МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
(фармацевтическому анализу)
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
1
Стр.1
Оглавление
Введение ........................................................................................................................ 4
1. Цели производственной практики по контролю качества
лекарственных средств ............................................................................................................ 5
2. Задачи производственной практики по контролю качества
лекарственных средств ............................................................................................................ 5
3. Место производственной практики в структуре ООП специалиста ................... 5
4. Форма проведения производственной практики ................................................... 6
5. Место и время проведения производственной практики ..................................... 6
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
прохождения производственной практики по контролю
качества лекарственных средств ............................................................................................ 6
7. Структура и содержание производственной практики по контролю
качества лекарственных средств ............................................................................................. 9
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные
технологии, используемые на учебной практике ................................................................ 13
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
на учебной практике .............................................................................................................. 13
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) .............................. 14
11. Ведение дневника ................................................................................................. 15
12. Составление отчета .............................................................................................. 16
13. Примеры оформления дневника и протоколов выполненных работ .............. 17
14. Типовые профессионально-должностные требования к провизору,
занятому контролем качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеке ............ 27
15. Материально-техническое обеспечение производственной практики ........... 31
16. Порядок сдачи зачета по практике ..................................................................... 31
16.1. Оценка знаний студента ................................................................................... 32
17. Основные вопросы к зачету по производственной практике .......................... 32
18. Валидация.............................................................................................................. 39
18.1. Словарь специальных терминов ...................................................................... 39
18.2. Общие положения ............................................................................................. 40
18.3. Типы валидации процесса ................................................................................ 41
18.4. Предварительные условия для валидации процесса ..................................... 45
18.5. Подходы к валидации процесса ...................................................................... 45
18.6. Организация ...................................................................................................... 47
18.7. Схема программы валидации процесса .......................................................... 48
18.8. Протокол валидации и отчет ................................................................................... 48
19. Валидация аналитических методик, используемых
при исследовании фармацевтической продукции ..................................................................... 49
19.1. Что такое аналитическая валидация? ............................................................. 49
19.2. Представление данных по аналитическим методикам
для регистрации препарата или для монографий фармакопеи ......................................... 50
19.3. Характеристики аналитических методик ....................................................... 51
19.4. Аналитические характеристики, применяемые в отдельных случаях ........ 53
20. Учебно-методическое и информационное обеспечение
производственной практики ................................................................................................. 55
21. Контрольные вопросы и задачи ......................................................................... 57
21.1. Методы идентификации компонентов лекарственных форм ...................... 57
21.2. Количественное определение компонентов лекарственных форм .............. 60
21.3. Анализ лекарственных форм ........................................................................... 65
3
Стр.3
− общие методы анализа согласно действующему изданию Государственной
фармакопеи: физические, химические и физико-химические;
− статистическую обработку результатов химического эксперимента и
микробиологических испытаний: стандартное отклонение, доверительный
интервал, метрологическая характеристика метода анализа, оценка сходимости
результатов параллельных определений и расчет необходимого числа
определений, обработка результатов определений специфической активности
биологическими методами;
− контроль качества лекарственных средств мелкосерийного производства,
виды внутриаптечного контроля;
− экспресс-метод контроля лекарственных средств в условиях аптеки,
преимущества и недостатки метода;
− экологический контроль фармацевтических производств (вода, почва,
воздух) и фармацевтических препаратов;
− развитие исследований по созданию новых и совершенствованию действующих
методов оценки качества лекарственных средств, относительность
требований и методов оценки качества, их комплексность и взаимосвязь, оценка
пригодности (валидация) методов и способов оценки качества.
4. Форма проведения производственной практики
Основной формой проведения производственной практики является
лабораторная форма. Кроме того, необходимо предусматривать ознакомление
студентов с ведущими лабораториями НИИ и других учреждений.
5. Место и время проведения производственной практики
Производственная практика по контролю качества лекарственных
средств проводится на рабочем месте провизора-аналитика в условиях будущей
профессиональной деятельности студента в учебно-производственной
или другой аптеке, которая может обеспечить полноценное выполнение программы
производственной практики, а также в испытательных лабораториях
и лабораториях Центра контроля качества и сертификации лекарственных
средств в период обучения в 10 семестре.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
производственной практики по контролю качества лекарственных
средств
Общекультурные компетенции (ОК): 1–6, 9, 11, 13, 15.
