БУРЯТОВЕДЕНИЕ
ОПЫТ ПРОШЛОГО -
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Выпуск 1
Улан-Удэ
2014
Стр.1
Обсуждая, размышляй также и о прошлых делах,
Если сравнивать две крайности — прошлое и будущее,
Родится новое знание.
Э.-Х. Галшиев «Зерцало мудрости»
Стр.3
РОССИИН БОЛБОСОРОЛОЙ БОЛОН ЭРДЭМ УХААНАЙ ЯАМАН
БУРЯАДАЙ ГҮРЭНЭЙ ЕХЭ ҺУРГУУЛИ
Зуун зугэй дээдэ нургуули
Буряад шудалалай лаборатори
БУРЯАД ШУДАЛАЛ
Эрдэм шэнжэлэлгын согсолбори
I-дэхи хэһэг
ҮНГЭРҺЭН ҮЕЫН ДҮЙ ДҮРШЭЛ — ЕРЭЭДҮЙН ХАРАА БОДОЛ
Улаан-Үдэ
Буряадай гурэнэй ехэ нургуулиин хэблэл
2014
Стр.4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ЕОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Восточный институт
Лаборатория бурятоведения
БУРЯТОВЕДЕНИЕ
Научный сборник
Выпуск 1
ОПЫТ ПРОШЛОГО — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2014
Стр.5
УДК 94+81+008(=512.31) Утверждено к печати
ББК 63+81+71(=Буря)
Б 919
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Ответственный редактор
О.
Б. Бадмаева
кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: lab.bur @mail.ru
Б 919
Бурятоведение: опыт прошлого — взгляд в будущее: науч. сб. / отв. ред.
О. Б. Бадмаева. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. —
Вып. 1. — 232 с. ISBN 978-5-9793-0710-7
В научном сборнике представлены статьи авторов, исследующих актуальные
проблемы этнической истории, бурятской филологии и культуры бурят на современном
этапе. В них рассматриваются состояние, проблемы и тенденции развития
бурятоведения, обсуждаются вопросы использования инновационных технологий в
преподавании бурятоведческих дисциплин.
Для специалистов-бурятоведов, педагогов и широкого круга читателей.
Buryatovedenie: the experience of the past — look to the future: collection of
scientific papers / resp. ed. О. B. Badmaeva. — Ulan-Ude: Buryat State University
Publishing Department, 2014. — Vol. 1. — 232 p.
ISBN 978-5-9793-0710-7
In the collection of works the articles of the authors who study the actual problems of
ethnic history, Buryat philology and culture of the Buryat people on the modem stage are
presented. The articles contain the present day status, problems and trends of
Buryatovedeniya; the questions of the use of innovative technologies in teaching Buryat
disciplines are discussed.
For the specialists of Buryat language and literature, teachers and a wide range of
readers.
УДК94+81+008(=512.31)
ББК63+81+71 (=Буря)
ISBN 978-5-9793-0710-7
© Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.6
Окружающий
мир 3 класс: Современная
Россия.
Литературное
чтение 3 класс:
Летние путешествия
и приключения.
Окружающий
мир 3 класс:
Узнавать государственные символы России
(флаг, герб, гимн) среди государственных символов
других стран.
Литературное чтение 3 класс:
-Воспринимать на слух тексты, отвечать на вопросы
по содержанию литературного текста.
-Составлять план текста: делить текст на части,
озаглавливать каждую часть.
-Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника
и отвечать на них в соответствии с правилами
речевого общения.
-Читать вслух осознанно, правильно, выразительно,
интонировать, использовать паузы, нужный
темп и тон речи.
-Писать сочинение о личных впечатлениях после
предварительной подготовки.
