В.Ф. Балашова КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ монография Москва Издательство «Физическая культура» 2008 1 УДК 612.017.2-056.266 Б 20 Рецензенты: доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор Чесноков Н.Н. доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор Родионов А.В. <...> Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностноориентированное образование, в монографии исследованы сущность и особенности компетентностного подхода к проектированию государственных образовательных стандартов, его отличия от квалификационной модели. <...> Вторая глава монографии посвящена проблеме профессиональной подготовки специалиста адаптивной физической культуры в компетентностном формате. <...> Исходя из того, что характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю бого процесса образования, в работе подробно рассмотрены требования, предъявляемые к профессиональной компетентности специалиста по адаптивной физической культуре особенностями контингента основных нозологических групп. <...> Рассмотрена специфика каждого из компонентов адаптивной физической культуры и, в соответствии с ней, определен круг специальных компетенций, формирующих профессиональное «лицо» специалиста адаптивной физической культуры. <...> Представленные в монографии требования к результатам освоения основной образовательной подготовки по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», вошли в проект ГОС ВПО нового поколения в виде универсальных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по окончанию вуза. <...> Компетентностный подход к проектированию образовательных стандартов: его отличия от квалификационного, сущность, особенности . <...> Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре в государственном образовательном стандарте нового поколения <...>
Компетентность_специалиста_по_адаптивной_физической_культуре.pdf
УДК 612.017.2-056.266
Б 20
Рецензенты:
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор Чесноков Н.Н.
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор Родионов А.В.
Балашова В.Ф.
Б 20 Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография
/В.Ф. Балашова - М.: Физическая культура, 2008. – 150 с.
ISBN 978-5-9746-0110-1
В первой главе монографии рассмотрены основные тенденции и ориентиры развития
образования в современных условиях. Изучены взгляды, мнения и прогнозы известных ученых
относительно перспектив развития образования и повышения его качества в условиях компетентностного
подхода. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностноориентированное
образование, в монографии исследованы сущность и особенности компетентностного
подхода к проектированию государственных образовательных стандартов, его
отличия от квалификационной модели.
Вторая глава монографии посвящена проблеме профессиональной подготовки специалиста
адаптивной физической культуры в компетентностном формате. Исходя из того, что характеристика
объекта педагогических воздействий является исходным условием лю бого процесса
образования, в работе подробно рассмотрены требования, предъявляемые к профессиональной
компетентности специалиста по адаптивной физической культуре особенностями контингента
основных нозологических групп. Особое внимание в исследовании отведено выявлению наиболее
специфических профессионально-важных личностных качеств специалиста адаптивной
физической культуры, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности его
профессиональной деятельности. Рассмотрена специфика каждого из компонентов адаптивной
физической культуры и, в соответствии с ней, определен круг специальных компетенций, формирующих
профессиональное «лицо» специалиста адаптивной физической культуры.
Представленные в монографии требования к результатам освоения основной образовательной
подготовки по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивная физическая культура)», вошли в проект ГОС ВПО нового поколения
в виде универсальных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник
по окончанию вуза.
Монография адресована научным работникам, руководителям органов образования,
преподавателям, аспирантам, студентам и всем лицам, интересующимся компетентностным
подходом к образованию.
УДК 612.017.2-056.266
Б 20
ISBN 978-5-9746-0110-1
© Балашова В.Ф., 2008
© Издательство «Физическая культура», 2008
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Качество образования и перспективы его развития в условиях
компетентностного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Тенденции и ориентиры развития качества образования в современных
условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Развитие системы государственных образовательных стандартов высшего
образования в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Компетентностный подход к проектированию образовательных стандартов:
его отличия от квалификационного, сущность, особенности . . . . . . . . . . . . . .
1.4. «Компетенция» и «компетентность» - ключевые понятия современного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.5. Анализ классификаций компетенций и компонентного состава
компетентности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.6. Состояние проблемы формирования профессиональной компетентности
будущих специалистов в современном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
8
9
16
48
59
78
98
Глава 2. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре в
государственном образовательном стандарте нового поколения . . . . . . . 113
2.1. Социальная востребованность в специалистах по адаптивной физической
культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
2.2. Подготовка специалистов по адаптивной физической культуре в
современной системе профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
2.3. Специальные компетенции и обусловленность их формирования
особенностями контингента основных нозологических групп. . . . . . . . . . . . . 134
2.4. Профессионально-важные качества личности как неотъемлемые
составляющие профессиональной компетентности специалиста
адаптивной физической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
2.5. Компетенции специалиста и их соответствие особенностям
профессиональной деятельности в основных видах адаптивной
физической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
2.6. Требования ГОС к результатам освоения основной образовательной
программы подготовки по специальности 032102 «Физическая культура для
лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая
культура)» в компетентностном формате . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
3
Стр.3