СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ КАЛМЫКОВ
(НА ПРИМЕРЕ ГИҖГТӘ КҮҮКН 'ДЕВУШКА')28
Т. С. Есенова, О. В. Эрдниева
Калмыцкий государственный университет
В калмыцком обществе пол и возраст человека определяли его поведение, внешний вид, отношение
к нему со стороны членов семьи и общества в целом. А соблюдение предписанных правил и обычаев
определяло общественный статус лица.
Особым типажом традиционного калмыцкого общества была гиҗгтәщукн ц$кушк& .
Гиҗгтәк] j ташол ьзовалась особым вниманием в семье. Ей в кибитке родителей отводилось самое
почетное место под бурханами 'божествами" в переднем углу. Здесь находилась и ее постель. Она
могла иметь даже свою кровать, тогда как ее неженатые братья, живущие в кибитке родителей, могли
спать на кошме. У калмыков девушка считалась самым чистым и невинным существом [1, с. 24] Такое
отношение к девушке в семье было со стороны всех родственников: матери, отца, братьев, бабушек,
дедушек.
В процессе общения калмыки руководствуются
правилом
куукигмедийгивлэкинъуз,
күмнигмедийгивлзаңгинъуз*хочешь узнать о девушке, посмотри на ее мать, хочешь узнать о человеке,
обрати внимание на его нрав'. Это связано с тем, что девушку с самого раннего возраста воспитывала
мать: ку]жигбан6нь девушку с малолетства (учи)'. Отец в воспитание дочерине вмешивался, он воспитывал
сына: куукнсднболхла, экинньнернарндг, көвүнсэнболхла, эцкиннънернарндг хорошая дочь
прославит имя матери, хороший сын - имя отца\ Воспитание было построено на труде и личном
примере, не допускались назидания, нравоучения. Так как труд был важной жизненной необходимостью,
складыванию этой черты придавалось особое значение: приобщение к посильному труду детей
начиналось с самого юного возраста. Приличия требовали, чтобы девушка ложилась спать позже
всех, а просыпалась раньше других: онъсигуудладшинщлдг, куукигөрундшинҗлдг* замок проверяют,
открывая ключом, а девушку - по утрам'; уснугаукрмоөрэч, үүлугакүукндуулач^корова, оставшаяся
без воды, мычит, девушка, оставшись без дела, поет'.
другому женскому труду. Постепенно девушка становилась первой помощницей матери:
гаҗгтэк]үънгериишчмҗ'взрослая
путника узнай в пути, девушку оцени в доме
көвугкеершинҗлдг"девушку проверяют, когда она дома, а юношу - когда он
тому, как опрятно, чисто содержится домашнее хозяйство, как сготовлена еда: куугхаалндтанъ,
куүкиггертнъшинҗл
цүкиггертныиинҗлдг,
Девочка с детства приобщалась к женской работе: уборке, рукоделию, приготовлению пищи и
девушка - правительница дома'. О девушке судили по дому, по
(родителей)';
в степи 1. Хозяйственность, ловкость, умелость девушки учитывались при выборе невесты для жениха,
поэтому мать стремилась научить дочь всем навыкам домашней работы. Вместе с тем мать и другие
члены семьи старались всячески оградить дочь от тяжелой работы, старались поручить ей
гишнкөдлмшчистую легкую работу'.
Большое внимание мать уделяла тому, чтобы обучить дочь рукоделию, особенно шитью: девушка,
владевшая швейным искусством, высоко ценилась у калмыков. О такой девушке говорили
гартанэвтэ'искусница-мастерица'. При сватании девушки внимание обращалось на способность ее к
швейной работе, рукоделию.
28 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-34-01020).
103
Стр.3
Главным качеством девушки калмыки считали чистоту, неиспорченность. Девушка, в представлении
калмыков, была средоточием чистоты, непорочности. Не случайно девушку называли ребенком
(т.е. она - чистая и невинная, как ребенок) и сравнивали ее с хрящом (чистая, невинная, хрупкая и
поэтому нужно относиться бережно) [1, с. 25]. Когда калмыки хотят сказать о примерном поведении
кого-нибудь, в том числе молодого человека, то сравнивают с гиҗгтәкүүкн девушкой'. Ср.:
манаСанпгищгтэкүүкнэдл наш Санл как девушка (в разговоре о сыне - пример из разговорной речи)'.