Крайне важно, чтобы все сведения были связаны с учебной деятельностью
школьников по другим дисциплинам, нужно «перекинуть мост» от преподавания
бурятского языка к преподаванию других предметов. Такая постановка преподавания
будет способствовать совершенствованию знаний по другим, связанным с бурятским
языком, дисциплинам. Это — общепедагогический подход, но нельзя забывать
и о методической стороне вопроса, а именно о лексическом составе текстов:
чем более широкий круг предметов мы привлекаем для взаимосвязи с языком, тем
значительнее расширяется и лексическое содержание материала. Это значит, что
помимо широко употребляемых слов и выражений, в текст неизбежно войдут слова,
которые употребляются в узкой области знаний. Способствуя всестороннему
развитию личности, связь бурятского языка с другими учебными предметами означает
применение на практике языковых знаний, умений и навыков.
Решение разных по содержанию межпредметных проблем предполагает организацию
учебного процесса как дидактической системы. Проблемность означает систематическое
решение межпредметных познавательных задач, коллективность —
организацию коллективной деятельности учителей и учащихся при выдвижении и
решении таких задач, комплексность — осуществление в единстве различных видов
и функций межпредметных связей. Возможны три дидактических варианта перестройки
учебного материала предметов на основе принципа проблемности при
осуществлении межпредметных связей: тематический, проблемно-тематический,
широкий проблемный.
Организация учебного процесса включает следующие этапы:
1)
жании, методах и формах учебной работы на уроках по предметам, между которыми
устанавливаются связи;
223
создание общей программы, определяющей основные направления в содер
Стр.225
2) конкретизация общей программы на отдельных уроках и темах смежных курсов,
определение динамики межпредметных познавательных задач по этапам решения
проблемы;
3) осуществление программы обучения, введения корректив на основе обратной
связи путём взаимоконтроля учителей разных курсов [Педагогический проект:
Проблема интеграции в современной школе].
Таковым может быть образовательное и практическое значение межпредметных
связей при обучении бурятскому языку. Иными словами, для достижения надпредметных
образовательных результатов школьников в содержании, формах и
методах работы над бурятским языком должны найти полное отражение межпредметные
связи.
Литература
1. Педагогический проект: Проблема интеграции в современной школе. [Электр, ресурс]
https ://www. google. ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion= 1 &espv=2&ie=UTF-8#newwindow=
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. —
(Стандарты второго поколения).
224
Стр.226
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
1. Ангархаев Ардан Лопсонович — доктор исторических наук, директор Центра
монголоведных исследований Бурятского государственного университета
(Россия, г. Улан-Удэ)
2. Аюушын Оюунтунгалаг — Ph. D, доцент гуманитарного факультета Монгольского
государственного университета образования (Монголия, г. Улан-Батор)
3. Бадмаев Булат Бадмаевич — кандидат филологических наук, доцент кафедры
бурятской литературы Восточного института Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
4. Бадмаева Ольга Балъжинимаевна — кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий лабораторией бурятоведения Восточного института Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
5. Базарова Долгор Раднанимаевна — кандидат психологических наук, старший
преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
6. Балданмаксарова Елизавета Ешиевна — доктор филологических наук, профессор
кафедры русской и зарубежной литературы Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
7. Балдуева Любовь Михайловна — кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедры бурятского языка и методики преподавания Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
8. Батжаргалын Чинзориг — аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
9. Бат-Очир Монхтуяа — Ph D, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Архангайского филиала Монгольского государственного университета образования
(Монголия, г. Улан-Батор)
10. Батсүх Доржпүрэв — старший преподаватель кафедры математики и бизнеса
Дорнотского педагогического института (Монголия, г. Чойбалсан)
11. Берёзкина Елена Петровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры
русской и зарубежной литературы Института филологии и массовых коммуникаций
Бурятского государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
12. Будажапова Лариса Батуевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры
бурятского языка и методики преподавания, старший научный сотрудник
лаборатории бурятоведения Восточного института Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
13. Будаин Бадмажаб Баясхаланович — кандидат педагогических наук, доцент
кафедры бурятского языка и методики преподавания Восточного института
Бурятского государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
14. Буянтуева Гэрэлма Цырен-Доржиевна — кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник Центра монголоведных исследований Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
225
Стр.227
15. Ганболд Энхтайван — заведующий кафедрой иностранных языков Архангайского
филиала Монгольского государственного университета образования
(Монголия, г. Улан-Батор)
16. Гантулга Төмөрбаатар — старший преподаватель кафедры математики и бизнеса
Дорнотского педагогического института (Монголия, г. Чойбалсан)
17. Гармаева Светлана Искроена — доктор филологических наук, профессор кафедры
русской и зарубежной литературы Института филологии и массовых
коммуникаций Бурятского государственного университета (Россия, г. УланУдэ)
18.
