .405 Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
Стр.8