№ 205/1 (6477/1)
10 сентября 2014
www.rg.ru
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
В НОМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗАМИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ:
от 7 мая 2014 г. № 440 — с. 1, от 12 мая 2014 г. № 511 — с. 7, от 7 мая 2014 г. № 469 — с. 11, от 22 апреля 2014 г. № 391 — с. 14, от 18 апреля 2014 г. № 349 — с. 17, от 22 апреля 2014 г. № 394 — с. 22, от 7 мая 2014 г. № 441 — с. 25, от 7 мая 2014 г. № 438 —
с. 30, от 22 апреля 2014 г. № 385 — с. 36, от 7 мая 2014 г. № 462 — с. 42, от 12 мая 2014 г. № 502 — с. 45, от 7 мая 2014 г. № 470 — с. 49, от 23 апреля 2014 г. № 399 — с. 54, от 22 апреля 2014 г. № 388 — с. 59, от 18 апреля 2014 г. № 346 — с. 63, от 7 мая 2014 г.
№ 458 — с. 68, от 23 апреля 2014 г. № 402 — с. 74, от 23 апреля 2014 г. № 400 — с. 79, от 21 апреля 2014 г. № 359 — с. 87, от 12 мая 2014 г. № 501 — с. 92.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росси)
от 7 мая 2014 г. № 440 г. Москва
Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 июня 2014 г. Регистрационный № 32677
Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 26.02.02 Судостроение
В соответствии с п/пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки,
утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, № 33, ст. 4377), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 26.02.02 Судостроение.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 642
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 180103 Судостроение» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 17 августа 2010 г., регистрационный № 18173).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.
Министр Д. Ливанов
Приложение
Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего профессионального образования
по специальности 26.02.02 Судостроение
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности
26.02.02 Судостроение для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего
образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов
среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2.
Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.02 Судостроение
имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна
сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов
нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием
сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации
культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления
обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных
программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями
здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема
- передачи информации в доступных для них формах.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 26.02.02 Судостроение базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая
квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для
приема на обучение по ППССЗ
среднее общее образование
основное общее образование
водятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для
приема на обучение по ППССЗ
среднее общее образование
основное общее образование
на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: деятельность по первичной обработке листовых и профильных
судостроительных материалов; сборке секций и формированию корпусов судов и другой морской и речной техники;
ремонту и утилизации судов и кораблей, другой морской техники в качестве техника в судостроительных организациях; научно-исследовательских
и конструкторских организациях судостроительного профиля различных организационно-правовых
форм.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
морские, рыбопромысловые и речные суда и другая морская и речная техника, их механизмы и оборудование;
элементы судовых конструкций, узлы, детали, системы; техническая и технологическая документация; технологическое
оборудование;
процессы управления при производстве, техническом обслуживании и ремонте судов;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Контроль и пусконаладка технологических процессов судостроительного производства.
4.3.2. Конструкторское обеспечение судостроительного производства.
4.3.3. Управление подразделением организации.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС
СПО).
4.4. Специалист по судостроению готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Контроль и пусконаладка технологических процессов судостроительного производства.
4.4.2. Конструкторское обеспечение судостроительного производства.
4.4.3. Управление подразделением организации.
4.4.4. Участие в опытно-экспериментальной работе.
4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС
СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Наименование квалификации
углубленной подготовки
Специалист по судостроению
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной
подготовки в очной форме обучения3
3 года 10 месяцев
4 года 10 месяцев4
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий
увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения: на базе среднего общего образования - не более чем
Наименование квалификации
базовой подготовки
Техник
Срок получения СПО по ППССЗ базовой
подготовки в очной форме обучения1
2 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев2
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ
базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приОК
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Контроль и пусконаладка технологических процессов судостроительного производства.
ПК 1.1. Проводить входной контроль качества сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов, качества
готовой продукции.
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении деталей корпуса, сборке и
сварке секций, дефектации и ремонте корпусных конструкций и их утилизации.
ПК 1.4. Производить пусконаладочные работы и испытания.
5.2.2. Конструкторское обеспечение судостроительного производства.
ПК 2.1. Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей узлов, секций корпусов.
ПК 2.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и сварки секций, ремонта и технологии утилизации корпусных
конструкций.
ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
5.2.3. Управление подразделением организации.
ПК 3.1. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.2. Планировать, выбирать оптимальные решения и организовывать работы в условиях нестандартных ситуаций.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества выполняемых работ на уровне управления.
ПК 3.4. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации
инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности.
ПК 3.5. Обеспечивать безопасные условия труда на производственном участке.
ПК 3.6. Оценивать эффективность производственной деятельности.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Специалист по судостроению должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК
6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Специалист по судостроению должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1.
Контроль и пусконаладка технологических процессов судостроительного производства.
ПК 1.1. Проводить входной контроль качества сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов, качества
готовой продукции.
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении деталей корпуса, сборке и
сварке секций, дефектации и ремонте корпусных конструкций и их утилизации.
ПК 1.4. Производить пусконаладочные работы и испытания.
5.4.2. Конструкторское обеспечение судостроительного производства.
ПК 2.1. Разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления деталей узлов, секций корпусов.
ПК 2.2. Разрабатывать технологические процессы сборки и сварки секций, ремонта и технологии утилизации корпусных
конструкций.
ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
5.4.3. Управление подразделением организации.
ПК 3.1. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 3.2. Планировать, выбирать оптимальные решения и организовывать работы в условиях нестандартных ситуаций.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества выполняемых работ на уровне управления.
ПК 3.4. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации
инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности.
ПК 3.5. Обеспечивать безопасные условия труда на производственном участке.
ПК 3.6. Оценивать эффективность производственной деятельности.
5.4.4. Участие в опытно-экспериментальной работе.
ПК 4.1. Выполнять работы по оценке качества и подтверждению соответствия объектов деятельности.
ПК 4.2. Выполнять опытно-экспериментальные работы по сокращению сроков монтажа, снижению себестоимости монтажа,
повышению качества и ресурса монтажа.
ПК 4.3. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации
инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности.
ПК 4.4. Анализировать результаты реализации технологического процесса для определения направлений его совершенствования.
5.4.5.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени,
отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки,
определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых
для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями
продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной
части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят
из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии
с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.
При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по
профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки
должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный
язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки - «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный
язык», «Физическая культура».
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность
жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться
система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Стр.1