Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Лекции по философии: учебное пособие (1056,00 руб.)

0   0
Первый авторМархинин Василий Васильевич
ИздательствоМ.: Логос
Страниц428
ID294679
АннотацияРаскрываются содержание и особенности философии науки как философской дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рассмотрены этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Изложена специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолетнего опыта преподавания философии науки и в полной мере соответствует требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История и философия науки». Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по всем научным специальностям. Представляет интерес для ученых и преподавателей, исследователей проблем науковедения, а также магистрантов и всех, кого интересуют проблемы роли философии в становлении и развитии науки.
ISBN978-5-98704-782-8
Мархинин, В.В. Лекции по философии: учебное пособие / В.В. Мархинин .— Москва : Логос, 2014 .— 428 с. — ISBN 978-5-98704-782-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/294679 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К. <...> Философия и возникновение науки: первый этап (XV в. – сер. <...> От позитивистской к постпозитивистской философии науки . <...> Вопрос о существе специфики социально-гуманитарных наук . <...> Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука . <...> Лекция 1 Что такое философия как проблема в эпоху доминирования науки Понятие «философия», напомним, восходит к древнегреческому слову (др.-гр. φίλοσοφία; в лат. написании: philosophia), составленному из слов филиа (др.-гр. φίλία; в лат. написании: philia), в переводе на русский – любовь, и софия (др.-гр. σοφία; в лат. написании sophia), в переводе на русский – мудрость. <...> Внутри спектра этих различных взглядов можно обнаружить также позицию, которая заключается – при всех нюансах в представлениях разделяющих ее философов – в идее о том, что философия и наука, хотя и взаимосвязаны, это, тем не менее, различные, особые виды познания, дающие каждая по-своему истинные знания о мире (А. <...> Из хорошо известных в общем фактов определенной исторической и генетической последовательности самоопределения философии и науки, казалось бы, с достаточной ясностью должен вытекать вывод, что философия и наука, находясь, безусловно, в определенной взаимосвязи друг с другом, в то же время представляют собой самостоятельные, особые виды познания. <...> Чтобы иметь дело с древнегреческим пониманием философии, древнегреческий образ философии необходимо прежде реконструировать, ибо в самой древнегреческой философии этот образ не дан в достаточно явной для нас форме. <...> Притом ведь эту реконструкцию древнегреческого образа философии мы не можем осуществлять безотносительно к познавательным возможностям Нового времени, поскольку сами принадлежим к нему. <...> То есть, чтобы реконструировать теоретический образ античной философии, мы не можем не обратиться опять-таки к науке. <...> Примечательно <...>
Лекции_по_философии_учебное_пособие.pdf
В.В. Мархинин ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ Рекомендовано в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов с присвоением квалификации (степени) «магистр», а также ученой степени «кандидат наук» Москва • 2014 • Логос
Стр.3
УДК 101.1 ББК 87.3 М25 Официальный рецензент системы рецензирования Министерства образования и науки Российской Федерации Государственный университет управления; регистрационный номер рецензии 390 от 10 сентября 2014 г. (ФГАУ ФИРО) Р е ц е н з е н т ы: А.Л. Симанов, доктор философских наук, профессор В.И. Полищук, доктор философских наук, профессор В.А. Карпин, доктор медицинских наук, доктор философских наук, профессор М25 Мархинин В.В. Лекции по философии науки: учебное пособие / В.В. Мархинин. – М.: Логос, 2014. – 428 с. ISBN 978-5-98704-782-8 Раскрываются содержание и особенности философии науки как философской дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рассмотрены этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Изложена специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолетнего опыта преподавания философии науки и в полной мере соответствует требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История и философия науки». Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по всем научным специальностям. Представляет интерес для ученых и преподавателей, исследователей проблем науковедения, а также магистрантов и всех, кого интересуют проблемы роли философии в становлении и развитии науки. УДК 101.1 ББК 87.3 ISBN 978-5-98704-782-8 © Мархинин В.В., 2014 © Логос, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ..........................................................7 Лекция1. Что такое философия как проблема в эпоху доминирования науки ........................................................9 Лекция 2. Архетип философии .........................................................17 Лекция 3. Определение философии ................................................62 Тема 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ ........................................................................................73 Лекция 4. Предмет философии науки ............................................75 Лекция 5. Наука как особый вид познавательной деятельности .......................................................................80 Лекция 6. Философия в ее значении для научного познания ...............................................................................90 Лекция 7. Наука как социальный институт и сфера культуры: функции науки ............................................................... 114 Лекция 8. Проблема генезиса науки: наука и преднаука ..... 130 Тема 3. ФИЛОСОФИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ ........ 149 Лекция 9. Философия и возникновение науки: первый этап (XV в. – сер. XVI в.)...................................................... 151 Лекция 10. Философия и возникновение науки: второй этап (сер. XVI в. – сер. XVII в.) ......................................... 158 Лекция 11. Возникновение науки: третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. XVII в. – конец XVII в.).................................. 173 Тема 4. КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ......................... 183 Лекция 12. От позитивистской к постпозитивистской философии науки ........................................................ 185 Лекция 13. Философия науки К. Поппера................................. 195 Лекция 14. Философия науки И. Лакатоса ............................... 205
Стр.5
6 Содержание Лекция 15. Философия науки Т. Куна ......................................... 208 Лекция 16. Философия науки П. Фейерабенда ...................... 215 Тема 5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ................................................................................................ 219 Лекция 17. Вопрос о существе специфики социально-гуманитарных наук ............................... 221 Лекция 18. Особенности предметной области социально-гуманитарных наук ............................... 230 Лекция 19. Философия и методология социально-гуманитарных наук ............................... 240 Лекция 20. Социально-гуманитарные науки, философия, идеология ......................................................................... 255 Лекция 21. Социально-гуманитарные науки, философия, искусство ......................................................................... 258 Тема 6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ............................................................................................ 297 Лекция 22. Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука ................................................................................. 299 Лекция 23. Синергетика и синергетический подход в современной науке ................................................... 310 Лекция 24. Экологическая этика и современная наука ......... 349 Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных науках ............................................................................... 384 Рекомендуемая учебная литература ...................................................... 426
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.