Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644788)
Контекстум

Методические рекомендации к проведению производственной практики по контролю качества лекарственных средств (220,00 руб.)

0   0
АвторыСливкин Алексей Иванович, Тринеева Ольга Валерьевна, Карлов Павел Михайлович, Механтьев Игорь Иванович
ИздательствоИздательский дом Воронежского государственного университета
Страниц67
ID298012
Аннотация Предмет «Фармацевтическая химия» занимает ведущее место в подготовке провизоров. Его всестороннее изучение, усвоение знаний по методам фармакопейного и внутриаптечного анализа, овладение навыками и умениями проведения анализа различных лекарственных средств формируют профессиональную подготовку провизора любой специальности.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5-го курса очной формы обучения, 6-гокурса очно-заочной и заочной формы обучения фармацевтического факультета. Для специальности 060301 – Фармация
Методические рекомендации к проведению производственной практики по контролю качества лекарственных средств / А.И. Сливкин, О.В. Тринеева, П.М. Карлов, И.И. Механтьев .— Воронеж : Издательский дом Воронежского государственного университета, 2014 .— 67 с. — 67 с. — URL: https://rucont.ru/efd/298012 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (фармацевтическому анализу) Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета 27 июня 2013 г., протокол № 1500-08-06 Составители: А.И. Сливкин, О.В. Тринеева, П.М. Карлов, И.И. Механтьев Рецензент д-р фарм. наук, доцент Е.Е. Чупандина Учебно-методическое пособие разработано на кафедре фармацевтической технологии. <...> Представление данных по аналитическим методикам для регистрации препарата или для монографий фармакопеи . <...> 65 3 Введение Предмет «Фармацевтическая химия» занимает ведущее место в подготовке провизоров. <...> Его всестороннее изучение, усвоение знаний по методам фармакопейного и внутриаптечного анализа, овладение навыками и умениями проведения анализа различных лекарственных средств формируют профессиональную подготовку провизора любой специальности. <...> Проведение производственной практики, четко организованной по времени и содержанию под контролем руководителей от кафедры и от аптечных учреждений восполняет указанный недостаток. <...> Работа на месте провизора-аналитика занимает важное место в программе производственной практики и позволяет студенту закрепить в реальных производственных условиях полученные во время обучения навыки и упрочить теоретические знания. <...> Место производственной практики в структуре ООП специалиста Производственная практика по контролю качества лекарственных средств базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплины «Фармацевтическая химия» в течение 5–9 семестров. <...> До начала производственной практики студент должен знать: − законы и законодательные акты <...>
Методические_рекомендации_к_проведению_производственной_практики_по_контролю_качества_лекарственных_средств.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (фармацевтическому анализу) Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2014 1
Стр.1
Оглавление Введение ........................................................................................................................ 4 1. Цели производственной практики по контролю качества лекарственных средств ............................................................................................................ 5 2. Задачи производственной практики по контролю качества лекарственных средств ............................................................................................................ 5 3. Место производственной практики в структуре ООП специалиста ................... 5 4. Форма проведения производственной практики ................................................... 6 5. Место и время проведения производственной практики ..................................... 6 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики по контролю качества лекарственных средств ............................................................................................ 6 7. Структура и содержание производственной практики по контролю качества лекарственных средств ............................................................................................. 9 8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике ................................................................ 13 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике .............................................................................................................. 13 10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) .............................. 14 11. Ведение дневника ................................................................................................. 15 12. Составление отчета .............................................................................................. 16 13. Примеры оформления дневника и протоколов выполненных работ .............. 17 14. Типовые профессионально-должностные требования к провизору, занятому контролем качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеке ............ 27 15. Материально-техническое обеспечение производственной практики ........... 31 16. Порядок сдачи зачета по практике ..................................................................... 31 16.1. Оценка знаний студента ................................................................................... 32 17. Основные вопросы к зачету по производственной практике .......................... 32 18. Валидация.............................................................................................................. 39 18.1. Словарь специальных терминов ...................................................................... 39 18.2. Общие положения ............................................................................................. 40 18.3. Типы валидации процесса ................................................................................ 41 18.4. Предварительные условия для валидации процесса ..................................... 45 18.5. Подходы к валидации процесса ...................................................................... 45 18.6. Организация ...................................................................................................... 47 18.7. Схема программы валидации процесса .......................................................... 48 18.8. Протокол валидации и отчет ................................................................................... 48 19. Валидация аналитических методик, используемых при исследовании фармацевтической продукции ..................................................................... 49 19.1. Что такое аналитическая валидация? ............................................................. 49 19.2. Представление данных по аналитическим методикам для регистрации препарата или для монографий фармакопеи ......................................... 50 19.3. Характеристики аналитических методик ....................................................... 51 19.4. Аналитические характеристики, применяемые в отдельных случаях ........ 53 20. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики ................................................................................................. 55 21. Контрольные вопросы и задачи ......................................................................... 57 21.1. Методы идентификации компонентов лекарственных форм ...................... 57 21.2. Количественное определение компонентов лекарственных форм .............. 60 21.3. Анализ лекарственных форм ........................................................................... 65 3
