ISBN 978-5-7996-1333-4 В учебном пособии рассмотрены функции прикладного социологического исследования как инструмента информационного обеспечения в принятии управленческих решений и решении социальных проблем. <...> Показаны классические методы сбора социологической информации, а также новые методики: дискурс-анализ и онлайн-исследование. <...> Во втором разделе анализируются принципы построения методической стратегии исследования, эвристические возможности и алгоритмы методов сбора информации. <...> Н. Н. Маликова, О. В. Рыбакова 5 Раздел 1 Дизайн социологического исследования Глава 1 ФУНКЦИИ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Ключевые слова: эвристическая функция исследования, фундаментальное и прикладное знание, теоретическое и эмпирическое знание, методология науки, эпистемологический аспект методологии исследования, технологический аспект методологии, функция формирования и манипулирования общественным мнением, разведывательное исследование, описательное исследование, аналитическое исследование, базовое исследование, повторное исследование, панельное исследование. <...> Ключевой функцией любого социального исследования является его эвристиче ск ая ф ункция, то есть способность конструировать новое знание об изучаемом объекте. <...> В некоторых учебниках по политологии и социологии методология определяется как совокупность методов, процедур сбора и обработки данных в эмпирическом исследовании. <...> 12 ности конструирования знания о социальной реальности в традициях междисциплинарного подхода. <...> Как правило, разведывательное исследование проводится в случае отсутствия исходного теоретического знания об изучаемой проблеме, невозможности построить исходную гипотетическую модель предмета исследования, неопределенности относительно возможных, компетентных источников информации и т. д. <...> Целью разведывательного исследования, соответственно, является четкая постановка проблемы и конструирование <...>
Дизайн_и_методы_социологического_исследования.pdf
УДК 303.1(075.8)
ББК Ñ506ÿ73-1
Ì19
Рецензенты:
кафедра социологии Российского государственного
профессионально-педагогического университета
(заведующий кафедрой кандидат социологических наук,
доцент Ò. Â. П е р м я к о в à;
С. Е. Вершини н, доктор философских наук,
профессор кафедры социологии
(Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Ì19
Ìàëèêîâà, Í. Í.
Дизайн и методы социологического исследования : [учеб.
ïîñîáèå] / Í. Í. Ìàëèêîâà, Î. Â. Рыбакова ; Ì-âî образования
и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург
: Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2014. – 232 ñ.
ISBN 978-5-7996-1333-4
В учебном пособии рассмотрены функции прикладного социологического
исследования как инструмента информационного обеспечения
в принятии управленческих решений и решении социальных проблем.
Дан анализ социологического исследования как коммуникативного процесса.
Показаны классические методы сбора социологической информации,
а также новые методики: дискурс-анализ и онлайн-исследование.
Для студентов социально-экономических и гуманитарных направлений
подготовки, изучающих дисциплины «Прикладная социология», «Методы
социологического исследования», «Технологии маркетинговых исследований»,
«Технология изучения общественного мнения», «Методология
и методы научной работы» и др.
УДК 303.1(075.8)
ББК Ñ506ÿ73-1
ISBN 978-5-7996-1333-4
© Уральский федеральный университет, 2014
© Маликова Í. Í., Рыбакова Î. Â., 2014
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. Дизайн социологического исследования ................................ 6
Глава 1. Функции и виды социологического исследования ............. 6
Глава 2. Дизайн социологического исследования
как конструирование знания о социальной реальности .... 21
Глава 3. Социологическое исследование
как коммуникативный процесс .......................................... 42
Глава 4. Основные этапы социологического исследования.
Дизайн проекта .................................................................... 60
РАЗДЕЛ 2. Методы сбора эмпирической информации
в социологическом исследовании ............................................................. 90
Глава 1. Опрос: сущность, достоинства и ограничения,
условия применения ............................................................ 97
Глава 2. Метод наблюдения (ïîëåâîå исследование) .................... 139
Глава 3. Методы анализа документов
в социологическом исследовании ..................................... 168
Приложения .............................................................................................. 205
Стр.232