Доминирующее положение предприятия и экономическая концентрация товарного рынка . <...> Классический подход к разработке конкурентной стратегии . <...> Промышленная политика как фактор конкурентоспособности экономики . <...> Особенность учебного пособия состоит в том, что конкурентоспособность предприятия рассмотрена в нем комплексно: с точки зрения формирования его внутренних и внешних конкурентных преимуществ. <...> В целях комплексного изучения проблемы 5 конкурентоспособности в учебное пособие включены разделы по конкурентной стратегии как предприятия, так и государства, обеспечивающего соответствующие внешние условия формирования конкурентного потенциала. <...> Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. <...> Впервые монополия и конкуренция были рассмотрены не как антитезы, было введено понятие «монополистическая конкуренция» и установлено, что термины, в него входящие, не исключают друг друга. <...> Чемберлина, положенная в основу его теории монополистической конкуренции, – возможность рассматривать современный рынок с дифференцированным продуктом как конкуренцию между монополистами, каждый из которых имеет рыночную власть над частью потребителей. <...> Основным объектом критики стала модель совершенной конкуренции – из-за чрезмерного внимания только к одному ее виду – ценовой конкуренции, из-за невозможности раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также из-за игнорирования роли научно-технологических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержку конкуренции. <...> Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами, т. е. существуют альтернативные способы удовлетворения потребности. <...> Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. <...> Ценовая и неценовая конкуренция Использование <...>
Конкуренция_и_конкурентоспособность.pdf
УДК 339.137.2(075.8)
ББК 65-132я73
М74
Рецензенты:
д-р экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас (Российский государственный
профессионально-педагогический университет);
д-р экон. наук, проф. И. В. Разорвин (каф. экономики и управления Российская
академия народного хозяйства и государственной службы при президенте
Российской Федерации)
Научный редактор – д-р экон. наук, проф. А. Г. Мокроносов
Мокроносов, А. Г.
М74 Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов,
И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194, [2] с.
ISBN 978-5-7996-1098-2
Рассмотрены вопросы методов оценки конкурентоспособности предприятия, разработки
и реализации его конкурентной стратегии, во взаимосвязи с конкурентоспособностью
товара, отрасли, региона, страны.
Учебное пособие адресовано студентам, изучающим экономику предприятия и стратегический
менеджмент.
Библиогр.: 57 назв. Табл. 15. Рис. 19.
УДК 339.137.2(075.8)
ББК 65-132я73
ISBN 978-5-7996-1098-2
© Уральский федеральный
университет, 2014
Стр.3
Оглавление
Введение ...................................................................................................................... 5
Глава 1. Теоретико-методологические основы конкуренции .......................... 7
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в развитии экономики ............................... 7
1.2. Ценовая и неценовая конкуренция ............................................................... 14
1.3. Типология рынков. Рынки с монопольной властью ................................... 19
1.4. Доминирующее положение предприятия и экономическая концентрация
товарного рынка .................................................................................. 30
1.5. Барьеры входа на товарный рынок ............................................................... 35
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................. 40
Глава 2. Экономическая сущностьи упровни исследования
конкурентоспособности..........................................................................41
2.1. Понятие конкурентоспособности и ее свойства .......................................... 41
2.2. Параметрические характеристики конкурентного преимущества .................. 47
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................. 52
Глава 3. Конкурентоспособность экономики страны в системе
современных мирохозяйственных связей...........................................53
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................. 63
Глава 4. Методические подходы к оценке конкурентоспособности
товара……….............................................................................................65
Вопросы и задания для самоконтроля ................................................................ .87
Глава 5. Методические подходы к оценке конкурентоспособности
отрасли.......................................................................................................88
5.1. Понятие и экономические границы отрасли................................................88
5.2. Методы оценки конкурентоспособности отрасли ..................................... 100
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 117
Глава 6. Методические подходы к оценке конкурентоспособности
предприятия...........................................................................................119
6.1. Факторы конкурентоспособности предприятия и принципы ее
оценки .................................................................................................................... 119
6.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия ............................ 124
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 142
Глава 7. Конкурентная стратегия предприятия ............................................. 144
7.1. Классический подход к разработке конкурентной стратегии .................. 144
7.2. Модель стратегического управления издержками предприятия .................. 153
7.3. Стратегии, основанные на ролевой функции предприятия ...................... 156
7.4. Стратегии слияний и поглощений .............................................................. 159
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 163
3
Стр.4
Глава 8. Стратегия повышения конкурентоспособности национальной
экономики...............................................................................................165
8.1. Государственное регулирование конкурентных отношений ................... 165
8.2. Промышленная политика как фактор конкурентоспособности
экономики ............................................................................................................. 176
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................... 186
Заключение ............................................................................................................. 187
Библиографический список ................................................................................ 189
4
Стр.5