Гунжитоеа Гарма-Ханда Цыбикжаповна — кандидат политических наук, доцент
кафедры муниципального и государственного управления, заместитель
директора по учебной работе Восточного института Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
19. Дамдиноеа Елена Юролтуевна — кандидат филологических наук, научный сотрудник
отдела фольклористики и литературоведения Института монголоведения,
буддологии и тибетологии СО РАН (Россия, г. Улан-Удэ)
20. Дампилова Людмила Санжибоеена — доктор филологических наук, заведующий
отделом фольклористики и литературоведения Института монголоведения,
буддологии и тибетологии СО РАН (Россия, г. Улан-Удэ)
21. Дашиева Соёлма Анандуевна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры бурятского языка и методики преподавания Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
22. Долгор Нарантуяа — старший преподаватель кафедры иностранных языков
Архангайского филиала Монгольского государственного университета образования
(Монголия, г. Улан-Батор)
23. Дугаров Баир Сономович — доктор филологических наук, старший научный
сотрудник отдела фольклористики и литературоведения Института монголоведения
и буддологии СО РАН (Россия, г. Улан-Удэ)
24. Дугаров Владимир Доржиееич — доктор исторических наук, профессор кафедры
всеобщей и отечественной истории Бурятского государственного университета
(Россия, г. Улан-Удэ)
25. Дылыкоеа Ринчин Сандановна — кандидат филологических наук, доцент кафедры
бурятского языка и методики преподавания Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
26. Егодурова Виктория Макаровна — доктор филологических наук, профессор
кафедры русского языка и общего языкознания Института филологии и массовых
коммуникаций Бурятского государственного университета (Россия,
г. Улан-Удэ)
27. Жамсаранова Раиса Гандыбалоена — доктор филологических наук, доцент
кафедры теоретической и прикладной лингвистики Забайкальского государственного
университета (Россия, г. Чита)
28. Замбулаееа Наталья Гомбоевна — кандидат педагогических наук, доцент Боханского
филиала Бурятского государственного университета (Россия, г. УланУдэ)
226
Стр.228
29. Иванова Алевтина Владимировна — магистрант первого года обучения Восточного
института Бурятского государственного университета (Россия, г.
Улан-Удэ)
30. Ламаева Баярма Васильевна — старший преподаватель кафедры методики
преподавания гуманитарных дисциплин Педагогического института Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
31. Лхасаранова Баярма Бастуевна — доктор педагогических наук, доцент Бурятского
республиканского педагогического колледжа (Россия, г. Улан-Удэ)
32. Макарова Ольга Гармаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий
лабораторией прикладной и экспериментальной лингвистики Восточного
института Бурятского государственного университета (Россия, г. УланУдэ)
33.
