Чувашский государственный институт гуманитарных наук Научные доклады Выпуск 10 Н.И. Егоров ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ТАТАР И ЧУВАШЕЙ От конфессионального к этнонациональному Доклад на научной сессии Чувашского государственного института гуманитарных наук по итогам работы за 2012 год Чебоксары 2012 1 УДК 39 ББК 63.5 Е 30 Научный редактор Г.А. Николаев Егоров Н.И. <...> © Н.И. Егоров, 2012 © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2012 2 ВВЕДЕНИЕ Глубокие социально-экономические преобразования, усвоение достижений мировой цивилизации в её западном, евро-американском варианте ведут порой к незаметной, но коренной перестройке национального самосознания, менталитета, психологии, возникновению национальных концепций этнической истории. <...> Если понимать под идентичностью чувство принадлежности к определённой группе, то приходится признать множественность идентичностей: социальную (принадлежность к определённым социальным слоям общества – студент, фермер), профессиональную (принадлежность к определённым профессиям и творческим объединениям – механизатор, скотник, строитель, писатель, художник), конфессиональную (приверженность к определённым религиозно-конфессиональным общинам – язычник, христианин, православный, мусульманин, суннит), этническую (принадлежность к определённой этнической группе – чуваш, татарин, кряшен, мишар, 3 малъень, вирьял), административно-территориальную (саратовский чуваш, «башкирский» чуваш, «пермский татарин», казанец, чебоксарец, нижегородец, симбирянин) и т.д. <...> Исподволь складывающиеся элементы государственности привели к возникновению Великой Булгарии хана Кубрата, а затем Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Киевской Руси. <...> Феодальная верхушка Волжской Булгарии из всех мировых религий выбрала ислам, что, по сути, было предопределено складывающейся политической коньюнктурой. <...> Конфессиональное расслоение населения <...>
Динамика_формирования_национальных_концепций_идентичности_у_татар_и_чувашей._От_конфессионального_к_этнонациональному.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 3
1. К проблеме типологии идентичностей:
от родоплеменной идентичности к конфессиональной
и от конфессиональной к этнонациональной …………………….. 4
2. Динамика идентичностей у казанских татар ……………………... 7
2.1. Pro и contra булгарской идентичности казанских татар ………... 8
2.2. Динамика мусульманской идентичности казанских татар …… 13
2.3. Динамика содержания этнонима «татары» и проблема
этноязыковой самоидентификации казанских татар ………….. 19
2.3.1. Проблема этнической идентификации
заказанских «чювашей»: сословие или этнос? …………........ 26
2.3.2. Проблема этнической идентификации «казанцев»:
татары или ногаи? ……………………………………………... 31
2.3.3. Блуждание между тюрками и татарами ……………………... 35
2.3.4. «Казанские мусульмане» становятся татарами ……………… 36
3. «Чуваши» – аллоэтноним отконфессионального
происхождения …………………………………………………….. 38
Литература и источники ……...……………………………………… 44
51
Стр.51