Рассмотрены методология ценообразования, а также вопросы выбора ценовой стратегии предприятия в зависимости от новизны товара с учетом развития конкуренции, анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на ценовую политику предприятия. <...> Н.Э. Баумана, 2007 Учебное издание Постникова Елена Сергеевна ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Редактор О.М. <...> Рассмотрены методология ценообразования, а также вопросы выбора ценовой стратегии предприятия в зависимости от новизны товара с учетом развития конкуренции, анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на ценовую политику предприятия. <...> Так, ценообразование в условиях рынка зависит от конкуренции, цены формируются в значительной степени под воздействием спроса и предложения. <...> Однако установление равновесия возможно лишь при совершенной конкуренции, когда есть все условия для свободной конкуренции и перелива капитала, свободного вхождения на рынок любого продавца и покупателя. <...> В настоящее время совершенная конкуренция является теоретической моделью конкуренции. <...> Цены на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение в отрасли и на рынке, и их динамика подлежат тщательному контролю и регулированию путем установления предельных цен, надбавок, предельных уровней рентабельности и т. д., а также изменением налоговых ставок. <...> В соответствии с постановлениями Правительства РФ государственное регулирование цен осуществляется на продукцию произ4 водственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения (электро- и теплоэнергия, газ, нефтепродукты, коммунальные и социальные услуги, связь, перевозки пассажиров, лекарственные средства, медицинские изделия). <...> Основным рекомендательным документом по установлению цен на товары (работы, услуги) являются «Методические рекомендации по формированию и применению свободных <...>
Ценообразование_и_цены_на_продукцию_наукоемких_предприятий.pdf
УДК 338.5(075.8)
ББК 65.422
П 635
д-р техн. наук, проф. А.И. Орлов; д-р экон. наук, проф. С.Г. Фалько
Постникова Е.С.
Рецензенты: д-р экон. наук, проф. Ю.Я. Еленева;
П 635
приятий: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,
2007. – 112 с.: ил.
ния для предприятий в условиях рыночных отношений. Рассмотрены
методология ценообразования, а также вопросы выбора ценовой
стратегии предприятия в зависимости от новизны товара с
учетом развития конкуренции, анализа внутренних и внешних
факторов, влияющих на ценовую политику предприятия. Подробно
изложены методы расчета цены. Приведены примеры по всем
рассмотренным вопросам ценообразования. Предложены задачи
для самостоятельного решения. В издании учтены действующие
на территории Российской Федерации законодательные акты и
нормативные документы.
Для студентов факультета «Инженерный бизнес и менеджISBN
978-5-7038-3101-4
Изложены основные положения и особенности ценообразоваЦенообразование
и цены на продукцию наукоемких предмент»
МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также для студентов экономических
факультетов высших технических учебных заведений.
УДК 338.5(075.8)
ББК 65.422
ISBN 978-5-7038-3101-4
© Постникова Е.С., 2007
© МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007
© Оформление. Издательство
МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................... 3
1. Понятие цены и функции цены как экономической категории .......... 6
2. Классификация цен ................................................................................. 15
2.1. Виды цен в зависимости от степени регулирования .................. 15
2.2. Виды цен в зависимости от сферы товарного обращения ......... 18
2.3. Виды цен в зависимости от времени действия ........................... 28
2.4. Виды цен в зависимости от территории действия ..................... 28
2.5. Виды цен в зависимости от метода включения транспортных
расходов в цену товара ................................................................. 29
3. Предприятие в условиях рыночного ценообразования ....................... 32
4. Механизм установления цены ............................................................... 37
5. Выбор цели ценообразования ................................................................ 40
5.1. Ценовые стратегии при реализации традиционной продукции .... 40
5.2. Ценовые стратегии при выпуске нового товара ......................... 43
5.3. Негативные ценовые стратегии ................................................... 44
6. Анализ рыночных факторов ................................................................... 45
6.1. Изучение потенциального рынка сбыта продукции .................. 45
6.1.1. Определение типа рынка .................................................... 45
6.1.2. Анализ факторов спроса и потребительского выбора ......... 51
6.1.3. Анализ факторов предложения .......................................... 65
6.2. Оценка и анализ издержек производства и цен на факторы
производства .................................................................................. 68
7. Методы расчета исходной цены ............................................................ 74
7.1. Затратные методы расчета цены .................................................. 74
7.2. Целевое ценообразование ............................................................. 81
7.3. Методы расчета цены, ориентированной на спрос .................... 83
7.4. Методы расчета цены, учитывающие состояние конкуренции
на рынке ......................................................................................... 87
8. Установление окончательной цены .......................................................103
Задачи для самостоятельного решения .....................................................105
Список литературы .....................................................................................109
111
Стр.112