Монсонова Арюна Раднанимаевна — кандидат психологических наук, доцент,
заместитель декана по учебной работе социально-психологического факультета
Бурятского государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
34. Нанзанова Очир-Ханда Найдановна — учитель бурятского языка и литературы
Ацагатской СОТНИ им. Агвана Доржиева, заслуженный учитель РБ (Россия,
МО «Заиграевский район», с. Нарын-Ацагат)
35. Нанзатова Эржена Патанхановна — кандидат педагогических наук, доцент
Бурятского Республиканского института образовательной политики (Россия,
г. Улан-Удэ)
36. Очирова Дарима Будаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры
бурятского языка и методики преподавания Бурятского государственного университета
(Россия, г. Улан-Удэ)
37. Ошоров Сергей Гармаевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры
бурятского языка и методики преподавания Бурятского государственного университета
(Россия, г. Улан-Удэ)
38. Ошорова Светлана Алексеевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры
бурятской литературы ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
(Россия, г. Улан-Удэ)
39. Пинтаева Софья Геннадьевна — студентка второго курса Института математики
и информатики Бурятского государственного университета (Россия,
г. Улан-Удэ)
40. Сангажапова Соёлма Цыреновна — кандидат филологических наук, специалист
отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и
науки Республики Бурятия (Россия, г. Улан-Удэ)
41. Санжаева Римма Дугаровна — доктор психологических наук, профессор кафедры
возрастной и общей психологии Бурятского государственного университета
(Россия, г. Улан-Удэ)
42. Санжеева Лариса Цырендоржиевна — доктор филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой английской филологии Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
227
Стр.229
43. Санжиееа Татьяна Ефремовна — доктор исторических наук, профессор кафедры
истории Бурятии Бурятского государственного университета (Россия,
г. Улан-Удэ)
44. Санжитоеа Оксана Гомбоеена — научный сотрудник лаборатории бурятоведения
Восточного института Бурятского государственного университета (Россия,
г. Улан-Удэ)
45. Тагарова Татьяна Бороеена — доктор филологических наук, доцент кафедры
бурятской филологии Иркутского государственного университета (Россия,
г. Иркутск)
46. Тыхеееа Дугарма Юндуновна — кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедры бурятского языка и методики преподавания Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
47. Убеева Ираида Поликарпоена — доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой инфекционных болезней Медицинского института Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
48. Халхарова Лариса Цымжитоена — кандидат филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой бурятской литературы Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
49. Харанутоеа Дарима Шагдуровна — доктор филологических наук, доцент кафедры
русского языка и общего языкознания Института филологии и массовых
коммуникаций Бурятского государственного университета (Россия,
г. Улан-Удэ)
50. Цыбикоеа Бадма-Ханда Бадмадоржиевна — кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник отдела фольклористики и литературоведения Института
монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Россия, г. УланУдэ)
51.
Цыбикоеа Елена Николаевна — кандидат медицинских наук, старший преподаватель
кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинского
института Бурятского государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
52. Цыденов Дабажап Бадмаееич — учитель бурятского языка и литературы Петропавловской
районной гимназии (Россия, МО «Джидинский район, п. Петропавловка)
53.
Цырендоржиева Баярма Дамбиевна — кандидат филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой бурятского языка и методики преподавания Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
54. Цыренова Зинаида Егоровна — доктор исторических наук, доцент кафедры истории
Бурятии Бурятского государственного университета (Россия, г. УланУдэ)
55.
Чагдуроеа Эржена Дондоповна — кандидат философских наук, доцент кафедры
философии Бурятского государственного университета (Россия, г. УланУдэ)
56.
Чимбеева Зоригма Доржиеена — старший преподаватель кафедры филологии
и методики преподавания Педагогического института Бурятского государственного
университета (Россия, г. Улан-Удэ)
228
Стр.230
57. Чимитдоржиев Ширап Бодиевич — доктор исторических наук, профессор Института
монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Россия, г. УланУдэ)
58.
Шагдаров Лубсан Доржиевич — доктор филологических наук, профессор Института
монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Россия, г. УланУдэ)
59.
Шагдарова Дарима Лубсандоржиевна — доктор филологических наук, доцент
кафедры филологии и методики преподавания Педагогического института Бурятского
государственного университета (Россия, г. Улан-Удэ)
60. Шаракшинова Елена Константиновна — кандидат филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой бурятской филологии, заместитель декана по
учебной работе факультета филологии и журналистики Иркутского государственного
университета (Россия, г. Иркутск)
61. Шойнжонова Дулма Базаровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры
монголоведения Забайкальского государственного университета (Россия,
г. Чита)
229
Стр.231
СОДЕРЖАНИЕ
От ответственного редактора................................................................................................... 5
Раздел 1. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БУРЯТ
В ЗЕРКАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Чимитдоржиев Ш.Б. Буряад арадай уг гарбал тухай........................................................... 7
Дугаров В.Д. Буряты в российском монголоведении XVII-XXI вв.
^ ^
(опыт и проблемы).........................................................................................................................
