Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальный фактор в коммуникативном поведении калмыков (на примере гиҗгтә күүкн "девушка")

0   0
Первый авторЕсенова Тамара Саранговна
АвторыЭрдниева О. В.
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц6
ID297990
АннотацияВ калмыцком обществе пол и возраст человека определяли его поведение, внешний вид, отношение к нему со стороны членов семьи и общества в целом. Особым типажом традиционного калмыцкого общества была гиҗгтә куукн "девушка"//Актуальные проблемы функционирования и развития языков в условиях контактирования : материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора филологических наук, проф. О.Д. Бухаевой. - Улан-Удэ, 2012. - С. 103-106
УДК177
ББК87.777
Есенова, Т.С. Социальный фактор в коммуникативном поведении калмыков (на примере гиҗгтә күүкн "девушка") / О.В. Эрдниева; Т.С. Есенова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2012 .— 6 с. — Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-34-01020) .— URL: https://rucont.ru/efd/297990 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные проблемы лингвистики русского и бурятского языков: к юбилею профессора И. Д. Бухаевой СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Биктимирова Ю.В. <...> Эстетическая функция антропонимов - обращений (на материале бурятского языка) Жамсаранова Р.Г. Этноним Бата/Батас как древнее самоназвание монголов Мушаев В. <...> Функционирование соматических фразеологизмов в калмыцком языке Мушаев В. Н., Мутаева ЗД. <...> Формы выражения ирреальной модальности в калмыцком языке (функционально-семантический аспект оптативности) Рассадин В. И. <...> Относительное прилагательное как пласт лексики калмыцкого языка Харанутова Д.Ш. <...> Синонимические отношения в словообразовательной системе (на примере девербативов бурятского языка) Цыренов БД. <...> К проблеме функционирования и развития ойрат-калмыцкого языка в условиях контактирования Васильева Р. И. <...> Выражение пространственных отношений при помощи падежно-послесложных конструкций (на материале бурятского языка) Дампилова JI.C. <...> Национальная специфика семантики бурятской лексемы «удха» (род, происхождение) 78 82 86 90 93 97 100 Есенова Т.С., Эрдниева О.В. <...> Социальный фактор в коммуникативном поведении калмыков (на примере гиҗгтәкүүкн девушка') Ц. Өнөрбаян Монгол хэлэнд туссан Хийсвэр (дотоод) ертөнцийн дүр зураг Патаева В Д. <...> О роли пословиц и поговорок в создании эпических образов СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА Бухаева Р. В. <...> Лексическая и грамматическая системы бурятского языка в условиях русско-бурятского языкового общения Надмидон В.Д. <...> О статусе производных русского языка, образованных от бурятских лексем Джамбинова B.C. <...> Названия традиционных мясных блюд в калмыцком языке Научное издание АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ КОНТАКТИРОВАНИЯ Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора филологических наук, проф. <...> ОД, Бухаевой (г. Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 22-23 ноября 2012 г.) В авторской редакции Подписано в печать <...>
Социальный_фактор_в_коммуникативном_поведении_калмыков_(на_примере_гиҗгтә_күүкн_девушка).pdf
