Именно это и отличает автора предлагаемой вниманию уважаемого чисеми признано, что русская православная икона — одно из высочайших достижений человеческого духа. <...> Через созерцание иконы человек приобщается 2 Архимандрит Зинон (Теодор). <...> Об этих и многих других смыслах иконы повествует книга И. К. Языковой. <...> Иларион, митрополит Волоколамский, доктор философии, председатель ОВЦС 5 Архимандрит Зинон (Теодор). <...> Отправляясь в путь, православный христианин по обычаю берет с собой небольшой походный иконостас, или складень. <...> Так на Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. <...> Языкова СО-ТВОРЕНИЕ ОБРАЗА лись в течение веков и зависели от региональных и национальных традиций, сколько о смысле иконы, поскольку образ является одним из ключевых понятий православного мировоззрения. <...> Открытие иконы в начале XX века заставило взглянуть по-новому как сторонников, так и противников иконопочитания на предмет спора. <...> Но понимать смысл иконы и почитать иконописный образ не одно и то же. <...> Истинная Икона с точки зрения ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 25 красота — категория духовная, непреходящая, независимая от внешних меняющихся критериев, она нетленна и принадлежит иному миру, хотя может проявляться в этом мире. <...> Иоанн Дамаскин рассматривалась только как произведение искусства. <...> Вероучительную функцию иконы подчеркивали святые отцы, относя иконописание к области богословия. <...> Иоанн Дамаскин, крупнейший апологет иконопочитания, утверждал, что невидимое и труднопостигаемое передаются в иконе посредством зримого и доступного. <...> Иконописный канон складывался постепенно, в течение веков, вырастая из богословского понимания образа, поэтому канон не мыслился как внешние рамки, ограничивающие иконописца, а воспринимался скорее в качестве основы, духовного стержня, благодаря которому существует икона как художественное произведение <...>
Со-творение_образа._Богословие_иконы.pdf
ББК 86.37
УДК 246.5
Я 41
Языкова Ирина
Со-творение образа. Богословие иконы/Серия «Современное
бого словие». — М.: Издательство ББИ, 2012. — 368 с.: илл.
ISBN 978-5-89647-269-8
Книга обращена к самому широкому кругу читателей, интересующихся
проблемами христианского искусства. Ирина Языкова
удачно сочетает богословский и эстетический подходы, ведь «прекрасное»
– не только эстетическая, но и богословская категория.
Открывая мир иконы, читатель, даже самый неискушенный в
богословских вопросах, откроет для себя мир любви, красоты,
святости, а значит, увидит тот свет, который способен преобразить
и его самого.
Верстка: Светлана Опарина
Обложка: Дмитрий Купреев
Генеральный информационный партнер
– Портал «Pravkniga.ru»
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме, включая размещение в сети
Интернет, без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Ирина Языкова, 2012
© Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316
standrews@standrews.ru, www.standrews.ru
Стр.4
Содержание
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Г Л А В А 1
Икона с точки зрения христианского мировоззрения
и библейской антропологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Г Л А В А 2 .
Слово и образ. Художественный
и символический язык иконы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Г Л А В А 3 .
Новое небо и новая земля.
Икона в литургическом пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Г Л А В А 4 .
Торжество православия.
Иконоборчество и иконопочитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Г Л А В А 5 .
Иконография Иисуса Христа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Г Л А В А 6 .
Иконография Святой Троицы.
Можно ли изображать Бога Отца?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Г Л А В А 7 .
Образ Богородицы в русской иконографии . . . . . . . . . . . . . . . 140
Г Л А В А 8 .
Живопись исихазма. Учение о Фаворском свете
и иконография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Стр.5
Г Л А В А 9 .
В поисках утраченного света.
Пути богословия и эстетики в XVI–XVII веках. . . . . . . . . . . . . 203
Г Л А В А 1 0 .
Пути неисповедимые. Церковное искусство
в Синодальный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
Г Л А В А 1 1 .
Икона — благовестие современному миру . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
Словарь терминов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Стр.6