Стр.3
− общие методы анализа согласно действующему изданию Государственной фармакопеи: физические, химические и физико-химические; − статистическую обработку результатов химического эксперимента и микробиологических испытаний: стандартное отклонение, доверительный интервал, метрологическая характеристика метода анализа, оценка сходимости результатов параллельных определений и расчет необходимого числа определений, обработка результатов определений специфической активности биологическими методами; − контроль качества лекарственных средств мелкосерийного производства, виды внутриаптечного контроля; − экспресс-метод контроля лекарственных средств в условиях аптеки, преимущества и недостатки метода; − экологический контроль фармацевтических производств (вода, почва, воздух) и фармацевтических препаратов; − развитие исследований по созданию новых и совершенствованию действующих методов оценки качества лекарственных средств, относительность требований и методов оценки качества, их комплексность и взаимосвязь, оценка пригодности (валидация) методов и способов оценки качества. 4. Форма проведения производственной практики Основной формой проведения производственной практики является лабораторная форма. Кроме того, необходимо предусматривать ознакомление студентов с ведущими лабораториями НИИ и других учреждений. 5. Место и время проведения производственной практики Производственная практика по контролю качества лекарственных средств проводится на рабочем месте провизора-аналитика в условиях будущей профессиональной деятельности студента в учебно-производственной или другой аптеке, которая может обеспечить полноценное выполнение программы производственной практики, а также в испытательных лабораториях и лабораториях Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств в период обучения в 10 семестре. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики по контролю качества лекарственных средств Общекультурные компетенции (ОК): 1–6, 9, 11, 13, 15. Профессиональные компетенции (ПК): 1, 28, 30–40, 47–49. Знать:  общие методы оценки качества ЛС, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения ЛС, исходного сырья, структуры ЛВ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения ЛС; 6
Стр.6
 факторы, влияющие на качество ЛС на всех этапах обращения. Определение главных факторов в зависимости от свойств ЛВ (окислительновосстановительных, способности к гидролизу, полимеризации и т.д.). Возможность предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность ЛС;  химические методы, положенные в основу качественного анализа ЛС. Основные структурные фрагменты ЛВ, по которым проводится идентификация неорганических и органических ЛВ. Общие и специфические реакции на отдельные катионы, анионы и функциональные группы;  химические методы, положенные в основу количественного анализа ЛС. Уравнения химических реакций, проходящих при кислотноосновном, окислительно-восстановительном, осадительном, комплексонометрическом титровании;  принципы, положенные в основу физико-химических методов анализа ЛС;  оборудование и реактивы для проведения химического анализа ЛС. Требования к реактивам для проведения испытаний на чистоту, подлинность и количественного определения;  оборудование и реактивы для проведения физико-химического анализа ЛВ. Принципиальную схему рефрактометра, поляриметра, фотоколориметра, спектрофотометра, ГЖХ, ВЭЖХ;  структуру НД, регламентирующей качество ЛС. Особенности структуры ФС и ФСП;  особенности анализа отдельных лекарственных форм. Понятия распадаемости, растворения, прочности. Особенности анализа мягких лекарственных форм;  физико-химические константы ЛВ. Способы определения температуры плавления, угла вращения, удельного показателя поглощения, температуры кипения, показателя преломления;  понятие валидации. Валидационные характеристики методик качественного и количественного анализа. Уметь: – взвешивать на аптечных торсионных и аналитических весах; – измерять объемы жидкости с помощью мерных цилиндров, колб, бюреток, пипеток; – выпаривать жидкости на водяной и песчаной бане; – титровать с помощью пипетки и бюретки; – измерять показатель преломления с помощью рефрактометра; – измерять величину светопоглощения с помощью фотоколориметра и спектрофотометра; – наносить пробы на хроматографическую пластинку или бумагу; – заполнять пикнометр; 7
Стр.7
– рассчитывать содержание вещества по результатам титриметрического или физико-химического анализа; – выбирать реакции для проведения качественного анализа лекарственных веществ в соответствии с наличием в них определенных структурных фрагментов; – интерпретировать результаты анализа лекарственных средств для оценки их качества. Владеть: – навыками планирования анализа лекарственных средств в соответствии с их формой выпуска по НД и оценивать их качество по полученным результатам; – навыками оценки качества лекарственных средств по критерию «описание»; – методами определения общих показателей качества фармацевтических субстанций: растворимость, температура плавления, плотность, кислотность и щелочность, прозрачность, цветность, зола, потеря в массе при высушивании; – методиками проведения реакций для установления подлинности лекарственных средств по их структурным фрагментам; – навыками интерпретации результатов УФ- и ИК-спектрометрии, хроматограмм ВЭЖХ и ГЖХ анализа для подтверждения идентичности лекарственных средств; – методикой проведения тонкослойной и бумажной хроматографии лекарственных средств и интерпретации ее результатов; – навыками проведения испытаний на чистоту лекарственных средств и установления пределов содержания примесей химическими и физическими методами; – навыками приготовления реактивов, эталонных, титрованных и исследуемых растворов; – навыками проведения количественного определения лекарственных средств в субстанции и лекарственных препаратах титриметрическими методами; – навыками проведения количественного определения лекарственных средств в субстанции и лекарственных препаратах физико-химическими методами; – навыками выполнения анализа и контроля качества лекарственных средств аптечного изготовления в соответствии с приказами МЗ РФ; – навыками заполнения документации по контролю качества лекарственных средств. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически