Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К. <...> Философия и возникновение науки: первый этап (XV в. – сер. <...> От позитивистской к постпозитивистской философии науки . <...> Вопрос о существе специфики социально-гуманитарных наук . <...> Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука . <...> Лекция 1 Что такое философия как проблема в эпоху доминирования науки Понятие «философия», напомним, восходит к древнегреческому слову (др.-гр. φίλοσοφία; в лат. написании: philosophia), составленному из слов филиа (др.-гр. φίλία; в лат. написании: philia), в переводе на русский – любовь, и софия (др.-гр. σοφία; в лат. написании sophia), в переводе на русский – мудрость. <...> Внутри спектра этих различных взглядов можно обнаружить также позицию, которая заключается – при всех нюансах в представлениях разделяющих ее философов – в идее о том, что философия и наука, хотя и взаимосвязаны, это, тем не менее, различные, особые виды познания, дающие каждая по-своему истинные знания о мире (А. <...> Из хорошо известных в общем фактов определенной исторической и генетической последовательности самоопределения философии и науки, казалось бы, с достаточной ясностью должен вытекать вывод, что философия и наука, находясь, безусловно, в определенной взаимосвязи друг с другом, в то же время представляют собой самостоятельные, особые виды познания. <...> Чтобы иметь дело с древнегреческим пониманием философии, древнегреческий образ философии необходимо прежде реконструировать, ибо в самой древнегреческой философии этот образ не дан в достаточно явной для нас форме. <...> Притом ведь эту реконструкцию древнегреческого образа философии мы не можем осуществлять безотносительно к познавательным возможностям Нового времени, поскольку сами принадлежим к нему. <...> То есть, чтобы реконструировать теоретический образ античной философии, мы не можем не обратиться опять-таки к науке. <...> Примечательно <...>
Лекции_по_философии_учебное_пособие.pdf
В.В. Мархинин
ЛЕКЦИИ
ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Рекомендовано в качестве учебного пособия
для магистрантов и аспирантов
с присвоением квалификации (степени) «магистр»,
а также ученой степени «кандидат наук»
Москва • 2014 • Логос
Стр.3
УДК 101.1
ББК 87.3
М25
Официальный рецензент системы рецензирования
Министерства образования и науки Российской Федерации
Государственный университет управления; регистрационный номер
рецензии 390 от 10 сентября 2014 г. (ФГАУ ФИРО)
Р е ц е н з е н т ы:
А.Л. Симанов, доктор философских наук, профессор
В.И. Полищук, доктор философских наук, профессор
В.А. Карпин, доктор медицинских наук, доктор философских наук,
профессор
М25 Мархинин В.В.
Лекции по философии науки: учебное пособие / В.В. Мархинин.
– М.: Логос, 2014. – 428 с.
ISBN 978-5-98704-782-8
Раскрываются содержание и особенности философии науки как философской
дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рассмотрены
этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы
концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан
анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Изложена
специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные
проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолетнего
опыта преподавания философии науки и в полной мере соответствует
требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История
и философия науки».
Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по всем
научным специальностям. Представляет интерес для ученых и преподавателей,
исследователей проблем науковедения, а также магистрантов и всех,
кого интересуют проблемы роли философии в становлении и развитии науки.
УДК
101.1
ББК 87.3
ISBN 978-5-98704-782-8
© Мархинин В.В., 2014
© Логос, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ..........................................................7
Лекция1. Что такое философия как проблема в эпоху
доминирования науки ........................................................9
Лекция 2. Архетип философии .........................................................17
Лекция 3. Определение философии ................................................62
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
КОНТУРЫ ........................................................................................73
Лекция 4. Предмет философии науки ............................................75
Лекция 5. Наука как особый вид познавательной
деятельности .......................................................................80
Лекция 6. Философия в ее значении для научного
познания ...............................................................................90
Лекция 7. Наука как социальный институт и сфера культуры:
функции науки ............................................................... 114
Лекция 8. Проблема генезиса науки: наука и преднаука ..... 130
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ ........ 149
Лекция 9. Философия и возникновение науки: первый этап
(XV в. – сер. XVI в.)...................................................... 151
Лекция 10. Философия и возникновение науки: второй этап
(сер. XVI в. – сер. XVII в.) ......................................... 158
Лекция 11. Возникновение науки: третий, завершающий
этап – создание Ньютоном физики как науки
(сер. XVII в. – конец XVII в.).................................. 173
Тема 4. КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ......................... 183
Лекция 12. От позитивистской к постпозитивистской
философии науки ........................................................ 185
Лекция 13. Философия науки К. Поппера................................. 195
Лекция 14. Философия науки И. Лакатоса ............................... 205
Стр.5
6
Содержание
Лекция 15. Философия науки Т. Куна ......................................... 208
Лекция 16. Философия науки П. Фейерабенда ...................... 215
Тема 5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
НАУК ................................................................................................ 219
Лекция 17. Вопрос о существе специфики
социально-гуманитарных наук ............................... 221
Лекция 18. Особенности предметной области
социально-гуманитарных наук ............................... 230
Лекция 19. Философия и методология
социально-гуманитарных наук ............................... 240
Лекция 20. Социально-гуманитарные науки, философия,
идеология ......................................................................... 255
Лекция 21. Социально-гуманитарные науки, философия,
искусство ......................................................................... 258
Тема 6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
НАУКИ ............................................................................................ 297
Лекция 22. Стадии и типы научной рациональности:
классическая, неклассическая, постнеклассическая
наука ................................................................................. 299
Лекция 23. Синергетика и синергетический подход
в современной науке ................................................... 310
Лекция 24. Экологическая этика и современная наука ......... 349
Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных
науках ............................................................................... 384
Рекомендуемая учебная литература ...................................................... 426
Стр.6