Профессиональные компетенции (ПК): 1, 28, 30–40, 47–49.
Знать:
общие методы оценки качества ЛС, возможность использования
каждого метода в зависимости от способа получения ЛС, исходного сырья,
структуры ЛВ, физико-химических процессов, которые могут происходить
во время хранения и обращения ЛС;
6
Стр.6
факторы, влияющие на качество ЛС на всех этапах обращения. Определение
главных факторов в зависимости от свойств ЛВ (окислительновосстановительных,
способности к гидролизу, полимеризации и т.д.). Возможность
предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность
ЛС;
химические методы, положенные в основу качественного анализа
ЛС. Основные структурные фрагменты ЛВ, по которым проводится идентификация
неорганических и органических ЛВ. Общие и специфические
реакции на отдельные катионы, анионы и функциональные группы;
химические методы, положенные в основу количественного анализа
ЛС. Уравнения химических реакций, проходящих при кислотноосновном,
окислительно-восстановительном, осадительном, комплексонометрическом
титровании;
принципы, положенные в основу физико-химических методов анализа
ЛС;
оборудование и реактивы для проведения химического анализа ЛС.
Требования к реактивам для проведения испытаний на чистоту, подлинность
и количественного определения;
оборудование и реактивы для проведения физико-химического анализа
ЛВ. Принципиальную схему рефрактометра, поляриметра, фотоколориметра,
спектрофотометра, ГЖХ, ВЭЖХ;
структуру НД, регламентирующей качество ЛС. Особенности
структуры ФС и ФСП;
особенности анализа отдельных лекарственных форм. Понятия распадаемости,
растворения, прочности. Особенности анализа мягких лекарственных
форм;
физико-химические константы ЛВ. Способы определения температуры
плавления, угла вращения, удельного показателя поглощения, температуры
кипения, показателя преломления;
понятие валидации. Валидационные характеристики методик качественного
и количественного анализа.
Уметь:
– взвешивать на аптечных торсионных и аналитических весах;
– измерять объемы жидкости с помощью мерных цилиндров, колб,
бюреток, пипеток;
– выпаривать жидкости на водяной и песчаной бане;
– титровать с помощью пипетки и бюретки;
– измерять показатель преломления с помощью рефрактометра;
– измерять величину светопоглощения с помощью фотоколориметра и
спектрофотометра;
– наносить пробы на хроматографическую пластинку или бумагу;
– заполнять пикнометр;
7
Стр.7
– рассчитывать содержание вещества по результатам титриметрического
или физико-химического анализа;
– выбирать реакции для проведения качественного анализа лекарственных
веществ в соответствии с наличием в них определенных структурных
фрагментов;
– интерпретировать результаты анализа лекарственных средств для
оценки их качества.
Владеть:
– навыками планирования анализа лекарственных средств в соответствии
с их формой выпуска по НД и оценивать их качество по полученным
результатам;
– навыками оценки качества лекарственных средств по критерию
«описание»;
– методами определения общих показателей качества фармацевтических
субстанций: растворимость, температура плавления, плотность, кислотность
и щелочность, прозрачность, цветность, зола, потеря в массе при
высушивании;
– методиками проведения реакций для установления подлинности лекарственных
средств по их структурным фрагментам;
– навыками интерпретации результатов УФ- и ИК-спектрометрии,
хроматограмм ВЭЖХ и ГЖХ анализа для подтверждения идентичности лекарственных
средств;
– методикой проведения тонкослойной и бумажной хроматографии лекарственных
средств и интерпретации ее результатов;
– навыками проведения испытаний на чистоту лекарственных средств
и установления пределов содержания примесей химическими и физическими
методами;
– навыками приготовления реактивов, эталонных, титрованных и исследуемых
растворов;
– навыками проведения количественного определения лекарственных
средств в субстанции и лекарственных препаратах титриметрическими методами;
–
навыками проведения количественного определения лекарственных
средств в субстанции и лекарственных препаратах физико-химическими
методами;
– навыками выполнения анализа и контроля качества лекарственных
средств аптечного изготовления в соответствии с приказами МЗ РФ;
– навыками заполнения документации по контролю качества лекарственных
средств.
8
Стр.8