Санжиева Т.Е. Взаимоотношения буддизма и шаманизма в Прибайкалье
в Wi l l XIX вв.....................................’......................................................................................... 17
Цыренова З.Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов
в советский период (проблемы источниковедения)................................................................ 21
Чимитдоржиев Ш.Б. Буряадай түүхэ бэшэгүүд тухай........................................................ 28
Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Балдуева Л.М Байгал-хударын буряадуудай нютаг хэлэн тухай....................................... 33
Будаин Б.Б. Буряад хэлэнэй толинуудые зохёоһон түүхэһээ............................................... 35
Будажапова Л.Б. Буряад хэлэн-арадай соёл болбосорол сахиха болон хүгжөөхэ гол
һууринуудай нэгэн......................................................................................................................... 40
Гунжитова Г-Х.Ц. Этноязыковое образование как фактор формирования
этнического взаимоуважения..................................................................................................... 44
Егодурова В.М. Морфология глагольного слова в бурятском языке
(опыт и перспективы исследования).......................................................................................... 46
Жамсаранова Р.Г. Оним «забайкальские хамниганы»: этноязыковая
принадлежность, история, современность............................................................................... 51
Иванова АВ. Ахын нютаг хэлэнэй хэлэлгын хубинуудай онсо илгаа............................. 55
Мөнхтуяа Б. К вопросу о дискурсивном анализе (на материале художественных
текстов)............................................................................................................................................ 59
Очирова Д.Б. Сопоставительный анализ английских и бурятских адъективных
образований слов........................................................................................................................... 61
Ошоров С.Г. Проблемы развития бурятско-русского двуязычия...................................... 66
Сангажапова С.Ц. Роль интернета в сохранении и развитии бурятского языка
69
Тагарова Т.Б., Шаракшинова Е.К. К семантическим процессам в образовании
компьютерной терминологии бурятского языка..................................................................... 72
Харанутова Д.Ш. К проблеме основной единицы словообразовательной системы
бурятского языка........................................................................................................................... 76
Цырендоржиева Б.Д. Актуальные вопросы национального образования
в Республике Бурятия................................................................................................................... 81
Шагдаров Л.Д., Шагдарова Д.Л. Лексико-семантические группы слов и проблема
составления тематических словарей монгольских языков................................................... 83
Шойнжонова Д.Б. Послеложные новообразования в современном бурятском языке
(на материале деепричастных форм глагола)......................................................................... 91
Раздел 3. МИФОЛОГИЯ, ФОЛЬКЛОР, ЛИТЕРАТУРА:
ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Ангархаев А.Л., Буянтуева Г.Ц-Д. 2000-аад онуудай уран шүлэглэл: туршалганууд
болон амжалтанууд........................................................................................................................ 95
Бадмаев Б.Б Буряад домог үгэ шудалалай соёлдо тамын оршолон удхалалга............... 101
Бадмаева О.Б. Архетипические мотивы превращения и переодевания в романе
Ц.-Ж. Жимбиева «Белые птицы»................................................................................................ 106
Стр.232
Балданмаксарова Е.Е. Буряад литературын эхин шата (XVIII зуун жэлэй хоёрдохи 110
хаһа -XX зуун жэлэй арбаад онууд)..........................................................................................