В присутствии девушки не допускались грубые слова, ее никогда не ругали. Все, что имело отношение
к девушке, оценивалось калмыками с трепетом, благоговением, даже считалось, что девушка
обладает особым запахом: күүкнәсәәхнүнрбатбцецгәнүнрләэдлнежяът
запах девушки, как благоухание
цветка тюльпана'.
Гиҗгтэкүүкн не должна допускать вольности с посторонними мужчинами, не должна уронить
свою девичью честь и честь своих родных: к\үкндалянъцогцангеедг, көвүнәалянъҗирнләнгеедг' беспутная
девушка теряет свою фигуру и честь, а беспутный юноша теряет свое счастье'. У. Душан отмечает,
что половая распущенность дочери для семьи считалась несмываемым позором. Все могли
говорить и издеваться не только над девушкой, допустившей это, но и над всеми ее родственниками.
Это было такое грязное пятно, что никто на свете не сможет смыть его.
Важной чертой характера девушки, по мнению калмыков, является скромность. Это относилось в
первую очередь к ее поведению. Девушка ни с кем не должна была ссориться, кричать, не должна
быть
болтливой:
күүкнкүнуята
эс
болснхөәндунуганьсән,
кәвүнкүнзаОна
эс
болснхөөндуутаньсән если девушка не привязана, то лучше, когда она молчалива; если юноша не
болтлив, то лучше, когда он имеет свой голос'. Она не должна была вмешиваться в разговоры старших.
Это относилось и к ее внешнему виду: в одежде не допускались вольности. С самого раннего
возраста, почти 5-6 лет, девочку одевали во все самое лучшее. Считалось неприличным, если девушка
была одета небрежно, как попало. Не допускалось, чтобы она ходила босиком. Девушка должна
была быть аккуратной и прилично одетой, она не должна быть неряхой и неопрятной; неопрятную
девушку будут осуждать все [1, с. 24]. У калмыков не принято было хвалить детей, чтобы не сглазить;
не принято было хвастаться: магтснкүүкнэмацнаньтдххй у хваленой девушки нечиста (т. е. она
непорядочна)'. Девушка не должна была говорить о себе - это считалось неприличным. Однако отец
мог похвастаться своей дочерью. Девушка должна была быть искренней, почтительной - этому она
училась с детства, наблюдая за поведением окружающих.
По свидетельству У. Душана, «в 20-30 гг. XX в. девушки-калмычки по природе своей были очень
стеснительны. Они стеснялись даже есть в присутствии посторонних. По мнению калмыков тех лет,
девушки должны были есть как можно меньше, чтобы не быть толстыми, сохранить талию. Пояс у
них должен быть всегда туго стянутым. Девушки должны быть изящны, тонки, с подобранным животом.
Чем меньше у них талия, тем больше они удовлетворяли эстетическому чувству калмыков» [1, с.
25]. Пояс был обязательным элементом костюма девушек, появление в обществе без него порицалось.
Согласно традиционным представлениям калмыков, он являлся признаком, определяющим место
человека в структуре мира. Кроме того, девушки носили серьги только в правом ухе, кольца - на
мизинцах обеих рук [2, с. 48].
Гиҗгтэкүүкнъ своей семье пользовалась всеобщей любовью и уважением. Ее не наказывали, не
делали замечаний. «Никто из мужчин не имел права отзываться плохо о девушке и тем более ругать
ее. Подобное явление у калмыков считалось верхом неприличия, и таких лиц в обществе жестоко
осуждали. Точно так же никто из мужчин не мог произнести неприличные слова в присутствии девушки.
Калмыки даже в мыслях не допускали, что можно сказать или сделать что-либо дурное девушке»
[1, с. 25].
Что касается отношения братьев к сестрам, то они «относятся к ним в высшей степени вежливо,
корректно, всегда являясь их защитниками и помощниками. Они стараются по силе возможности делать
имприятное. Если они уезжают куда-нибудь, то никогда не приедут без подарков для сестры. Не
менее хорошо относятся к девушке дедушка и бабушка и двоюродные братья по матери. Они принимали
все меры, чтобы девушки были всегда довольны ими. По мнению калмыков, всякое недовольство
со стороны девушек неблагоприятно отражается на их благополучии» [1, с. 25].
Сватовство и женитьба у калмыков считаются важными жизненными событиями, к которым относятся
очень серьезно, с соблюдением всех необходимых церемоний и обычаев. Это связано с тем,
что, по представлениям калмыков, человек только после свадьбы становится взрослым, независимо
от пола. Не случайно калмыцкая пословица гласит гергнгокүнйовачноханас до/?'холостой человек
104
Стр.4