В середине 1-го тысячелетия н. э. с развитием производства железа восточные славяне вступили в период разложения родового строя. <...> На территории Восточной Европы проживало около 150 восточно-славянских племен. <...> Иными словами, через сто лет после образования древнерусского государства не существовало ярко выраженного визуального различия между князем и его дружинниками. <...> Возникновение древнерусского государства Летописная концепция возникновения древнерусского государства. <...> Второй причиной образования у восточно-славянских племен государственного аппарата стало развитие торговых отношений. <...> До середины Х в. древнерусское государство по форме административно-территориального устройства представляло собой союз племен с номинальным административным центром в Киеве. <...> Входившие в его состав племена пользовались большой автономией, племенные вожди подчинялись киевскому князю лишь во время военных походов. <...> Уничтожение власти местных племенных вождей пришлось на княжение Ольги и Святослава. <...> Таким образом, через 100 лет после правления Олега киевские князья распространили прочную власть над двумя регионами — Киевом и Новгородом (как было при Олеге) — еще только на один — землю древлян. <...> В XI в. князь и его дружина стали совмещать военные функции с административными. <...> Князь имел свой собственный двор, обслуживавший его самого, его семью и дружину. <...> Во главе государственной иерархии стоял киевский князь—старший в династии Рюриковичей. <...> Из первой со временем комплектовался боярский слой, вторые оставались воинами. <...> Основные функции государства заключались в защите от врагов (главным образом нападавших на южнорусские земли кочевников), сборе дани, сбыте в Византии и Болгарии пушнины и меда в обмен на ремесленные изделия. <...> Этапы становления древнерусского права Русская Правда создавалась в несколько этапов. <...> Позднее Правду Ярослава и Правду Ярославичей историки стали называть Краткой редакцией Русской <...>
_Отечественная_история.pdf
УДК 94(47)
ББК 63.3
О-82
Авторы:
И.Л. Абрамова, Г.Л. Волохова, И.В. Берснева,
Б.Н. Земцов, В.М. Сторчак, И.М. Ходаков
Р е ц е н з е н т ы:
М.И. Смирнова, В.В. Легчилин
Отечественная история : учеб.-метод. пособие : в 2 ч.
О-82
– Ч. I. IX – XVII вв. / под ред. Б.Н. Земцова. – М.: Изд-во
МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 159, [1] с.
В пособии изложена отечественная история с древнейших времен
до начала XX в. Оно состоит из двух частей: первая часть охватывает
IX – XVII вв., вторая часть – XVIII вв. – начало XX в. Рассмотрены
основные проблемы возникновения и развития государства,
его внешняя и внутренняя политика, эволюция национального самосознания.
Пособие
содержит комплекс учебно-методических материалов:
авторские очерки, исторические документы, контрольные вопросы и
задания, список рекомендуемой литературы.
Для студентов 1-го курса, изучающих дисциплину «Отечественная
история».
Учебное издание
Абрамова Ирина Львовна
Волохова Генриэтта Леонидовна
Берснева Ирина Валерьевна
Земцов Борис Николаевич
Сторчак Владимир Михайлович
Ходаков Игорь Михайлович
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИCТОРИЯ
Часть I. IX – XVII вв.
Редактор В.М. Царев
Корректор Р.В. Царева
Компьютерная верстка В.И. Товстоног
Подписано в печать 15.09.2009. Формат 60×84/16.
Усл. печ. л. 9,3. Тираж 1000 экз. Изд. № 139.
Заказ
Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Типография МГТУ им. Н.Э. Баумана.
105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5.
-МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009
c
УДК 94(47)
ББК 63.3
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема I. Киевская Русь: ключевые проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Восточные славяне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Возникновение древнерусского государства . . . . . . . . . . . . . . .
3
7
7
9
3. Этапы становления древнерусского права . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Древнерусский народ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
6. Распад древнерусского государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
7. Дискуссия об уровне социально-экономического развития
Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
8. Документы и материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Тема II. Русские земли в удельный период: векторы развития . . . . . 38
1. Юго-Западная Русь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
2. Новгородская республика (Северо-Западная Русь) . . . . . . . . . 42
3. Северо-Восточная Русь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
4. Русь и Орда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
5. Документы и материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Тема III. Московская Русь: проблемы внутренней и внешней политики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
1. Свержение золотоордынского ига. Завершение объединения
русских земель и образование единого Российского
государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
159
Стр.159
2. Экономика во второй половине XV — первой половине
XVI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
3. Внешнеполитическое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
4. Государственный аппарат во второй половине XV — первой
половине XVI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
5. Социальные процессы во второй половине XV — первой
половине XVI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
6. Московская Русь при Иване IV . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
7. Культура второй половины XV—XVI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
8. Документы и материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Тема IV. Россия XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
1. Смутное время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
2. Экономика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
3. Внешнеполитическое положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
4. Изменения в государственном механизме. . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
5. Социальные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
6. Культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
7. Образование русского, украинского и белорусского народов 126
8. Ментальность русского народа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
9. Документы и материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Список рекомендуемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Стр.160