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР В КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ КАЛМЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ГИҖГТӘ КҮҮКН 'ДЕВУШКА')28 Т. С. Есенова, О. В. Эрдниева Калмыцкий государственный университет В калмыцком обществе пол и возраст человека определяли его поведение, внешний вид, отношение к нему со стороны членов семьи и общества в целом. А соблюдение предписанных правил и обычаев определяло общественный статус лица. Особым типажом традиционного калмыцкого общества была гиҗгтәщукн ц$кушк& . Гиҗгтәк] j ташол ьзовалась особым вниманием в семье. Ей в кибитке родителей отводилось самое почетное место под бурханами 'божествами" в переднем углу. Здесь находилась и ее постель. Она могла иметь даже свою кровать, тогда как ее неженатые братья, живущие в кибитке родителей, могли спать на кошме. У калмыков девушка считалась самым чистым и невинным существом [1, с. 24] Такое отношение к девушке в семье было со стороны всех родственников: матери, отца, братьев, бабушек, дедушек. В процессе общения калмыки руководствуются правилом куукигмедийгивлэкинъуз, күмнигмедийгивлзаңгинъуз*хочешь узнать о девушке, посмотри на ее мать, хочешь узнать о человеке, обрати внимание на его нрав'. Это связано с тем, что девушку с самого раннего возраста воспитывала мать: ку]жигбан6нь девушку с малолетства (учи)'. Отец в воспитание дочерине вмешивался, он воспитывал сына: куукнсднболхла, экинньнернарндг, көвүнсэнболхла, эцкиннънернарндг хорошая дочь прославит имя матери, хороший сын - имя отца\ Воспитание было построено на труде и личном примере, не допускались назидания, нравоучения. Так как труд был важной жизненной необходимостью, складыванию этой черты придавалось особое значение: приобщение к посильному труду детей начиналось с самого юного возраста. Приличия требовали, чтобы девушка ложилась спать позже всех, а просыпалась раньше других: онъсигуудладшинщлдг, куукигөрундшинҗлдг* замок проверяют, открывая ключом, а девушку - по утрам'; уснугаукрмоөрэч, үүлугакүукндуулач^корова, оставшаяся без воды, мычит, девушка, оставшись без дела, поет'. другому женскому труду. Постепенно девушка становилась первой помощницей матери: гаҗгтэк]үънгериишчмҗ'взрослая путника узнай в пути, девушку оцени в доме көвугкеершинҗлдг"девушку проверяют, когда она дома, а юношу - когда он тому, как опрятно, чисто содержится домашнее хозяйство, как сготовлена еда: куугхаалндтанъ, куүкиггертнъшинҗл цүкиггертныиинҗлдг, Девочка с детства приобщалась к женской работе: уборке, рукоделию, приготовлению пищи и девушка - правительница дома'. О девушке судили по дому, по (родителей)'; в степи 1. Хозяйственность, ловкость, умелость девушки учитывались при выборе невесты для жениха, поэтому мать стремилась научить дочь всем навыкам домашней работы. Вместе с тем мать и другие члены семьи старались всячески оградить дочь от тяжелой работы, старались поручить ей гишнкөдлмшчистую легкую работу'. Большое внимание мать уделяла тому, чтобы обучить дочь рукоделию, особенно шитью: девушка, владевшая швейным искусством, высоко ценилась у калмыков. О такой девушке говорили гартанэвтэ'искусница-мастерица'. При сватании девушки внимание обращалось на способность ее к швейной работе, рукоделию. 28 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-34-01020). 103
Стр.3
Главным качеством девушки калмыки считали чистоту, неиспорченность. Девушка, в представлении калмыков, была средоточием чистоты, непорочности. Не случайно девушку называли ребенком (т.е. она - чистая и невинная, как ребенок) и сравнивали ее с хрящом (чистая, невинная, хрупкая и поэтому нужно относиться бережно) [1, с. 25]. Когда калмыки хотят сказать о примерном поведении кого-нибудь, в том числе молодого человека, то сравнивают с гиҗгтәкүүкн девушкой'. Ср.: манаСанпгищгтэкүүкнэдл наш Санл как девушка (в разговоре о сыне - пример из разговорной речи)'. В присутствии девушки не допускались грубые слова, ее никогда не ругали. Все, что имело отношение к девушке, оценивалось калмыками с трепетом, благоговением, даже считалось, что девушка обладает особым запахом: күүкнәсәәхнүнрбатбцецгәнүнрләэдлнежяът запах девушки, как благоухание цветка тюльпана'. Гиҗгтэкүүкн не должна допускать вольности с посторонними мужчинами, не должна уронить свою девичью честь и честь своих родных: к\үкндалянъцогцангеедг, көвүнәалянъҗирнләнгеедг' беспутная