На правах рукописи АЛЕНТИКОВА Светлана Алексеевн а ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА 13.00.02 - теория и методика обучения русскому языку АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук РЯЗАНЬ 1999 Работа выполнена на кафедре методики русского языка и литературы Рязанского государственного имени С.А. Есенина педагогического университета Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Демидова Н.И. <...> Следовательно, коммуникативно-речевое умение излагать свои мысли, то есть создавать текст, является не просто важным в жизнедеятельности людей, но и крайне необходимым, так как без общения, без социума человек существовать не может. <...> Долгое время, вплоть до 1980 года, формирование коммуникативно-речевых умений связывалось только с изучением грамматики. <...> На первый план антропоцентрической концепции выступает языковая личность и пути ее становления. <...> Языковая личность определяется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью)) (Ю.Н. Караулов). <...> Следовательно, с одной стороны, становление языковой личности осуществляется посредством овладения учащимися коммуникативно-речевыми умениями «адекватно воспринимать, а также создавать речевые произведения в соответствии с целями и условиями общения» (Е.П. Суворова), а с другой стороны, созданный в процессе коммуникации текст, его качественные характеристики определяют уровень развития языковой личности. <...> Караулова, что «за каждым текстом стоит языковая личность)), мы принимаем за основу нашего исследования. <...> Овладение учащимися коммуникативно-речевыми умениями, так необходимыми для эффективной реализации процесса <...>
Формирование_коммуникативно-речевых_умений_младших_школьников_в_процессе_изучения_текста.pdf
На правах рукописи
АЛЕНТИКОВА Светлана Алексеевн а
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА
13.00.02 - теория и методика обучения русскому языку
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
РЯЗАНЬ 1999
Стр.1