МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н. Ц. Павлова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ПОДСИСТЕМА
В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Э л и с т а 2011
Стр.1
УДК 332.1
ББК 65.050.22
Научные рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Хутыз З.А.
доктор экономических наук, профессор Бадмахалгаев JT. Ц.
Павлова, Н. Ц.
Нефтегазовая подсистема в стратегии развития региона. [Текст] /
Н.Ц. Павлова. — Элиста: Изд-во Регионального института
инновационных исследований, 2011. - 214 с.
Монография посвящена рассмотрению важных принципов
проведения долгосрочной региональной политики в отношении
нефтегазовой подсистемы, корректировка позиций и
стратегических индикаторов развития ре гионального
нефтегазового комплекса, во взаимосвязи с уровнем социальноэкономического
развития территории по агрегированным и
де загрегированным показателям с учетом выяв ленных
конкурентных преимуществ и недостатков нефтегазовой
подсистемы в регионе.
Содержание
Введение...................................................................................................... 5
Глава 1. Стратегические ориентиры реализации регионального развития
....................................................................................................................8
1.1. Концепция стратегического развития региона в рыночной экономике
8
1.2.
Теоретико-методологические аспекты управления стратегическим
региональным развитием.................................................................... 29
Глава 2. Динамические индикаторы развития нефтегазовой подсистемы
и ее роль в социально-экономическом локальном пространстве
региона.............................................................................................................. 51
2.1. Организационные основы и влияние нефтегазовой подсистемы
на региональное развитие............................................................................ 51
2.2. Генерирование мультиплицирующего эффекта и перспективы
стратегических трансформаций регионального отраслевого развития
......................................................................................................................87
Глава 3. Методический и институционально-организационный инструментарий
управления стратегическим развитием нефтегазовой подсистемы
региона.......................................................................................... 137
3.1. Методология и инструментарий поддержки стратегического
развития нефтегазового комплекса в воспроизводственной системе
региона............................................................................................................137
3.2. Совершенствование инструментария стратегического управления
на основе базовых принципов развития региона.......................... 167
Заключение...............................................................................................191
Список использованной литературы..................................................200
О Павлова Н.Ц., 2011
ISBN 978-5-904084-02-8
3
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие теоретические и практические аспекты
влияния территориально-локальных рынков нефтегазовой подсистемы
на социально-экономическое положение будущего состояния регионального
сообщества, проблемы функционирования и развития предприятий,
отраслей и комплексов в регионах и принципы, определяющие стратегии
развития, носят дискуссионный характер. В условиях становления
рыночной экономики и активных социально-экономических трансформаций
в обществе по формированию и развитию качественно нового
состояния внешней и внутренней среды, усиления внимания к территориальным
аспектам стратегического отраслевого управления и развитию
адекватных взаимоотношений по иерархическим уровням и по
горизонтали актуализируются проблемы поиска резервов и совершенствования
процессов эволюции в становлении элементов рыночной организации,
методического обоснования, анализа, оценки эффективности
организационных схем и механизмов управления. Нефтегазовая подсистема
несет в себе огромный мультиплицирующий эффект для региональной
экономики, генерирующий предпринимательскую активность
в смежных отраслях.
Доминирование унифицированного подхода, ориентированного на
управление процессами стратегического социально-экономического
развития из федерального центра, выявило свою несостоятельность,
что обусловливает необходимость поиска механизмов, технологий и
инструментария, обеспечивающих усиление региональной компоненты
регулирования территориально-локальных рынков топливно-энергетических
ресурсов и продукции нефтегазовой отрасли.
Проблема осложняется существующими диспропорциями в региональном
развитии, институциональной инерцией, дисбалансом целей и
интересов производственного и потребительского секторов экономики,
властных групп и основной полноправной части населения (демоса),
вариативностью концептуального содержания и разнонаправленностью
субъективных намерений (скрытых и явных), различиями в характере
объективизации и проявлениях (непосредственных или опосредованных).
Такая постановка проблемы предполагает развитие прикладных
4
исследований, необходимость классификации и оценки базовых принципов
развития относительно обособленных пространственных образований,
предопределяющих систему функций и течение процессов,
выбор экономического поведения, обусловливающих системную трансформацию
и достижение нового системного качества в конкретно-исторической
среде.
Совокупность организационных принципов формирует концепцию
стратегии регионального развития, служит основанием для генерирования
процессов эволюционного обновления в обществе и экономике
для последовательного усиления роли регионов в развитии страны, повышения
качества жизни настоящего и будущего поколений.