девушка теряет свою фигуру и честь, а беспутный юноша теряет свое счастье'. У. Душан отмечает, что половая распущенность дочери для семьи считалась несмываемым позором. Все могли говорить и издеваться не только над девушкой, допустившей это, но и над всеми ее родственниками. Это было такое грязное пятно, что никто на свете не сможет смыть его. Важной чертой характера девушки, по мнению калмыков, является скромность. Это относилось в первую очередь к ее поведению. Девушка ни с кем не должна была ссориться, кричать, не должна быть болтливой: күүкнкүнуята эс болснхөәндунуганьсән, кәвүнкүнзаОна эс болснхөөндуутаньсән если девушка не привязана, то лучше, когда она молчалива; если юноша не болтлив, то лучше, когда он имеет свой голос'. Она не должна была вмешиваться в разговоры старших. Это относилось и к ее внешнему виду: в одежде не допускались вольности. С самого раннего возраста, почти 5-6 лет, девочку одевали во все самое лучшее. Считалось неприличным, если девушка была одета небрежно, как попало. Не допускалось, чтобы она ходила босиком. Девушка должна была быть аккуратной и прилично одетой, она не должна быть неряхой и неопрятной; неопрятную девушку будут осуждать все [1, с. 24]. У калмыков не принято было хвалить детей, чтобы не сглазить; не принято было хвастаться: магтснкүүкнэмацнаньтдххй у хваленой девушки нечиста (т. е. она непорядочна)'. Девушка не должна была говорить о себе - это считалось неприличным. Однако отец мог похвастаться своей дочерью. Девушка должна была быть искренней, почтительной - этому она училась с детства, наблюдая за поведением окружающих. По свидетельству У. Душана, «в 20-30 гг. XX в. девушки-калмычки по природе своей были очень стеснительны. Они стеснялись даже есть в присутствии посторонних. По мнению калмыков тех лет, девушки должны были есть как можно меньше, чтобы не быть толстыми, сохранить талию. Пояс у них должен быть всегда туго стянутым. Девушки должны быть изящны, тонки, с подобранным животом. Чем меньше у них талия, тем больше они удовлетворяли эстетическому чувству калмыков» [1, с. 25]. Пояс был обязательным элементом костюма девушек, появление в обществе без него порицалось. Согласно традиционным представлениям калмыков, он являлся признаком, определяющим место человека в структуре мира. Кроме того, девушки носили серьги только в правом ухе, кольца - на мизинцах обеих рук [2, с. 48]. Гиҗгтэкүүкнъ своей семье пользовалась всеобщей любовью и уважением. Ее не наказывали, не делали замечаний. «Никто из мужчин не имел права отзываться плохо о девушке и тем более ругать ее. Подобное явление у калмыков считалось верхом неприличия, и таких лиц в обществе жестоко осуждали. Точно так же никто из мужчин не мог произнести неприличные слова в присутствии девушки. Калмыки даже в мыслях не допускали, что можно сказать или сделать что-либо дурное девушке» [1, с. 25]. Что касается отношения братьев к сестрам, то они «относятся к ним в высшей степени вежливо, корректно, всегда являясь их защитниками и помощниками. Они стараются по силе возможности делать имприятное. Если они уезжают куда-нибудь, то никогда не приедут без подарков для сестры. Не менее хорошо относятся к девушке дедушка и бабушка и двоюродные братья по матери. Они принимали все меры, чтобы девушки были всегда довольны ими. По мнению калмыков, всякое недовольство со стороны девушек неблагоприятно отражается на их благополучии» [1, с. 25]. Сватовство и женитьба у калмыков считаются важными жизненными событиями, к которым относятся очень серьезно, с соблюдением всех необходимых церемоний и обычаев. Это связано с тем, что, по представлениям калмыков, человек только после свадьбы становится взрослым, независимо от пола. Не случайно калмыцкая пословица гласит гергнгокүнйовачноханас до/?'холостой человек 104
Стр.4