К вопросу об источниках бергсонизма: истолкование метафизических проблем Жюлем Лашелье . <...> Категории «бытие» и «воссуществование» в древнеегипетских теокосмогонических концепциях: историко-философский аспект . <...> «New atheism» as a phenomenon of modern freethinking . <...> Кротов* К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ БЕРГСОНИЗМА: ИСТОЛКОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЖЮЛЕМ ЛАШЕЛЬЕ В статье рассматривается вопрос о степени влияния идей Ж. <...> Анализируются основные положения трактата Лашелье «Об основании индукции». <...> Ключевые слова: Лашелье, Бергсон, спиритуализм, механицизм, закон целевых причин, французская философия XIX в., проблема индукции. <...> «Однажды, позднее, я открыл для себя Основание индукции Лашелье, сегодня слишком забытая, великолепная книга! <...> В своем главном произведении «Об основании индукции» (1871), защищенном в том же году в качестве докторской диссертации, Лашелье фактически представил своеобразное решение ряда проблем метафизики. <...> Британский философ вовсе исключал целевые причины из своего анализа, а индукцию стремился обосновать законом универсальной причинности. <...> Причина их неудачи в том, что эмпиризм опирается на слишком узкий участок опыта, в то время как кузе6 новский эклектизм «строит в пустоте», подменяя указанием на имеющуюся потребность разума само решение проблемы. <...> «Вне феноменов и в отсутствие реальностей, отличных одновременно и от феноменов и от мысли, остается только сама мысль: именно в мысли и ее отношении с феноменами мы должны теперь искать основание индукции» [ibid., р. <...> Первый из двух ранее установленных аспектов принципа индукции в итоге находит следующее обоснование: «Закон действующих причин априори вытекает из отношения мысли с феноменами» [ibid., р. <...> Он заключает: «Все феномены, следовательно, подчинены закону действующих причин, поскольку этот закон — единственное основание, которое мы могли бы приписать единству вселенной, и поскольку это единство является, в свою очередь, высшим условием возможности <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№1_2015.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История зарубежной философии
Кротов А.А. К вопросу об источниках бергсонизма: истолкование
метафизических проблем Жюлем Лашелье . . . . . . . . . . . . . 3
Жданов В.В. Категории «бытие» и «воссуществование» в древнеегипетских
теокосмогонических концепциях: историко-философский
аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Беседин А.П. Становление имматериализма Джорджа Беркли .
.
.
.21
Философия и культурология
Розова Е.О. Философия искусства В.В. Вейдле . . . . . . . . . . . . .36
Философия политики
Мартыненко Н.П. «Ли» и «фа» — полярные категории китайской
социальной философии .
.
Религиоведение
Тажуризина З.А. «Атеофобия» в истории христианства и свободомыслия
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Рязанова С.В., Цолова А.И. Современное «неоязычество»:
классификация, специфика и локальные варианты. . . . . . . . . . .96
Слепцова В.В. «Новый атеизм» как феномен современного
свободомыслия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.51
Беспалов А.И. Политическая власть в неклассической пер -
спективе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2015 • ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
History of Foreign Philosophy
Krotov A.A. To the question on the sources of Bergsonism: interpretation
of metaphysical problems by Jules Lachelier’s . . . . . . . . . . . . 3
Zhdanov V.V. The category of “being” and “becoming” in ancient Egyptian
theocosmogonic concepts: historical and philosophical aspect. . . . .15
Besedin A.P. The Formation of Berkeley’s Immaterialism . . . . . . . . .21
Philosophy and Culturology
Rozov a E.O. V. Weidle’s philosophy of art . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Philosophy of Politics
Martynenko N.P. «Li» and «fa» — the polar categories of Chinese
social philosophy .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Religious Studies
Tashurizina Z.A. “Atheophobia” in history of Christianity and freethinking
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Sleptsov a V.V. «New atheism» as a phenomenon of modern freethinking
.
.
.
.
.51
Bespalov A.I. Political power in a non-classical perspective . . . . . . . .64
.
.
.
.81
Rayzanov a S.V., Tsolov a A.I. Modern neo-paganism: classification,
specifics and local variants. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
. 107
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2015
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2015. № 1
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
А.А. Кротов*
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ БЕРГСОНИЗМА:
ИСТОЛКОВАНИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
ЖЮЛЕМ ЛАШЕЛЬЕ
В статье рассматривается вопрос о степени влияния идей Ж. Лашелье
на учение А. Бергсона. Анализируются основные положения трактата Лашелье
«Об основании индукции». Выделяются общие черты и принципиальные
различия концепций двух названных мыслителей. Отмечаются
тенденции мысли Лашелье, которые, по-видимому, предопределили
бергсоновское восприятие философии как «серьезного занятия».
Ключевые слова: Лашелье, Бергсон, спиритуализм, механицизм, закон
целевых причин, французская философия XIX в., проблема индукции.
A.A. K r o t o v. To the question on the sources of Bergsonism: interpretation
of metaphysical problems by Jules Lachelier’s
The author considers the question of influence of Lachelier’s ideas on Bergson’s
doctrine, analyzes the main provisions of Lachelier’s treatise “Du fondement
de l’induction”, marks common features and vital differences in concepts
of these two thinkers, notes tendencies of Lachelier’s doctrine which, apparently,
predetermined Bergson’s perception of philosophy as “serious activity”.
Key words: Lachelier, Bergson, spiritualism, mechanism, law of target reasons,
French philosophy of XIX century, problem of induction.
Докторская диссертация Анри Бергсона «Опыт о непосредственных
данных сознания» (1888) была опубликована с посвящением
Жюлю Лашелье. Следует ли рассматривать этот факт как
своего рода выражение академической вежливости по отношению
к старшему коллеге или же как нечто более значительное, указывающее
на идейную близость двух мыслителей? Второе предположение
представляется более обоснованным в свете биографии
Бергсона. Но тогда в чем именно могла бы выражаться упомянутая
идейная близость? Насколько существенным следует считать
влияние философии Лашелье на взгляды Бергсона? Ответ на поставленные
вопросы в немалой степени мог бы способствовать
уточнению современных взглядов на характер развития философии
XX столетия.
* Кротов Артём Александрович — доктор философских наук, профессор кафедры
истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
тел.: 939-18-48; e-mail: umo@philos.msu.ru
3
Стр.3