Проблемам организации управления региональной социально-экономической
системой посвящены работы многих зарубежных и отечественных
ученых: Абалкина Л.И., Акперова И.Г., Бетер Д., Гвайера М.,
Гранберга А.Г., Гревенс Д., Дейнега В.Н., Ивантера В.В., Куева А.И.,
Лексина В.Н., Марголина А.М., Овсянниковой Т.А., Олсона М.,
Хутыза ЗА., Штульберга Б.М. и др.
Основные методологические подходы к исследованию проблем
устойчивого регионального экономического развития теории и практики
территориальной рыночной трансформации, выявления национально-исторических
особенностей регионогенеза отражены в работах:
Авдеевой Т.Т., Белокрыловой О.С., Беданокова М.К., Вольчик В.В.,
Гаджиева А.Г., Ермоленко А А., Задорожной Л.И., Иншакова О.В.,
Колесникова Ю.С., МантаевойЭ.И., Овчинникова В.Н., Суспицина С.А.,
Тамбиева А.Х., Тхакушинова А.К., Фатхутдинова Р.А., Шандирова М.О.
и др.
Стратегические ориентиры реализации регионального развития с
учетом особенностей различий типологии регионов и их реакции на изменения
национальных макроэкономических параметров и институциональных
условий представлены в научных трудах: Алле М., Гутман
Г.В., Дугласа Ю., Жамбю М., Казанцева С.В., May В., Минакира П.,
Смирнова С.Н., Степанова М.В., Швецова А.Н. и др.
Вопросы выявления динамических индикаторов развития нефтегазовой
подсистемы, её роли в социально-экономическом пространстве
региона и интегральных императивов модернизации регионального, от5
Стр.3
раслевого развития исследованы такими авторами как: Абугов Я.М.,
Аверьянов В.К., Андрюшин С., Кимельман С., Клепиков Ю. Н., Ложкин
С.Г., Матюшечкин В., Пестов А., Шохин А. и др.
Разработка управленческих технологий сглаживания пространственной
поляризации территорий и отраслей, усиления межрегиональной,
региональной и межотраслевой интеграции, методологии и инструментария
поддержки и стимулирования достижения целей стратегического
развития нефтегазовой отрасли отражены в работах: Агафонова В. А.,
Гаджиева А.Г., Джонстон Д., Дранева Я.Н., Игнатова В.Г., Лавровского
Б.Л., Лариной Н.А., Макарова А.А., Настенко А.Д., Некрасова А.С.,
Петросянц В.З., Перс кого Н.Я., Синяк Ю.В., Узякова М.Н. и др.
Тем не менее, многие аспекты остаются недостаточно изученными,
имеется множество разнородных мнений и концептуальных разногласий,
ряд вопросов требует как детализации, так и обобщения, существующие
технологии несовершенны, используемый инструментарий
не позволяет полностью охватить весь спектр проблем стратегического
управления нефтегазовой подсистемой и генерирования адекватного
мультиплицирующего эффекта социально-экономического развития
локального образования. Эти и другие обстоятельства предопределили
выбор темы исследования, постановку его цели и конкретных задач.
Цель данного исследования состоит в обосновании эволюционного
подхода к исследованию развития социально-экономической системы
региона, выявлении базовых принципов и оценке существующего механизма
реализации стратегии развития территориальной нефтегазовой
подсистемы, а также обосновании необходимости совершенствования
принципов и методологии стратегического управления
регионом.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие
задачи:
- систематизировать и обобщить наиболее распространенные концептуальные
подходы к экономическому содержанию стратегического
развития региона, выявить роль и особенности функционирования нефтегазовой
подсистемы, её значение для эволюционных процессов на субфедеральном
уровне;
- изучить теоретико-методологические подходы и институциональ6
но-организационный
инструментарий принятия и реализации управленческих
решений стратегического регионального развития;
- провести мониторинг динамических индикаторов состояния и развития
нефтегазовой подсистемы региона синхронизированно с уровнем
развития территориально-локального образования Республики Калмыкия;
-
исследовать перспективы стратегических трансформаций отраслевого
регионального развития и обосновать необходимость корректировки
управленческих воздействий по поиску новых направлений роста
на локальном пространстве региона;
- обосновать необходимость совершенствования принципов, методологии
и инструментария стратегического управления нефтегазовой
подсистемой, обеспечивающих устойчивое развитие региона и страны
в целом;
- расширить существующий инструментарий экономических исследований
и организационного механизма стратегического управления региональной
нефтегазовой подсистемой за счет предлагаемых рыночных инструментов.
