Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста (319,00 руб.)

0   0
Первый авторМорозов И. А.
АвторыБутовская М. Л., Махов А. Е.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц337
ID300242
АннотацияКнига посвящена исследованию знаковых функций и смысловой нагрузки жестов, связанных с использованием языка (как части тела). Авторы данного исследования, специалисты в разных областях гуманитарного и естественнонаучного знания, поставили перед собой задачу выяснения (раскрытия, «обнажения») функциональной роли языка как части тела в различных мифологических, ритуально-магических и повседневно-бытовых практиках. При этом уделяется пристальное внимание кросс-культурному анализу структуры и семантики жеста «высовывания (обнажения) языка». То есть сигналам, связанным с движением языка, которые привлекают к себе внимание прежде всего своей архаичностью и наличием отчетливых гомологий в поведении животных (в первую очередь обезьян), и следовательно позволяют обратиться к ранним истокам человеческого общества, к некоторым аспектам возникновения мышления и речи, к их «биологическим корням».
Кому рекомендованоКнига адресована специалистам по этологии человека, социальной и культурной антропологии, а также широкому кругу читателей, интересующихся социально-биологическими основами человеческого поведения и мышления.
ISBN978-5-9551-0254-2
УДК008.01
ББК71.04
Морозов, И.А. Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста / М.Л. Бутовская, А.Е. Махов; И.А. Морозов .— Москва : Языки славянской культуры, 2008 .— 337 с. : ил. — (Studia naturalia) .— Вкл. после с. 112. - Библиогр.: с. 292-318 .— ISBN 978-5-9551-0254-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/300242 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Марина Львовна БУТОВСКАЯ Доктор исторических наук, профессор, зав. сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН, автор более 270 научных работ. <...> И. А. Морозов, М. Л. Бутовская, А. Е. Махов Я ОБНАЖЕНИЕ ЗЫКА КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИКИ ДРЕВНЕГО ЖЕСТА И. А. <...> 42 Высунутый язык как знак психоэмоциональных и физиологических состояний . <...> 76 Высунутый язык у божеств древнего мира . <...> 76 Высунутый язык у божеств древней индии, Тибета и Китая . <...> 86 Высунутый язык у божеств ацтеков и майя . <...> 94 Жест «высовывание языка» с точки зрения кросс-культурных различий . <...> . В работах по языку тела подробно рассматриваются вопросы культурной символики и этологической нагрузки ряда поведенческих универсалий, в частности ритуалов приветствия, прощания, демонстраций подчинения, правилам пространственного поведения (Бутовская, 2004; Борисова, Бутовская, 2004; Eibl-Eibesfeldt, 1989; и др.) <...> Однако данные последних лет из области приматологии 11 Введение показывают, что все эти свойства человека в зачаточной форме уже представлены у высших человекообразных обезьян (Линдблад, 1991; Butovskaya, 2000; Моррис, 2004b). <...> В этой связи показательна, например, демонстрация высунутого языка в качестве знака приветствия у тибетцев, а также существование этнои культурно-специфичных вариаций этого жеста как знака угрозы или желания, о чем и пойдет речь в данной книге. нескОлькО слОв О кинесике наука, изучающая язык тела, называется кинесикой. <...> В отечественных исследованиях (см., например: Крейдлин, 2001; Пронников, Ладанов, 2001) под кинесикой понимается как «наука о языке тела и его частей», так и «техника тела», т. е. совокупность жестов и способы их применения (Крейдлин, 2001, с. <...> В настоящее время достигнуто определенное согласие относительно универсальности мимических проявлений основных базовых эмоций (Eibl-Eibesfeldt, 1989; Ekman, 1982). <...> Она, по всей види20 Введение мости, связана с наличием врожденных разрешающих механизмов, реагирующих <...>
Обнажение_языка_(кросс-культурное_исследование_семантики_древнего_жеста).pdf
�. �. ��������� И. А. Морозов М. Л. Бутовская А. Е. Махов КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИКИ ДРЕВНЕГО ЖЕСТА ЯЗЫКИ СЛАВ ЯНС КОЙ КУЛЬТ УРЫ МОС К ВА 2007 8
Стр.4
 71.04  80        : . . . . . , . . . . .   80  . .,  . .,  . .   (-    ). — .:   , 2008. — 320 .: . — (Studia naturalia). (  . 112)    ,     ,  -     .  71.04   ,     (  ).   ,        ,      (, «»)         , -  - .      -      « () ».   ,    ,                 (   ),         ,       ,   « ».      , ISBN 978-5-9551-0254-2       Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0254-2 © , 2008  ©   , -, 2008 
Стр.5
Содержание ВВедение ....................................................................................................7 От авторов .................................................................................................7 О задачах и целях данного исследования ..............................................8 несколько слов о кинесике ....................................................................13 Символика обнажения в разных культурах .........................................21 Функции языка как части тела в культуре ...........................................29 ЭТОЛОГиЯ и ПСиХОЛОГиЯ ..................................................................42 Высунутый язык как знак психоэмоциональных и физиологических состояний .................................................................46 Сопутствующие жесты и мимика .........................................................55 Ритуализация поведения у человека и у животных ............................60 Высунутый язык у животных ................................................................68 иСТОРиЧеСКие КОРни: МиФОЛОГиЯ нАРОдОВ дРеВнОСТи .76 Высунутый язык у божеств древнего мира .........................................76 Высунутый язык у божеств древней индии, Тибета и Китая ...........86 Высунутый язык у божеств ацтеков и майя .........................................91 иСТОРиЧеСКие КОРни: ЭТнОГРАФиЧеСКие ФАКТЫ .................94 Жест «высовывание языка» с точки зрения кросс-культурных различий ..................................................................................................94 Мифология, обрядовые практики и верования в традиционных культурах .................................................................................................98 иСТОРиЧеСКие КОРни: еВРОПеЙСКОе СРеднеВеКОВЬе ......112 РУССКАЯ КУЛЬТУРА: ФОЛЬКЛОР, ЖиВОПиСЬ, ЛиТеРАТУРА ....147 ВЫСУнУТЫЙ ЯЗЫК: СОВРеМеннЫе УПОТРеБЛениЯ ..............178 Современные повседневные практики в разных культурах .............178 Высунутый язык у детей ......................................................................183 Высовывание языка у взрослых ..........................................................196 Гендерная специфика жеста «высовывание языка» ..........................206 Высунутый язык в современной массовой культуре ........................209
Стр.6
ВЫСУнУТЫЙ ЯЗЫК: СеМАнТиКА ....................................................241 Восприятие носителями культурной традиции: экспериментальные данные ................................................................241 Сопутствующая семантика ..................................................................248 Способы трансформации смысла .......................................................255 Каналы трансляции ..............................................................................276 ВЫСУнУТЫЙ ЯЗЫК: неКОТОРЫе иТОГи .......................................283 Литература ..................................................................................................292
Стр.7