Д.И. ДМИТРИЕВ Практикум к курсу лекций «Всеобщая история» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д.И. ДМИТРИЕВ Практикум к курсу лекций «Всеобщая история» Иркутск 2014 2 УДК 94(47) ББК 63.3(2 Рос) Д 53 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор исторических наук, профессор кафедр истории России ВосточноСибирской государственной академии образования З.И. Рабецкая ; кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории ВосточноСибирской государственной академии образования А.В. Даниленко Дмитриев Д.И. <...> Д 53 Практикум к курсу лекций «Всеобщая история» [Текст] / Д.И. Дмитриев. <...> Также приведены вопросы для лучшего усвоения и повторения пройденного материала о положении России в системе мировых цивилизаций. <...> Особое внимание уделяется закреплению учебного материала касающихся основных концепций возникновения мировых цивилизаций и особенностей их развития с древнейших времен и до наших дней. <...> История является одним из важных предметов в системе высшего образования страны, поскольку она формирует целостную систему мировоззрения молодежи. <...> Практикум по дисциплине «Всеобщая история» призвано углубить и закрепить полученные студентами на занятиях знания об истории мировых цивилизаций. <...> Раскрыть место России в системе западной и восточной цивилизации, особенности ее общественной организации в сравнении с опытом других стран. <...> Студенты-очники в течение семестра прослушивают лекции и участвуют в семинарах по Всеобщей истории, студенты-заочники прослушивают установочные лекции, выполняют контрольные работы. <...> Выбор темы реферата /контрольной работы/ может быть сделан на основе списка предлагаемых тем, содержащегося в данном пособии. <...> Анализ литературы <...>
Практикум_к_курсу_лекций_Всеобщая_история.pdf
Д.И. ДМИТРИЕВ
Практикум к курсу лекций
«Всеобщая история»
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Д.И. ДМИТРИЕВ
Практикум к курсу лекций
«Всеобщая история»
Иркутск
2014
2
Стр.2
УДК 94(47)
ББК 63.3(2 Рос)
Д 53
Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского
государственного лингвистического университета
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор кафедр истории России ВосточноСибирской
государственной
академии
образования
З.И.
Рабецкая ;
кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории ВосточноСибирской
государственной академии образования А.В. Даниленко
Дмитриев Д.И.
Д 53 Практикум к курсу лекций «Всеобщая история» [Текст] /
Д.И. Дмитриев. – Иркутск: ИГЛУ, 2014. – 122 с.
В книге представлены тестовые задания к курсу лекций, частично отражены на
графиках и систематизированы в таблицах. Также приведены вопросы для лучшего усвоения
и повторения пройденного материала о положении России в системе мировых цивилизаций.
Особое внимание уделяется закреплению учебного материала касающихся основных
концепций возникновения мировых цивилизаций и особенностей их развития с древнейших
времен и до наших дней.
Практикум предназначен для студентов направления подготовки 072300
«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (профиль
«Выставочная деятельность», квалификация бакалавр) и всех тех, кому небезразличны
проблемы земной цивилизации.
УДК 94(47)
ББК 63.3(2 Рос)
© Дмитриев Д.И., 2014
©Иркутский государственный
лингвистический университет,
2014
3
Стр.3
Введение
Изучение прошлого мировых цивилизаций дает возможность студенту
лучше понимать сложные процессы, происходящие в международной жизни,
полнее реализовать свои способности, занять свое достойное место на
жизненном пути. В этой связи особо важным представляется глубокое и
всестороннее изучение студентом Всеобщей истории. Изучение истории
нацелено на одухотворение личности посредством культуры, науки,
просвещения и т.д. Поэтому изучение истории поможет будущим специалистам
лучше ориентироваться в сложных процессах, происходящих в мире. История
является одним из важных предметов в системе высшего образования страны,
поскольку она формирует целостную систему мировоззрения молодежи.
Практикум по дисциплине «Всеобщая история» призвано углубить и
закрепить полученные студентами на занятиях знания об истории мировых
цивилизаций.
В последнее время некоторые студенты негуманитарных факультетов
имеют предвзятое отношение к изучению внесенных в программу
общеобразовательных гуманитарных дисциплин, одной из которых является
«Всеобщая история». Они полагают, что только изучение специальных
дисциплин поможет им реализовать себя в будущей работе, при этом чувствуя
себя вполне полноценным и разносторонним человеком. Однако следует
понимать, что работа – это лишь часть большой и многообразной человеческой
жизни, которая не может быть сконцентрирована на чем-то одном. По своей
сути жизнь человека – это непрерывный процесс формирования и развития его
личности, а история, при этом, выступает одной из важнейших форм
самосознания людей. Именно на исторических примерах человека воспитывают
в уважении к вечным общечеловеческим ценностям. Выдающийся русский
историк В.О. Ключевский отмечал, что «не цветы виноваты в том, что слепой
их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за
невежество и пренебрежение».
4
Стр.4
Цели и задачи методического пособия по дисциплине «Всеобщая
история»:
Цели:
1. Углубить исторические знания студентов по истории мировых
цивилизаций, сформировать у них историческую культуру.
2. Пробудить интерес студентов к более глубокому познанию истории,
уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Задачи:
1. Дать цельное представление об историческом пути развития
человечества во всей его сложности и противоречивости.
2. Раскрыть место России в системе западной и восточной цивилизации,
особенности ее общественной организации в сравнении с опытом других стран.
3. Освятить многогранный процесс развития многонациональной
мировой культуры, образования и науки за длительный исторический период.
Требования к уровню освоения курса:
В результате работы с материалами методического пособия по
дисциплине «Всеобщая история» студенты должны:
знать:
- программный материал в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта;
уметь:
- работать с первоисточниками, архивным материалом;
- проводить научную обработку и обобщение исторических данных;
- ориентироваться в сложных процессах исторического прошлого в
разные исторические периоды;
- творчески применять полученные знания в своей профессиональной
деятельности.
5
Стр.5