Концептуальная
логика исследования основывается на системе теоретико-методологических
взглядов, согласно которым нефтегазовая подсистема
является основой эффективного стратегического развития региона
и одновременно - сферой рыночных отношений, генерирующей
мультиплицирующий эффект в связанные с ней локальные социально-экономические
подсистемы с целью достижения главного социально-экономического
результата - повышения общественного благосостояния и
качества жизни человека. При обосновании принципов развития территориальных
локальных образований необходимо исходить из того, что
базовые принципы предопределяют систему функций, ход управленческих
процессов, методы, подходы и инструментарий по разработке конкурентоспособной
стратегии, выбору экономического поведения, установлению
нового системного качества в заданных параметрах пространственно-временной
организации социально-экономических систем. Дальнейшее
эффективное развитие нефтегазовой подсистемы нуждается в
корректировке концептуальных основ, пересмотре позиций по обоснованию
оптимальной стратегии, адекватной императивам рыночной экономики.
7
Стр.4
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Концепция стратегического развития региона в
рыночной экономике
Выход российской экономики из затяжного системного экономического
кризиса на траекторию роста предопределяет потребность
в переосмыслении и конкретизации всего комплекса проблем, связанных
с управлением стратегическим развитием региона в условиях
рыночной экономики.
7 ноября 2002 г. Европейский союз окончательно признал Россию
страной с рыночной экономикой, внеся соответствующие изменения в
европейское антидемпинговое законодательство.
Как говорится в пресс-релизе Евросоюза, признание за Россией нового
статуса отражает прогресс, достигнутый страной «в сфере уважения
к принципам рыночной экономики».
С 1995 до 2002 г. считал Россию «квазирыночным» государством.
Статус страны с рыночной экономикой предоставляется России путём
принятия поправок к антидемпинговому законодательству Евросоюза,
исключающих её из списка стран с нерыночной экономикой. Ранее эти
поправки уже были приняты Европейской комиссией. После одобрения
7 ноября поправок Советом министров ЕС они приобретают силу закона
Европейского Союза.1
На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия
решений экономического характера, имевшей место в годы командноадминистративной
системы управления, пришел здоровый прагматизм,
выражающейся в оценке прежде всего экономической целесообразности
подобных решений.
С этих позиций, в контексте исследования регион нами рассматривается
как полиструктурное, полисубъективное социально ориентированное
локальное пространственное образование. Это форма
1 Информационный бюллетень 13.11. 2002 Сообщения пресс-службы Министерства
экономического развития и торговли РФ, dip@mid.ru.
организации субъектно-объектных общественно-экономических отношений
по формированию, распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта в условиях обеспечения устойчивого
развития территории, нивелирования диспропорции интересов
всех заинтересованных сторон, состояния качества причинно-следственных
связей для повышения уровня жизни нынешнего и
будущего поколений.
Нами намеренно не используется общераспространенный термин
«система», хотя полностью игнорировать системный подход к исследованию
явлений и процессов в официально признанной рыночной
экономике, по нашему мнению, нельзя. Дело в том, что, система
- это, прежде всего упорядоченная целостность, то есть целостность
- первое и главное свойство систем. До недавнего времени доминировало
мнение, что первичность целого основной постулат теории
систем .... Не элементы составляют целое, а, наоборот, целое порождает
при своем членении элементы системы и в той же связи
«двенадцатое свойство системы - приоритет интересов системы
более широкого (глобального) уровня перед интересами ее компонентов.1
Исходя из того, что в настоящее время провозглашен тезис
«экономика с человеческим лицом», в котором интересы человека
как личности и составной части общества приоритетны, экономика,
соответственно имеет социальную направленность, а повышение
уровня и качества жизни — главная стратегическая цель общественного
развития. Ряд ученых в этой связи рассматривает направленность
вектора эволюции не от целого к частному, а наоборот, отсюда
трансформации в организации управления общественно-экономическими
процессами.
Отношение экономистов по второму свойству систем - взаимозависимости
и взаимодействию системы и внешней среды - в основе
которого подход по принципу «черный ящик» в цепочке «вход —
преобразование - выход» - также претерпело изменение. Этот взгляд
признан устаревшим, как и, впрочем, акцент на воспроизводственный
подход. На смену этим взглядам в трактовке современных эко1
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. 2-е издание. - М: ЗАО «Бизнесшкола
«Интел-Синтез», 1998. - С .14.
9
Стр.5