Балданмаксарова Е.Е. Образ матери Хори-хатан в литературе бурятского народа
113
Балдуева JI.M. Портретный очерк в газете «Буряад Үнэн» 2000-х годов........................ 115
Берёзкина Е.П. Мифопоэтические основы образов природы в монгольской лирике.... 118
Гармаева С.И. Духовные и религиозные ценности как ресурс обучения........................ 121
Дамдинова Е.Ю. Ябаган хөөрөөнүүдэй мүнөө үеын байдал.............................................. 124
Дампилова JI.C. Ареальные и историко-типологические исследования фольклора
монголоязычных народов (по итогам экспедиционных исследований).............................. 127
Дугаров Б.С. Образ шаманки-прародительницы Асуйхан в мифах бурят....................... 132
Ошорова С.А., Цыденов Д.Б. «Гэсэр» үльгэр соо «мангадхай» болон тэрэ үгэһөө
гараһан нэгэ үндэһэтэй үгэнүүдэй тайлбарилга....................................................................... 136
Санжитова О.Г. К вопросу о национальной идентичности бурят в современных
анекдотах......................................................................................................................................... 140
Тыхеева Д. Ю. Эпическое в трилогии Д.О. Батожабая «Похищенное счастье»
(к проблеме эстетической ценности личности)....................................................................... 145
Халхарова Л.Ц. Хорь дугаар зууны буриад түүхэн роман тухай....................................... 147
Цыбикова Б-Х.Б. Фольклористические исследования отдела литературоведения
и фольклористики.......................................................................................................................... 152
Раздел 4. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ, МОДЕЛИ
В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Базарова Д.Р., Монсонова А.Р., Санжаева Р.Д. Этнолингвистическая картина мира
молодежи Байкальского региона.............................................................................................. 158
ГантулгаТ., Доржпүрэв Б. Оэлүн эхийн өвөлжөө нутгийг түшиглэн аялал
жуулчлалын маршрут гаргах нь................................................................................................. 163
Дашиева С.А. К вопросу о содержании обучения чтению на бурятском языке
при межкультурном подходе в неязыковом вузе.................................................................... 166
Дылыкова Р.С. Эхин һургуулида шэнэ стандартын ёһоор буряад хэлэ үзэлгын
^
шухала асуудалнууд......................................................................................................................
Замбулаева Н.Г. Нютаг хэлэнэй байдалда буряад хэлэндэ һургаха онол арганууд
173
Ламаева Б.В. Влияние национальной культуры на развитие музыкальных
способностей.................................................................................................................................. 178
Лхасаранова Б.Б. Теоретические основы обучения орфоэпическим нормам
бурятского литературного языка................................................................................................ 182
Макарова О.Г. Работа с комиксами как один из видов работы по развитию речи
на уроках бурятского языка......................................................................................................... 184
Нанзанова 0-Х.Н. Юумэнэй нэрэ заалгада шэнэ онол аргануудые хэрэглэлгэ.............. 189
Нанзатова Э.П. Учебно-методический комплекс «Эрдэни»............................................... 192
Нарантуяа Д., Ганболд Э. Assessing students’ oral and written assignments using rubrics 200
Оюунтунгалаг А , Чинзориг Б. Оросын мэргэжилтэн ба Буриадын сэхээтнүүдийн
Монголын багшийн сургуулийн багшлах боловсон хүчин бэлтгэх үйлсэд оруулсан
хувь нэмэр....................................................................................................................................... 206
Санжеева Л.Ц. Лингводидактический потенциал бурятского эпоса «Гэсэр»:
символизм культа неба................................................................................................................. 211
Убеева И.П., Цыбикова Е.Н. Антропометрический статус детей-бурят......................... 215
Чагдурова Э.Д. Культурологическое образование в контексте проблемы сохранения
национальной культуры................................................................................................................ 217
Чимбеева З.Д. Использование межпредметных связей содержания учебного
материала для достижения надпредметных образовательных результатов школьников
в процессе обучения бурятскому языку.................................................................................... 220
Сведения об авторах.................................................................................................................... 225
Стр.233
Научное издание
БУРЯТОВЕДЕНИЕ
Научный сборник
Выпуск 1
ОПЫТ ПРОШЛОГО — ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Стиль и пунктуация авторов статей сохранены
Компьютерная верстка Н. Ц. Тахинаевой
Свидетельство о государственной аккредитации
№1289 от 23 декабря 2011 г.
Подписано в печать 25.11.2014. Формат 70x100 1/16.
Уел. печ. л. 15,87. Уч.-изд.л. 18,85. Тираж 100 экз. Заказ 276.
Дата выхода в свет 12.12.2014. Цена свободная
Издательство Бурятского госуниверситета
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а
E-mail: riobsu@gmail.com
Отпечатано в типографии
Издательства Бурятского госуниверситета
670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора,За
Стр.234
9785979307107
7 10’
Стр.236